gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
23.01.2008 г.

Надо говорить так, чтобы люди понимали

Мы продолжаем публикацию глав из бакалаврской работы Иоанны-Яны Калнини «Принципы миссии в жизни и сочинениях митрополита Сурожского Антония»

Image 

Бог всегда современен человеку, поэтому главное свидетельство подлинной миссии - понятность и современность форм ее выражения. Митр. Антоний считал необходимым обновление церкви и ее миссии, которое видел в покаянии и воцерковлении каждого христианина. Для этого, с одной стороны, каждому христианину нужно научиться жить и решать проблемы своей жизни в свете Евангелия. С другой стороны, нужно понять, что Евангелие не дает ответы на все вопросы, которые ставит перед церковью современность, в чистом виде. И тут он видел особую роль церкви в том, чтобы воспитывать своих членов таким образом, чтобы они могли достойно ответить на вопросы, которые ставит мир.

Проповедь митр. Антония звучала в обществе «современных язычников». Это значит, что о Христе уже слышали, но Его забыли, а представление о христианстве и Церкви искажено. Многие понятия, связанные с религиозной жизнью, приобрели темных двойников и только пугают людей. Поэтому их употребление в проповеди Евангелия без дополнительных пояснений невозможно. В таком обществе проповедь должна звучать по-новому: «Наше слово - не в разговорах с цитатами из Евангелия, а в Евангельском духе». Просто слова уже ни на кого не действуют. Слово должно являть Дух и силу, должно быть сказано «со властью». Митр. Антоний считал, что не нужно апеллировать к прошлому, а дать возможность людям «выбраться из старой колеи», тогда они «открывают Евангелие со всей свежестью, новизной и остротой». И в этом смысле митр. Антоний считал, что опираться можно только на то, что является подлинной сутью каждого человека, обращаться к тем его глубинам, где каждый человек созвучен Богу в силу того, что сотворен по образу Его.

Язык проповеди митр. Антония никогда не был архаичным, несмотря на то, что он практически всю жизнь прожил вдали от Родины (сначала в эмиграции, а затем в диаспоре). Созревание его личности происходило в условиях западной культуры, где «стилизация под старину» оказалась неуместной. Первостепенную важность он придавал тому, чтобы проповедь была понятна слушающим, будь то в России или на Западе. В своих проповедях он пользовался простым и прозрачным языком. Он как бы выстраивал мост, соединяющий его современников с тем временем, когда происходили евангельские события, делая их непосредственными участниками. Он считал, что проповедь должна быть понятна даже самому неграмотному человеку. «Говорить не птичьим языком, а нормальным» его научила прихожанка, которая была «воплощением русского деревенского православия». После одной из проповедей она подошла к нему и сказала: «Ах, отец Антоний, как же вы хорошо проповедуете! Я плачу, потому что ни слова не понимаю». После этого он понял, «что надо говорить так, чтобы люди понимали».

Конечно, важны и слова, которыми мы стараемся донести смысл проповеди. И тут митрополит Антоний считал, что по большей части нужно избегать слов, которые в христианском словоупотреблении приобрели специфический оттенок, а вне его потеряли всякое значение. Он старался пользоваться словами доступными и понятными всем, но благодаря этому полными смысла. (Например, «солидарность» - не богословское слово.) Но митр. Антоний считал, что дело не только в словах. Он отмечал сходство проповеди с поэзией, где не слова обновляются, но чувства. «...Наступает момент, когда приходится использовать привычные христианские слова в таком контексте, чтобы они выступали рельефно, по-новому, чтобы люди не воспринимали их как старую песню. И вдруг, поставленные рядом с другими мыслями, они проявляются - как картина проявляется на стене, когда найден правильный тон». В миссионерской проповеди важен творческий подход, открытость миссионера действию Духа, который «творит все новое».

Знание многих языков давало ему возможность свободно проводить смысловые аналогии между словами в различных языках, что углубляло понимание смысла (один из примеров - слово «свобода»). В своих проповедях он также использовал точные образы, облегчавшие восприятие евангельских событий и учения св. Отцов современному человеку.

Современность митр. Антония выражалась и в темах его выступлений, и в том, как он их раскрывал. Одна из центральных тем митр. Антония - тема смерти. В мире, где люди страдают от страха перед неизбежностью и бессмысленностью смерти, а также от страха одиночества, он решался открыто и прямо говорить об этом. Он был убежден: «критерий того, христиане мы или нет, - наше отношение к собственной смерти, к смерти дорогих нам людей». С другой стороны, если мы боимся смерти, мы никогда не вырастем до уровня человека. Мы всегда будем оставаться в уровень «мышиного роста».

Для России, для русских людей, уже свыкшихся с тяготами, но и с комфортом жизни в несвободе, митр. Антоний выбирал тему свободы. Он не только словом, но и всей своей сутью подтверждал слова апостола Павла о том, что «все люди призваны к свободе» (Гал 5:13), одновременно напоминая о том, что в свободе можно только стоять (Гал 5:1). И выстоять можно, только собрав для этого все свои силы. После падения тоталитарного режима в России он предупреждал об опасности неверно понятой свободы, объясняя разницу между свободой в безответственности и евангельской свободой. С.С. Аверинцев вспоминал, как однажды он подошел к митр. Антонию за духовным советом и в ответ услышал слова: учитесь жить в свободе, сопровождаемые огненным, проникающим в самое сердце взглядом.

Митр. Иоанн Зизиулас определил задачи православной церкви на Западе так: «соотнести традицию с проблемами современного западного человека, которые все более становятся проблемами человечества в мировом масштабе». Митр. Антоний в своей миссионерской деятельности стремился к выполнению в том числе и этой задачи.

КИФА №1(75) январь 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!