gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Первая полоса arrow Прошлое прекрасно тогда, когда оно ведёт нас вперёд к будущему. Из слова свящ. Георгия Кочеткова на новогоднем молебне
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
23.01.2008 г.

Прошлое прекрасно тогда, когда оно ведёт нас вперёд к будущему

Из слова свящ. Георгия Кочеткова на новогоднем молебне в Свято-Филаретовской часовне

Image 

Мы прожили год своей жизни и многое пережили за это время, и нам надо сделать из этого выводы - чтобы прожитый год не был просто потраченным временем, чтобы он служил фундаментом для построения будущего, трамплином для того, чтобы следующий год, который, конечно, пролетит так же быстро, как и только что прошедший, прошёл не впустую. Наверное, было бы интересно, если бы за новогодним столом люди что-то вспоминали, чтобы начало года отмечалось не грохотом хлопушек, а духом, смыслом и разумом, усилием единения. Сейчас люди, может быть, потому и стали так шумно встречать Новый год, что им хочется что-то заглушить в себе, не хочется думать, не хочется вспоминать прошедшее, и часто они, как говорится, с водой выплёскивают и ребёнка. Да, в нашей жизни много «воды» - пустого времяпрепровождения, но всё-таки есть ведь и призвание, есть и достижения, есть место радости и любви, творчеству, вере и надежде. И как часто люди об этом забывают, как часто они уже и не верят в это, а поэтому ничего не могут передать другим! А ведь счисление лет исторического времени - это прекрасный повод «прочистить» те каналы предания, которые так легко «склеротируются», засоряются и искривляются.

Уходящий год был очень интересным, совсем неординарным. Это был год множества разных воспоминаний, первым из которых стоит девяностолетие года большевистского переворота и начала великого террора, но еще и Собора 1917 года. Хорошо, что мы потихоньку начинаем вспоминать этот Собор и осмыслять его, хотя пока еще крайне недостаточно - так же, как крайне недостаточно мы оцениваем причины и последствия событий революционных, социальных. Нечасто, к сожалению, говорится вся правда о них, нечасто говорится о вине церкви, допустившей революционные катаклизмы, о невоцерковленности народа, так легко поддавшегося великому соблазну, который ему преподнесла история.

За этим воспоминанием идет целый ряд других десятилетий, которые сочетались в единую цепочку. 1927-й год - год Декларации митрополита Сергия, столь важной в церковной истории - оспариваемой, неоднозначной, в большой степени вынужденной, тяжело компромиссной. 1937 год - разгул, высшая точка того зла и мрака, который покрыл всю нашу землю и весь наш народ, все народы нашей страны...

Нам приходилось с вами вспоминать многие даты, связанные с нашим движением. Это и двадцатилетие Свято-Филаретовского института, которое мы начали праздновать в конце этого года, и десятилетие достаточно тяжких гонений на наше движение, на наше братство, на наших братьев и сестёр. Это очень важно для нас, потому что, к сожалению, люди часто не знают истории, не помнят того, что происходило. А ведь даже этот небольшой в масштабах нашей церкви пример может быть предметом вдохновения, потому что он показал, что с любым видом зла можно бороться, и бороться по-христиански: с одной стороны, мирно, с другой - непримиримо. Такая «мирная, но непримиримая» борьба со злом остается актуальной. И ее конкретные примеры всегда важны, даже когда не имеют мирового значения.

В самом же ушедшем 2007 году одним из важнейших событий стало объединение РПЦ с Зарубежной Церковью. Это был акт веры. Это в какой-то степени тоже немного компромиссное, но все-таки положительное явление, поскольку люди проявили добрую волю. Во имя Христа они были готовы пренебречь некоторыми своими интересами. Особенно Зарубежная Церковь. Сохранив свою самостоятельность, она обрела канонический статус, что для нее было важно. Я очень надеюсь, что это пойдет на пользу всей Церкви, всем православным христианам. Это будет неким уроком и для зарубежной, и для нашей части Церкви.

Мне хотелось бы вспомнить множество интересных встреч, ознаменовавших прошедший год для нашего братства. Это прежде всего проведенная нами в мае при поддержке Миссионерского отдела конференция «Велика жатва, а работников мало» и августовская конференция о соборности и солидарности. Какое воодушевление, какой восторг рождались в дни этих встреч у людей, прикоснувшихся на них к каким-то глубоким и важным вещам в атмосфере доверия, общения, открытости, которые всегда, по меньшей мере, предшествуют настоящей любви и благодати. Для нас с вами это совсем не пустые вещи. Это важно, это бесконечно важно.

Прошедший год для многих из нас стал годом очень плодотворным, который укрепил наши надежды, укрепил наши связи любви, иногда же заставлял нас проходить через новые искушения. Ведь в этом году было много трудностей - подчас новых, неожиданных, - во многих наших братствах, во многих городах. Некоторым приходилось в этом году проходить через новые витки гонений, притеснений, несправедливостей, злобы со стороны окружающих людей. И всё-таки Господь всё сделал так, что это отошло, морок рассеялся, он нигде не достиг своих целей - ни в одном случае, ни в одном месте. И это удивительно, это радостно, за это стоит благодарить.

Человек продолжает жить полноценно тогда, когда он благодарит Бога и ближних, когда сердце его радуется, даже если приходилось проходить через большие испытания. Давайте будем больше радоваться пред лицом Господним. Ещё в Ветхом завете народ призывался радоваться в полной мере, от души пред лицом Божьим. Давайте попытаемся так преобразить свою жизнь, чтобы всякое откровение любви приносило эту радость всем, не только нам. А иначе мы сами начинаем терять эту радость. Иногда даже собираясь на Евхаристию или агапу, на молитву, мы бываем непохожи на радующихся людей. Иногда кажется, что нас посещает скука, что мы механически воспроизводим какие-то уже известные нам формы и формулы. Давайте освободим себя, свою жизнь от механического воспроизведения прошлого. Прошлое прекрасно тогда, когда оно свидетельствует нам о Богоявлении, об откровении Божьей любви и Божьей правды, Божьей справедливости, когда оно ведёт нас вперёд к будущему, даже за пределы этого времени, истории. Мы должны заново возродиться как Божий народ, а не только как отдельные верующие люди. Мы забыли, как это - жить единым народом, благодарящим, несмотря на всё своё несовершенство, а подчас и недостоинство. Мы забыли, как это - быть детьми Божьими, как жить в обновлении духа.

Давайте постараемся не терять ни одного дня в нашей  жизни, не только потому, что мы не знаем, сколько каждому из нас осталось этих дней, но просто потому, что каждый день - это драгоценность, это уникальная возможность победить тьму и смерть, дать возможность Богу действовать через нас. Воистину, не боится никаких границ человек свободный, если эти границы установлены по-Божески. Давайте преодолеем все свои сомнения и страхи, всякое своё отчуждение от Бога и ближних, давайте увидим то, что Бог приготовил нам, в ту меру, в какую мы можем это зреть, живя во плоти, давайте сами заговорим по-новому. И пусть слово благодати, слово со властью звучит в наших устах, пусть сама жизнь наша станет откровением этого слова. Тогда мы соединимся по-новому со Христом, приобщимся Ему, приобщимся благодати Святого Духа, приобщимся Церкви Христовой. Тогда не будет в нас ни чёрной скорби, ни уничтожающих нас страданий, тогда всё обратится во благо, и даже Крест вновь станет радостотворным. Мы не можем не нести свой крест, но пусть и он принесёт нам радость.

Я верю, что предстоящий год будет для всех нас именно таковым. И я желаю вам, чтобы с вашей помощью Господь устроил вашу жизнь по-новому, заново просветил и освятил её, чтобы она приносила добрый плод - плод, достойный Небесного Царства. Пусть древо жизни снова напомнит о себе, пусть каждый из нас почувствует себя счастливым. Мы часто желаем друг другу счастья в новом году, но, к сожалению, чаще всего эти слова звучат идеалистически, без веры в их воплощение, а поэтому нередко уже и формально. И многие уже даже и не желают счастья, потому что не верят в то, что это может прозвучать трезвенно и реально. Но давайте всё-таки пожелаем друг другу настоящего счастья, которое всегда посещает человека, в котором есть Божья искра, в котором есть Божья любовь и вера. Давайте поможем друг другу укрепиться на этом пути, поможем и другим людям, насколько это будет в наших силах, насколько это будет зависеть от нас. Пусть в наших сердцах обновится надежда на то, что Господь действует независимо от того, что делают отдельные люди, что Он сильнее всякого зла, пусть даже и имеющего ту или иную власть в мире сем. И мы не будем ничего бояться, но будем совершать своё служение Христу и Церкви согласно воле Божьей, и помогать друг другу и всем людям!

Фото Евгения ФОМИНЫХ

 

Закончился год, напомнивший всем нам многие тяжелые страницы истории. Но невозможно не продолжать думать о том, как могло случиться то, что произошло с нашей страной девяносто лет назад, не оборачиваться вновь и вновь к тому времени - в надежде избежать его повторения в том или ином обличье. Сегодня мы публикуем некоторые из этих размышлений.

Как много было сил и возможностей...

В этом году исполняется 90-летие Русской революции, которая сглодала миллионы людей. Она началась 3 февраля 1917 года с «бабьего бунта», когда в Петрограде был распространен слух, что нет черного хлеба. Это была неправда, потому что Петроград был завален хлебом, но такой слух прошел и к этому моменту неразумное царское правительство отозвало регулярные войска из Петрограда, царь уехал в Ставку и оказалось, что в Петрограде есть войска, но это только новобранцы, вырванные из своих сел, которые готовились к фронту. Это были люди, которые, конечно, воевать не хотели и еще не были приведены к присяге, поэтому сопротивление «бабьему бунту» не было положено. Люди увидели, что можно безнаказанно бить лавки, опрокидывать трамваи, можно безнаказанно убивать людей. Но и эта «заваруха» прекратилась бы, если бы 28 февраля Александр Александрович Бубликов, инженер путей сообщения, не нашел возможность оповестить об этом всю Россию и сделать ситуацию неуправляемой...

Я напоминаю об этом потому, что у того мирового пожара, что случился в нашей стране и перекинулся на мир, была, конечно, долгая предыстория, которую можно долго вспоминать. Можно упомянуть архимандрита Сергия (Савельева), который говорил, что 1917-й года - это страшный год, суд над Русской церковью. У случившегося в тот год долгая история, но революционная ситуация «оттолкнулась» от нелепого момента. Те люди, которые мечтали о революции, ее проспали. Это была просто вспышка, которой они потом воспользовались. Конец Х1Х - начало ХХ века - это период духовного подъема, духовного возрождения. Это период религиозно-философского ренессанса, это собеседование церкви и интеллигенции, это появлении общин и братств, это явление русской литературы, которая была названа святой русской литературой. Так много было сил и возможностей, но оказалось, что иночества и соборности, достаточных для того, чтобы прихлопнуть эту маленькую вспышку, не было явлено. Народ к этому времени был уже охвачен разложением...

Из выступления свящ. Иоанна ПРИВАЛОВА

Только оттого Россия и осталась жива, что нашлось в ней не пятьдесят праведников, а в тысячи раз больше

Чтобы произошло такое концептуальное событие, как Октябрьская революция, чтобы разрушить могучую империю, мало какого-то одного «могильщика». Должен произойти настоящий обвал самых разных кризисных случайностей, должны появиться определенные темные силы, способные уничтожать созданное поколениями предков. И таких разрушителей в России в конце XIX - начале XX столетия оказалось много.

Ф.М. Достоевский за много лет до революции, предсказал все ее ужасы и беды. Он описал в «Бесах» грядущий апокалипсис русской революции, но даже он не мог представить, что речь пойдет о миллионах убитых. Перед таким кошмаром, который явила миру русская смута, человеческий ум бессилен. Кровавые итоги революции предвидеть не смог даже гений Достоевского...

Но «Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». Только оттого Россия и осталась жива, пройдя сквозь войны, сталинские лагеря, разруху, что нашлось в ней не пятьдесят праведников, а в тысячи раз больше. Потому в Россию и можно верить, хотя большинство из них приняло мученическую смерть.

Из интервью проф. Никиты СТРУВЕ Александру КРЫЛОВУ (опубликовано порталом «Религия и СМИ»)

КИФА №1(75) январь 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!