Летопись нужно писать сразу Из письма к свящ. Георгию Кочеткову Прочитал два сборника Ваших проповедей «Путь Креста» и «Мы верим в общение святых» и решил написать Вам несколько слов относительно их будущего издания. Ваши проповеди оригинальны, уникальны как по содержанию, так и по форме. Я бы назвал этот стиль «богословием Пути». В центре Вашего внимания - «община, движимая Духом Святым». Читатель Ваших проповедей видит пошаговый генезис, проходит вместе с Вами путь развития, становления церковной общины. Вы как бы впускаете читателя в творческую лабораторию созидания церковной жизни. Это самое интересное, что может быть для тех, кто хочет жить церковно. Ваши проповеди принципиально отличаются от проповедей митр. Антония (Блума), оо. Александра Шмемана, Всеволода Шпиллера, Виталия Борового. Нечто подобное можно было бы ожидать от отца Сергия (Савельева), но, к сожалению, измерение пути сильно ослаблено в его храмовых проповедях. Только «Далёкий путь» показывает нам, как зачинается, растёт и крепнет, болеет и выздоравливает церковная община. Вечерня в часовне СФИ. Вход Господень в Иерусалим. 2006 г. Мне кажется, что это важно учитывать при издании Ваших проповедей. Публикуя проповеди других проповедников, можно идти путём выборки, отбора. Можно отбирать лучшие тексты, поскольку в них важна тема проповеди и степень её раскрытия. Ваши проповеди лучше публиковать целостно и последовательно, ничего не вынимая и не откладывая. Нужно оставлять и все технические замечания, как, например, это сделано мелким шрифтом в «Пути Креста». В конце концов, пусть появится 20 томов Ваших проповедей. В таком подходе есть большой смысл. Для Содружества - это летопись, никакой другой летописи у нас всё равно нет и, скорее всего, не будет (так как летопись нужно писать сразу, а не 10 лет спустя). В последнее время мы задумались о проблемах передачи предания внутри Содружества. Появление такой летописи будет частично вводить новичков в курс дела. В книге «Мы верим в общение святых» есть проповедь от 28 июня 2003 года, посвящённая шестилетию гонений 1997 года. В ней есть такие слова: «Прошёл какой-то цикл церковных перемен, какая-то страница переворачивается, и нам нужно себя спросить: а помним ли мы хотя бы свою собственную историю, пусть и небольшую, но для нас отнюдь не безразличную по сей день?» В 2003 году было уже актуальным вопрошание о том, как мы помним историю 1997 года. Думаю, что сейчас актуальность только возросла. Что такое 1992-93-е годы для тех, кто воцерковлялся в двухтысячные годы? Не доисторическая ли эпоха? Для исследователя-богослова полное собрание Ваших проповедей - это авторский комментарий к трудам по экклезиологии. Историк увидит в Ваших проповедях жизнь, проблемы, болезни церкви и общества в 1990-2000-е годы. Для многих из нас будет интересно перечитать Ваши рассказы о поездках на конференции, встречах в России и за рубежом. Хорошо бы не выбрасывать приветственные слова и проповеди гостей. В общем, я предлагаю повторить и восполнить тот подход, который был заложен при издании Ваших проповедей в первых номерах «Православной общины». На мой взгляд, лучше сконцентрироваться на издании не тематических сборников, а годовых. Думаю, что появление такого собрания проповедей будет реальным вкладом в возрождение церковной жизни. Сегодня многие ищут общинной жизни, но не знают с чего начать. Может получиться своеобразный «учебник» по собиранию церковной жизни. Свящ. Иоанн ПРИВАЛОВ Фото Бориса ЛЕВИЦКОГО КИФА №6(80) май 2008 года |