gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
01.05.2008 г.

За чудом или за Христом? "Благодатный огонь" превратился сегодня в России в доходный бизнес

Александр Мусин, полная версия статьи, опубликованной в журнале "Город", апрель 2008 г.

Еще в середине XIX в. епископ Порфирий (Успенский) рассказал всему миру правду. О том, что самый раскрученный брэнд православной Пасхи - "Благодатный огонь" на Гробе Господнем в Иерусалиме - это не сходящее с небес чудо. А дело рук местного патриарха, который зажигает свечи от спрятанной в нише лампады. Когда русский епископ спросил своего иерусалимского коллегу, почему он не говорит правды, тот ответил: "Нам нельзя начать этого переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба". Сегодня такой смельчак нашелся - это Иерусалимский патриарх Феофил (Яннопулос, род. 1952), возглавивший "матерь всех церквей" в 2005. И растерзать его готовы чиновники московской патриархии. Потому что "благодатный огонь" и его дистрибьюция в России сегодня превратились в доходный бизнес. 
 
12 апреля группа "спецжурналистов" на деньги фонда Андрея Первозванного отправилась к патриарху Феофилу. Среди них - шеф церковного официоза Сергей Чапнин и шоу-диакон Андрей Кураев. Оба в интернете (http://chapnin.livejournal.com/54661.html ; http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=142404.msg1523535#msg1523535 ) объявили патриаршую оценку российской политики в Святой Земле "хамской" и "русофобской". Чапнин приписал: "текст повешу все-таки после Пасхи. На то есть причины". Кураев эти "причины" объяснил. В ходе беседы "благодатный огонь" был назван "церемонией": откровенней выразиться "зажигалке в кармане" как причине "чуда", патриарх уже не мог. Все договорились рассказать обо всем лишь после Пасхи. Чтобы не испортить праздник своему спонсору. 
 
Еще 12 марта президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и по совместительству глава Фонд апостола Андрея был в Иерусалиме и договаривался с Феофилом о "транспортировке" огня в Россию: он доставляется во Внуково 26 апреля, в 22.30. В здании аэропорта должна состояться раздача огня верующим. В прошлом году в Воронеже "Единая Россия" раздавала его ветеранам, а в Белгороде им благословляют школьников на учебу. В Иерусалим за "огнем" традиционно отправляется министр культуры Александр Соколов, уже называвший его "чудом" и "откровением". В этом году сообщалось и об участии директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Министр уже сподобился открытого письма Глеба Якунина президенту, в котором был обвинен в "пропаганде псевдоправославного суеверия". Адресант просил адресата признать Соколова "профессионально непригодным" и "освободить его от государственной должности". Как выясняется, Якунин перевозит не только пассажиров. Вопрос деловой репутации и "профессиональной пригодности" для него крайне важен. Уже 21 апреля, на презентации фильма "Русская Палестина", он утверждал, что Кураев не правильно понял патриарха. Путейщика поддержал замглавы церковного "МИДа" епископ Марк (Головков). 
 
О том, что иерусалимский огонь - просто новый огонь, зажигаемый священником на Пасху, который лишь со временем стал восприниматься как чудо, писали люди и посерьезнее, например, профессор духовной Академии Николай Успенский (1900-1987) и академик Юлиан Крачковский (1883-1951). Они говорили правду, но эта правда появлялась "вовремя". Крачковский опубликовал свою статью в годы Первой Мировой войны, когда Российская империя претендовала на свою часть при разделе Турции: крест на святую Софию, святыни Палестины под русский контроль! Успенский произнес свою речь в 1949 г.: за год до этого греческие церкви отказались признать притязания сталинской РПЦ на лидерство в православном мире и не приехали в Москву на собор. В обоих случаях это был удар по авторитету православных греков.

Сегодня вопрос о "благодатном огне" тоже оказался помещен в контекст российской политики в Израиле. Отмена виз, активность отечественных политиков и бизнесменов в этой стране (петербургская губернатор Валентина Матвиенко собирается туда в мае) - все это дополняется стремлением чиновников подчинитьсвоему контролю паломнические потоки и церковные отношения. О Якунине нам уже известно, недавно главой Православного Палестинского общества избрался глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. К сожалению, русское церковное присутствие в Святой Земле всегда было следствием внешней политики и деятельности аналитических структур. Патриарх Феофил хорошо знает Москву, он служил здесь в 2001-2003 г.Он изучал историю, знает, что будет, когда российские политики начнут обращаться с Израилем и местным православием как с Украиной, Грузией или Эстонией, считая его "Русской Палестиной".И честно сказал об этом российским журналистам. За что был обозван "провокатором", решившим "отвадить" российских паломников от Святой Земли. Обличители патриарха из московской патриархии, называя отмену визового режима с Израилем "отменой новой черты оседлости",подчеркивали, что их высказывания по поводу "огня" и Иерусалимской церкви - это не позиция РПЦ. С многозначительным добавлением: "по крайней мере  - пока".
 
Сегодня всякий христианин может получить святой огонь на Пасху в своем приходе, ему не надо идти за "чудом" в Иерусалим. В католических храмах перед пасхальной службой разводят костер, от которого зажигают новую свечу. В православных - моют лампады и зажигают в них новые фитили безо всякого ритуала. В размышлениях патриарха Феофила нет ничего провокативного. Есть лишь мужество называть вещи своими именами и человеческая усталость от многовековой лжи. А в Иерусалим надо идти не за чудом, а за Христом.... 

Источник (URL): http://sfi.ru  

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!