Скончался глава Греческой православной церкви архиепископ Христодул Он скончался 28 января от рака в своей резиденции в Афинах. Архиепископ Христодул (Christodoulos) имел ученую степень доктора богословия, являлся автором большого количества книг научно-богословского и нравоучительного характера. Он был известен самостоятельной позицией в отношениях с греческим государством, выступал против действий НАТО на Балканах. Архиепископ Христодул критиковал глобализацию, шаги по отделению школы от церкви, реформу греческой орфографии как действия, враждебные церкви и народу. Он был избран архиепископом Афинским и всея Эллады десять лет назад, 28 апреля 1998 года. В июне 2007 года архиепископ Христодул был госпитализирован в афинскую больницу. Тогда у него был выявлен рак печени. В октябре врачи отказались от операции по пересадке печени, так как обнаружили, что рак распространился. Последние месяцы жизни предстоятель Греческой православной церкви провел в своей резиденции в Афинах. Проститься с покойным архиепископом пришли более 300 тысяч человек. Одним из первых официальных лиц на похороны предстоятеля Элладской православной церкви прибыл патриарх Константинопольский Варфоломей I. История взаимоотношений покойного архиепископа Христодула и патриарха Варфоломея была непростой. Два клирика познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений иерархов связывала дружба. Трения начались после того, как харизматичный епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли открытого противостояния. Поводом послужило избрание синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась автономия Элладской церкви. К тому же на архиепископа Христодула было наложено наиболее серьезное наказание для православного иерарха - отлучение от причастия. Архиепископ Христодул не согласился с этим решением. Таким образом, отношения между наиболее авторитетной и наиболее многочисленной греческими церквами стали на грань раскола. Однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции в отношениях двух церквей удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с архиепископом Христодулом. 31 января тело предстоятеля Афинской церкви было предано земле на Первом городском кладбище Афин. Архиепископа хоронили с почестями главы государства. После отпевания в кафедральном соборе греческой столицы траурная процессия прошла по центральным улицам города. На протяжении нескольких километров пути кортеж встречали десятки тысяч людей, пришедших проститься с архиепископом. Это были не только афиняне, но и жители многих других областей страны, приехавшие специально на похороны на автобусах. «Мы должны быть здесь. Это был наш Христодул, человек, равного которому в будущем я не вижу», - сказала пожилая женщина, приехавшая на церемонию. «Он вернул молодежь в Церковь, и логично, что мы пришли сюда», - сказал 25-летний мужчина. На кладбище патриарх Константинопольский Варфоломей отслужил краткую панихиду. Крышку гроба закрыли под пение пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых», а тело опустили в могилу под греческий государственный «Гимн свободе». РИА «Новости»/Седмица.Ru США: недавно созданное экуменическое объединение возглавил православный священник Протоиерей Леонид Кишковский, директор по внешним и межцерковным связям Православной церкви в Америке, стал модератором «Христианских Церквей вместе» (ХЦВ) - объединения христианских Церквей США, основанного в 2006 году. На заседании ХЦВ, состоявшемся 8-11 января в Балтиморе, экуменическое объединение подтвердило свою готовность продолжить изучение «сходства и расхождений взглядов Церквей-участниц на проблему бедности». В частности, ХЦВ намерены убедить следующего президента США «сделать одной из целей своей администрации борьбу с нищетой внутри страны» - об этом заявил исполнительный администратор объединения Ричард Хамм. ХЦВ - единственная в США экуменическая организация, объединяющая пять основных христианских традиций: католиков, православных, «традиционных» протестантов, евангеликов/пятидесятников и церкви, подавляющее большинство паствы которых - чернокожие американцы. Сегодня в ХЦВ входят 43 деноминации и организации. Семь из них вступили в объединение на последнем заседании в Балтиморе. Среди них - Американское библейское общество, Меннонитская Церковь и Церковь Братьев. Прот. Леонид Кишковский также является модератором межрелигиозной коалиции «Религии за мир» и членом ЦК Всемирного Совета Церквей. На посту модератора ХЦВ он сменил Уэсли Гранберга-Майклсона, генерального секретаря Реформатской церкви в Америке. Исполнительный администратор ХЦВ Ричард Хамм ранее являлся президентом Христианской церкви (Учеников Христа) в США и Канаде. В Екатеринбурге прошла 3-я зимняя Международная Православная выставка-ярмарка «Русь крещеная, Cвятая...» Открывая выставку, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сказал: «Основная цель выставки - приобщение широких слоев населения к ценностям и истокам православия, укрепление связей между представителями Русской православной церкви и светскими организациями». В 2008 г. в выставке приняли участие более 200 участников, среди которых представители религиозных и светских предприятий России, Израиля, Греции, Белоруссии, Молдавии, Украины. Третий год подряд на выставке представлен совместный стенд издательства Московского Свято-Филаретовского православно-христианского института и Свято-Екатерининского братства Екатеринбурга. В первый день особое внимание посетителей привлекла книга С.С. Аверинцева «Духовные слова», где собраны его проповеди в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в Москве, слова, обращенные к студентам СФИ, где он был членом Попечительского совета, и к Преображенскому содружеству малых православных братств, активным членом которого он являлся. Также интерес посетителей вызвал первый том издания «Православное богослужение», который был представлен на выставке. Это первое, наиболее полное издание различных чинов богослужений на современном русском богослужебном языке выпускается по благословению архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана. Полностью шеститомник богослужебных текстов издательство СФИ планирует выпустить в 2008 г., в него вошли все наиболее значимые чины богослужений: литургий, чинопоследования таинств, службы суточного круга, основные требы. Организаторы уверены, что выставка станет важным событием в жизни православного Екатеринбурга и в деле распространения православной веры. Сборник материалов конференции «Церковное искусство, его восприятие и преподавание» награжден дипломом Межвузовского творческого конкурса Изданные Свято-Филаретовским институтом материалы всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов «Церковное искусство, его восприятие и преподавание», состоявшейся в Москве 11-12 мая 2006 г. (научн. ред.-составитель - проф. А.М. Копировский), отмечены дипломом межвузовского творческого конкурса, посвященного дню святой Татьяны, как сборник, признанный в числе лучших в номинации «Православие и культура». Этот конкурс ежегодно проводится в Санкт-Петербурге по инициативе Совета ректоров ВУЗов СПб и Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. В СФИ состоялась защита выпускных работ по кафедрам Истории церкви и Священного писания В Свято-Филаретовском институте 29 января 2008 г. состоялась защита двух выпускных работ по кафедрам Истории церкви и Священного писания. Работа студентки СФИ, к.филол.н., доцента СПбГПУ Ю.В. Балакшиной «Движение обновления Церкви в период первой русской революции» представляет собой опыт изучения источников, сохранившихся в архивах Санкт-Петербурга о «группе 32-х» - священников, впервые поставивших вопрос перед церковью и обществом о необходимости церковных реформ. Выводы исследователей, ранее публиковавших материалы по данной теме, часто предшествовали конкретным источниковедческим изысканиям. В работе Ю.В. Балакшиной, наоборот, максимально полно представлена историография вопроса. Ею был изучен фонд Санкт-Петербургской Духовной Консистории, фонд Общества распространения духовно-нравственного просвещения, фонды журнала «Церковный Вестник» и ряд личных фондов. В результате были выявлены новые документы: это, в первую очередь, переписка «группы 32-х», позволяющая проследить позиции ее членов по целому ряду вопросов, устав Братства ревнителей церковного обновления. Исследовательница широко использовала периодическую печать того времени, привлекая малодоступные издания, а также опубликованные воспоминания и письма. Особую ценность представляют приложения к работе. Здесь на основе самостоятельных изысканий даны сведения об участниках движения, не известные историкам - в частности, о свящ. Владимире Колачеве, свящ. Иоанне Крылове и др. Рецензент, ст. науч. сотр. Института русского языка РАН, к.филол.н. А.Г. Кравецкий, говоря о достоинствах работы, отметил, что автору удалось сохранить объективность, не встав на сторону того или иного участника дискуссии начала XX в., и показать эволюцию «группы 32-х» от церковно-политического объединения к церковному. Научный руководитель работы ст. науч. сотр. ИРИ РАН, к.и.н. Е.В. Белякова указала, что в результате исследования появилась четкая обоснованная схема развития: «группа 32-х» - Союз церковного обновления - Братство ревнителей церковного обновления. По мнению Е.В. Беляковой, студентке удалось изучить Движение церковного обновления в контексте политических событий; увидеть разнообразие позиций людей, составлявших Движение; рассмотреть его как внутрицерковное явление. Ю.В. Балакшина сумела снять с Движения обвинения в политизированности и показать, что участники движения отнюдь не были пешками в руках политических партий, но пытались найти свою позицию, не отстраняясь от участия в жизни страны на переломном этапе. Студент СФИ В.С. Зыков в своей работе «Проблемы интерпретации слова hааdаm, используемого в двух библейских отрывках о сотворении человека (Быт 1:27; 2:7), в литературе эпохи второго Храма: от текстов ветхозаветных апокрифов и Септуагинты к текстам новозаветным и раввинистическим» рассмотрел различные интерпретации слова hааdаm: «человек», «человечество», «первый человек, сотворённый Богом». Один из рецензентов работы библеист иг. Иннокентий (Павлов) отметил, что проведенное исследование позволяет установить, как прежняя библейская традиция понимания одного из ключевых библейских терминов была затем воспринята христианским новозаветным Преданием и иудаизмом. Другой рецензент, известный переводчик Священного писания М.Г. Селезнев, указал на значимость проведенного исследования для создания новых переводов Ветхого завета. Научный руководитель работы, преподаватель кафедры Священного писания, доц. РГГУ А.И. Шмаина-Великанова подчеркнула, что автору удалось показать, как, начиная с Филона Александрийского, пути иудаистского и новозаветного толкования рассказов о сотворении первого человека расходятся; далее новозаветная экзегеза приходит к идее Христа как Нового Адама, а иудаистская - к каббалистической идее Адама Кадмона. Она указала, что автор проделал самостоятельное исследование, результаты которого являются важным вкладом в библейскую философию, богословие, и антропогенез. В результате успешной защиты работы были оценены на «отлично» и рекомендованы к публикации. Презентация сборника материалов всероссийской конференции «Церковное искусство, его восприятие и преподавание» прошла в Санкт-Петербурге Презентация сборника материалов всероссийской конференции «Церковное искусство, его восприятие и преподавание» прошла в Санкт-Петербурге 17 января. Организаторами этого открытого для города события стали Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), Свято-Петровское малое православное братство (СПб), Руccкая Христианская гуманитарная академия (СПб) и газета «Кифа» (Москва-СПб). Открывая презентацию, председатель Свято-Петровского братства Владимир Валентинович Коваль-Зайцев призвал всех собравшихся провести ее в жанре заинтересованного разговора. Этот разговор начался с выступления А.М. Копировского, магистра богословия, кандидата педагогических наук, составителя и одного из авторов сборника, а также председателя оргкомитета конференции, по материалам которой был издан сборник. Александра Михайловича знают в Петербурге больше 25 лет - с тех пор, как он преподавал в духовной академии города церковную археологию. А.М. Копировский рассказал, что Свято-Филаретовский институт, организуя конференцию о церковном искусстве, ставил своей задачей расширить круг участников, обсуждающих эту проблематику, включив в него не только искусствоведов, но и священнослужителей, педагогов, психологов, а также самих творцов этого искусства - прежде всего, современных иконописцев. Кратко рассказав о том, что понимали под церковным искусством в истории, он отметил, что в ХХ веке художественное и богословское значение церковного искусства часто противопоставлялись. Далее докладчик описал основные проблемы, поставленные в докладах. Особым вдохновением для гостей, особенно тех, кто еще не успел познакомиться с книгой, стал показ на большом экране наиболее интересных иллюстраций к опубликованным в ней докладам. Продолжила разговор Вера Николаевна Залесская, доктор искусствоведения, зав. сектором Византии и Ближнего Востока отдела Востока Эрмитажа. Она рассказала на конкретных примерах о проблеме определения назначения культовых предметов, являющихся произведениями искусства, а также показала слайд уникальной плащаницы, вышитой в XVII веке, надписи на которой сделаны на греческом и арабском языках. Ирина Александровна Шалина, кандидат искусствоведения, сотрудник Русского музея, высказала предположение, что приписываемый иконописцам XVII века отказ от канона на самом деле вызван «нашей недостаточной образованностью», и что непривычные для нас детали иконы входили в канон в более ранние века. Также она отметила, что в современном иконописном искусстве не хватает образности и метафоричности, а иногда в нем допускаются серьезные нарушения и формы, и содержания церковной традиции. Игумен Александр (Федоров), кандидат архитектуры, кандидат богословия, доцент Российской академии художеств и доцент СПбДА, с большой теплотой вспомнил о том, как учился у А.М. Копировского 25 лет назад не только на его лекциях в СПбДА, но и во время встреч в домашней обстановке. О. Александр считает, что светские и богословские вузы должны специализироваться на разных сторонах церковного искусства. Главное - чтобы при этом была открытая среда общения, в которой все специалисты могли бы делиться своими открытиями и достижениями. В завершение он заметил, что Россия, в отличие от Запада, сумела сохранить каноническое искусство, в результате чего в ней не произошло его полного разрушения, как это случилось в ХХ веке в Европе. «Значит, мы имеем право на оптимизм», - закончил о. Александр. Директор Православного института миссиологии и экуменизма в Санкт-Петербурге прот. Владимир Федоров приветствовал всех гостей от имени ректора РХГА Д.К. Бурлаки (в стенах РХГА проходила презентация). Он подчеркнул миссионерское значение церковного искусства во всех его проявлениях. В отношении преподавания церковного искусства о. Владимир отметил: «Главное - воспитывать вкус и в богословии, и в гомилетике, и в церковном искусстве». Вера Борисовна Казарина, секретарь Международной научно-практической конференции и выставки «Традиции древнерусского шитья и современное образование» рассказала об удручающей ситуации в области возрождения древнерусского шитья, вынужденного выживать в условиях расцвета ширпотреба и компьютерной вышивки. Иконописец Филипп Давыдов заметил, что иконописцы работают в своих мастерских и вступают в отношения только с настоятелями, в храмы которых продают иконы. Это значит, что сегодня икона все еще не существует как соборное искусство. Преподаватель Иконописной школы в СПбДА Александр Васильевич Стальнов считает главным вопросом преподавания церковного искусства определение современного православного образа. Современная академическая форма обучения иконописца, по его мнению, не дает человеку раскрыться так, как это было в древности. Затем он подчеркнул, что список, предполагающий живое прочтение произведения, в принципе отличается от копии, и что «в древности писали все по-новому», благодаря действию Духа Святого. Марина Николаевна Цветаева, преподаватель курса РХГА «От иконы до авангарда», заметила, что духовное искусство можно увидеть, понять и почувствовать из разных точек бытия, даже через модернизм, который по существу является исповедью о пустоте и небытии человека. Она призвала не отвергать светское искусство, ведь и оно может подвести человека к глубине, причем не только эстетической. Далее в живом общении многие участники презентации не только благодарили организаторов за высокий уровень докладов и интересные, животрепещущие вопросы, затронутые в них, но также выразили желание продолжить начатый разговор в форме круглых столов или семинаров. Анастасия Наконечная 3 февраля исполнилось 100 лет со дня кончины основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства Н. Н. Неплюева Крестовоздвиженское братство (годы деятельности: 1889-1929 гг.) - редкая в России попытка устроения православного братства на основании последовательной общинно-братской экклезиологии. В основу этого братства легли богословские и социальные концепции его основателя Николая Николаевича Неплюева (24.09.1851-03.02.1908 н.ст.), который вложил в него всю жизнь, избрав путь безбрачия, и средства, включая собственное огромное состояние. Основной идеей Неплюева была мысль о необходимости единения между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут быть объединены в трудовое братство. Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим, которое должно стать для человека потребностью всей жизни. В противном случае, он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна. По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд, в т.ч. труд духовный - добровольная дисциплина любви. Это заключалось в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому важно подчинить свои личные и семейные интересы. Основу Крестовоздвиженского братства составляли общины, образованные по профессиональному признаку под общим руководством Неплюева и думы, состоящей из наиболее ответственных братчиков. Членству в общине каждого члена братства придавалось принципиальное значение: без обретения навыка любви к братьям и сестрам своей христианской общины невозможно научиться любить братство и церковь. Подготовительным этапом для жизни в братстве были школы, в которых детей учили не только верить в Бога, но и жить по своей вере. Стремление к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях, а также в опыте братского богослужения, в котором частично использовался русский язык, а отдельные молитвы и псалмы читались самими братчиками. Этот опыт позднее был засвидетельствован братским священником о. Александром Секундовым на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, т.к. люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в №№ 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана его статья «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая «антицерковную рутину за «истинное православие». Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, т.к. его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви». Требуется «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным». Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов» (или - института катехизации). «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещеными и не позорить Церкви жизнию своею». Вместе с тем необходимо издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный». Н.Н. Неплюев мечтал организовать Всероссийское братство на основе приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Однако осуществить этот проект ему не удалось. В декабре 1907 г. он тяжело заболел и 3 февраля 1908 г. отошел ко Господу. После смерти Неплюева Крестовоздвиженское братство просуществовало до 1925 г., когда были репрессированы наиболее преданные братству люди. Окончательно свое существование Крестовоздвиженское трудовое братство прекратило во время коллективизации в 1929 г. В настоящее время сочинения Неплюева мало известны в церкви, в то время как его литературно-богословское наследие заслуживает глубокого внимания. Его значение отмечал журнал «Православная община», а также известный историк церкви проф.-протопр. Виталий Боровой. «Наши богословы и религиозные мыслители ХІХ-ХХ веков - Хомяков, Соловьёв, Достоевский, Неплюев, Несмелов, их учение, их религиозная философия - это та закваска, на которой сейчас растёт, ширится и обретает силу христианская мысль», - говорил он в одной из проповедей 1977г. 1-го февраля в СФИ состоялась защита бакалаврской работы Наталии Игнатович «Исторический очерк деятельности Крестовоздвиженского трудового братства, основанного Н.Н. Неплюевым (1889-1929 гг.)», в которой были рассмотрены взгляды Н.Н. Неплюева, а также история братства, его структура, хозяйственная деятельность и духовная жизнь. КИФА №2(76) февраль 2008 года |