Псковский епархиальный совет собирается судить исповедника веры протоиерея Павла Адельгейма Епархиальный совет Псковско-Великолукской епархии, который состоится в 10 часов 25 декабря 2007 года под председательством архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Савина), как ожидается, будет посвящен наставлениям правящего архиерея членам епархиального суда на предмет того, как им следует рассматривать «дело протоиерея Павла Адельгейма». Разбирательство по «делу Адельгейма» намечено начать сразу после совета в 14 часов. О предыстории этого события можно прочитать в различных номерах газеты «Кифа» (№№ 1(4) , 2(5) , 3(6) , 17(55) ), в недавно вышедшем из печати сборнике «Христианский вестник» № 4 и отчасти в тех обращениях, которые были отправлены о. Павлом и членами приходского совета на имя правящего архиерея. Вот эти обращения: * * * Его Высокопреосвященству Высокопреосвященному Евсевию, архиепископу Псковскому и Великолукскому. Ваше Высокопреосвященство! 30 сентября 2007 г. поступило письмо от свящ. Владимира Будилина, в котором он отказывается подчиняться расписанию, требует отменить ежедневное богослужение, прекратить вечерние богослужения и угрожает устанавливать свои правила явочным порядком. Всю неделю с 29.09 по 09.10.07 он прогулял без уважительной причины. 07.10.07 г. поступило новое письмо от о. Владимира с указаниями, как настоятель должен составлять расписание. Письмо прилагается. 14.10.07 г. о. Владимир передал мне кляузу, адресованную на Ваше имя. Из кляузы следует, что он хочет служить один будний день в неделю и требует в пять раз увеличить ему зарплату. Кляузу прилагаю. С 12.10 по 28.10 о. Владимир не выходит на службу по-прежнему без уважительных причин. В течение октября несу один ежедневные богослужения. Вам известно, что мне приходится преподавать богословские дисциплины в Православной школе. В этом году я преподаю экклезиологию в 11 классе. К каждому уроку я должен готовить новую лекцию. Мне семьдесят лет, я служу без ноги. Отпуска не имею 15 лет. В таком возрасте непосильно служить без отпусков и выходных дней. Ещё раз напоминаю, что о. Владимир отказывается со мной причащаться и никогда не сослужит Божественную Литургию. Разрыв евхаристического общения является церковным преступлением, осуждённым Апостольскими и Вселенскими правилами, которые я цитировал Вам в предыдущем письме. Священник В. Будилин систематически нарушает дисциплину: без уважительных причин прогуливает и срывает богослужения, регулярно опаздывает к Литургии, дезорганизует приход храма сплетнями. Прошу Вас отозвать свящ. В. Будилина из храма св. Жен Мироносиц. Настоятель храма св. Жен Мироносиц свящ. Павел Адельгейм * * * Высокопреосвященному Евсевию, архиепископу Псковскому и Великолукскому Ваше Высокопреосвященство! Приходской Совет неоднократно обсуждал нарушения церковной дисциплины священником Владимиром Будилиным: систематические опоздания к служению Литургии, срывы богослужения, прогулы, неуважительное отношение к Приходскому Совету и настоятелю. Факты фиксировались актами, ставились ему на вид, подавались в Епархиальное Управление. Приходской Совет устно и письменно просил о. Владимира прекратить нарушения церковной дисциплины. За содействием мы обращались к Вам и благочинному. К сожалению, свящ. Владимир по прежнему игнорирует приходской Совет с его обращениями, не подчиняется настоятелю храма и расписанию богослужений. 30 сентября 2007 г. свящ. В. Будилин подал письмо, в котором предлагает: 1. отказаться от ежедневного богослужения, освящённого многолетней традицией храма. 2. отказаться от вечерних богослужений, служить только Литургию и требы, что является грубым нарушением церковного устава. 3. отказывается подчиняться расписанию и угрожает устанавливать свои правила явочным порядком. Приходской Совет храма св. Жен Мироносиц считает позицию, заявленную свящ. В. Будилиным, неприемлемой в православном храме и поддерживает Прошение настоятеля о переводе о. Владимира в другой храм. Просим Ваше Высокопреосвященство отозвать свящ. Владимира Будилина из храма св. Жен Мироносиц. Председатель Приходского Совета Яковлев В.Н. Председатель Ревизионной комиссии Гусев П.Я. Члены : Балакирев А.П., Ганюков О.В., Гуков А.Ю., Дубровская Т.В., Обозный К.П. Редакция «Кифы» обратилась к о. Павлу за комментарием (см. здесь>>) 10 декабря исполнилось 70 лет со дня рождения С.С. Аверинцева 10 декабря академику РАН Сергею Сергеевичу Аверинцеву исполнилось бы 70 лет. В связи с этой датой накануне вечером в часовне Свято-Филаретовского института была отслужена панихида, в которой приняли участие близкие друзья учёного, а также многие из тех, кто видел в нём в первую очередь одного из усопших членов Преображенского Содружества малых братств и члена Попечительского совета СФИ. После окончания богослужения, молитвы которого особенно проникновенно звучали в новом русском переводе, профессор-священник Георгий Кочетков сказал краткое слово, вспоминая всех членов братства, чья память, как и память С.С. Аверинцева, оказалась связана с этой датой. Далее во время небольшой поминальной трапезы собравшиеся с глубокой печалью говорили о том, что творения великого учёного сейчас почти не издаются: не только не осуществляются попытки издать полное собрание его сочинений, но и серийные тематические выпуски, скажем, сборники издательства «Дух и литера», в последнее время перестали выпускаться. На встрече не один раз вспоминалось до сих пор не слишком широко известное церковное служение Сергея Сергеевича - прежде всего в связи с изданным к юбилею сборником его «Духовных слов». Но не только: ведь по мнению многих, в последние годы в нем чувствовалось потенциальное, хотя так и не вполне раскрывшееся в явном виде, пастырство. Вспоминая «чтеца Сергия» (а он сам очень хотел, чтобы именно эти слова стояли в его эпитафии) как человека, бывшего в высшей степени именно братом, собравшиеся не только делились этими и другими личными воспоминаниями об С.С. Аверинцеве, но также говорили о том, как не хватает в наше время его живого, непосредственного, сказанного именно в сегодняшней ситуации слова - всегда точного, глубокого, бесстрашного, одновременно мирного и непримиримого. Панихида по Сергею Аверинцеву в Свято-Филаретовской часовне СФИ
Молитва перед поминальной трапезой в стенах института Фото Евгения ФОМИНЫХ Одна из улиц в городе Джерси-Сити (США) будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого Одна из улиц в городе Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, отныне будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого, сообщает сайт Вашингтонской и Нью-Йоркской епархии Православной Церкви в Америке. 2 декабря православная общественность собралась на торжественную установку дорожного указателя, увековечивающего память священномученика Александра. От имени администрации Джерси-Сити к собравшимся обратился член городского совета Стивен Фьюлоп. 6 мая 2007 года приходу святых апостолов Петра и Павла в Джерси-Сити, основанному священномучеником Александром в годы его служения в США, исполнилось 100 лет. Знаменательно, что улица святого Александра Хотовицкого появилась в Джерси-Сити в канун дня его памяти, отмечаемого 4 декабря по новому стилю. Протопресвитер Александр Хотовицкий родился в 1872 году на Волыни. По окончании Волынской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии будущий священнослужитель был направлен в Алеутскую и Североамериканскую епархию, где занял место псаломщика при только что построенном храме святителя Николая в Нью-Йорке. В 1896 году был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем этого прихода. Его трудами вместо малого приходского храма был возведен грандиозный собор святителя Николая. С 1898 по 1907 год отец Александр служил под омофором святителя Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, относившегося к нему с большим уважением. Отец Александр с успехом совершал миссионерское служение в США, главным образом, среди униатов - выходцев из Галиции и Карпатской Руси. Ему нередко поручалось представлять Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях. Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Под его редакцией издавался «Американский православный вестник» на английском и русском языках. Самоотверженное пастырское служение будущего новомученика в Америке продолжалось 18 лет. В феврале 1914 года он был переведен в Гельсингфорс (ныне Хельсинки), где нес священническое служение до августа 1917 года. Летом 1917 года протоиерей Александр был назначен ключарем кафедрального Храма Христа Спасителя в Москве. Он принял активное участие в работе Поместного Собора 1917-1918 гг. Широко известно его прозвучавшее на заседаниях Соборе мнение о необходимости перевода богослужения на русский язык: «Перевод безусловно необходим, ибо изгонять верующих из церкви из-за непонимания славянского языка преступно. Даже мы, священники, знакомые со славянским языком, часто встречаемся с такими местами славянского текста, которые нам совершенно непонятны... Закрывать двери Православия отказом введения русского языка в богослужение из-за красоты формы славянского языка нецелесообразно. Примеры перевода некоторых книг за границей дали блестящие результаты. Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд». В годы гражданской войны отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией. В мае 1920 и в ноябре 1921 года отец Александр подвергался кратковременным арестам. Его обвиняли в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви - в преподавании Закона Божия детям. В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, власти проводили насильственное изъятие церковного имущества. Отец Александр организовал в Храме Христа Спасителя сбор средств для помощи голодающим; в то же время предпринимались усилия к тому, чтобы сохранить от поругания храмовые святыни. 27 ноября 1922 года начался судебный процесс по обвинению 105 священнослужителей и мирян в том, что они «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». Среди главных организаторов был назван протоиерей Александр Хотовицкий. Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем высказанное в обвинительной речи требование смертной казни, - 10 лет лишения свободы. После возвращения святителя Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности Советской власти многие из священнослужителей и мирян были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра, однако менее чем через год, в сентябре 1924, он был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года. По возвращении из ссылки протоиерей Александр был возведен в сан протопресвитера и стал одним из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, под началом которого он ранее служил в Финляндии. В 1930 году протопресвитер Александр был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года он был вновь арестован. На этом документальные сведения о нем прерываются, однако большая часть устных сообщений говорит о его мученической кончине. Протопр. Александр Хотовицкий канонизирован на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 году. patriarchia.ru Фото с сайта: portsmouthpeacetreaty.org Россия вернула себе мировое влияние, но в нравственном отношении далека от идеала, считает Солженицын Знаменитый русский писатель Александр Солженицын считает, что Россия во многом восстановила свое влияние на международной арене, однако ее внутренняя духовно-нравственная атмосфера далека от идеала. «В международных отношениях возвращено влияние России, место России на земле возвращено. Но внутренне мы по нравственному состоянию далеки от того, как хотелось бы, как нам органически нужно», - сказал А. Солженицын в интервью программе «Вести недели» (т/к «Россия»). Он подчеркнул, что «еще нужно большое, трудное духовное развитие, которого одними государственными приемами, одними стандартными приемами парламентаризма не выполнишь». «Это очень сложный духовный процесс», - отметил писатель. Говоря о том, увенчается ли этот процесс успехом, А. Соженицын сказал: «Как удастся». Отвечая на вопрос, по-прежнему ли он считает «сбережение народа» единственно приемлемой сегодня национальной идеей, писатель подчеркнул, что это «не то что единственная, но доступная» идея. По его мнению, к долгосрочной национальной идее общество еще не пришло. «Когда стали носиться с национальной идеей, тошно стало. Ну куда лезете, что вы лезете! Вы до нее не доросли», - сказал А. Солженицын. По его мнению, национальная идея не может сводиться только к «сбережению народа». «Кроме сбережения, много надо: душевное развитие... Но сбережение - как первый шаг», - подчеркнул А. Солженицын. «Интерфакс» Российские политологи определили степень влиятельности архиереев РПЦ МП на региональном уровне Институт общественного проектирования и Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) провели исследование рейтинга общего уровня политического влияния в регионах России. Его материалы включил в свою статью «Корпоративизм vs регионализм» известный политолог-регионалист, сотрудник Московского Центра Карнеги Николай Петров. Статья Петрова опубликована в издании Московского Центра Карнеги «Pro et Contra» (№ 4-5, 2007). По состоянию на 2007 г. на первом месте оказался глава исполнительной власти - губернатор. Второе - третье места делят между собой спикеры региональных законодательных собраний и мэры столичных для субъектов Федерации городов. 4-ю ступеньку занимает иерарх РПЦ МП, на 5-6 расположились руководитель подразделения ФСБ и главный федеральный инспектор. «Наличие на четвертом по влиятельности месте епископа, да еще рядом с ФСБ, - пожалуй, самый неожиданный результат исследования», - пишет Н. Петров. Эта «неожиданность», как её объясняет исследователь, проистекает из того факта, «что из частных рейтингов представитель РПЦ фигурирует лишь в двух: во влиянии на общественные организации и на СМИ». Кроме носителей упомянутых должностей в первую десятку регионального топ-листа вошли с 7-8 позициями глава городского парламента региональной столицы и прокурор субъекта Федерации. 9-10 места достались милицейскому начальнику и главному региональному судье. В 2003 году, когда проводилось первое исследование в рамках данного исследовательского проекта, региональный иерарх РПЦ МП имел лишь 18-ю позицию. КИФА №16(74) декабрь 2007 года |