gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.12.2007 г.

Запрет молиться «с так называемыми еретиками» не работает в «современной межхристианской ситуации», считает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Свое отношение к тому, как следует в современных условиях трактовать православный канон о запрете молитвенного общения с инославными, митрополит Кирилл  сформулировал, выступая 16 ноября на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии» (подробнее о работе круглого стола см. на с. 4).

Заявление главы ОВЦС о молитве с инославными прозвучало в контексте обсуждения проблемы присоединения инославных к православию и было вызвано той «озабоченностью, которая высказывается людьми в отношении так называемых совместных богослужений». Напомним, что эту «озабоченность» проявили некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года.

Митрополит Кирилл уверен, что канон о запрете молитвенного общения «с так называемыми еретиками» - это «очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня». Иерарх разъяснил, что главная цель этого канона в том, что он «предотвращает разрушение Церкви». «Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения». И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он «в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине».

Однако это же канон, по мнению митрополита Кирилла, «не работает» в «современной межхристианской ситуации», т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. «Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение «Отче наш» (я не говорю о совместном богослужении), подорвет единство Церкви - эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: «Давайте вместе помолимся», но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены», - объяснил председатель ОВЦС.

Подытоживая, он подчеркнул, что является сторонником «очень строгого исполнения» этого канона «в тех ситуациях, ради которых он был сформулирован, т.е. когда необходимо защитить единство местной христианской общины». Именно поэтому митрополит Кирилл «категорически против молитв сегодня с раскольниками на Украине, потому что это действительно мимикрия, которая будет разрушать церковное единство». Однако он считает «допустимым» молитвенное общение в ситуациях, не угрожающих единству Церкви. Вместе с тем, глава ОВЦС МП подчеркнул, что это общение возможно для православных только «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности». Он пояснил: «Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви» и порекомендовал обращаться к «очень хорошим руководящим указаниям», которые даны в документе, принятом Архиерейским собором в 2000 г., об отношении к инославию.

«Иконописный канон принадлежит прошлому...»

20 ноября состоялась дискуссия по материалам конференции «Церковное искусство, его восприятие и преподавание»

Image20 ноября в Малом зале Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» с успехом прошла презентация сборника материалов Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов «Церковное искусство, его восприятие и преподавание», проведенной в Москве в мае 2006 г. Свято-Филаретовским православно-христианским институтом совместно с Институтом художественного образования РАО и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Image
свящ. Николай Чернышев
В презентации приняли участие авторы статей, вошедших в сборник: ученый секретарь и проф. СФИ А.М. Копировский, художник мозаичист А.Д. Корноухов, иконописец свящ. Николай Чернышёв, а также известные специалисты в области церковного искусства - докт. искусствоведения, профессор МГУ О.С. Попова, докт. филос. наук, зав. Центром религиозной литературы ВГБИЛ
Е.Б. Рашковский, канд. культурологии, зав. каф. церковного искусства ББИ им. св. ап. Андрея И.К. Языкова и др.

Открыл презентацию А.М. Копировский, представив сборник и пригласив собравшихся к открытому обсуждению вопросов исторического, культурного и художественного наследия православной церкви, современной методологии и методики преподавания церковного искусства.

Предваряя дискуссию, он напомнил, что в сборник вошли доклады исследователей и «непосредственных творцов» современного церковного искусства: богослова Карла-Христиана (Василия) Фельми, историков искусства И.Л. Бусевой-Давыдовой, А.Л. Расторгуева, А.М. Копировского, психолога А.А. Мелик-Пашаева, педагогов искусства Н.Н. Фоминой, Т.А. Барсегян, мозаичиста А.Д. Корнаухова, иконописцев священника Николая Чернышева и В.В. Григоренко, а также дискуссия по этим докладам Главная задача конференции - организовать диалог светских и церковных специалистов в области церковного искусства - была успешно решена. Как напомнил А.М. Копировский, долгое время между светскими и церковными специалистами была «пропасть». Сейчас этот разрыв постепенно преодолевается: многие исследователи совмещают в себе «светскую образованность и личную неформальную принадлежность к Церкви», что позволяет основывать искусствоведческий анализ на фундаменте богословия, избегая «идеологических акцентов с обеих сторон». Ключом для решения этой проблемы
А.М. Копировский считает слова о. Сергия Булгакова: «Церковное искусство - это соединение творчества с церковным опытом».

Image
А.М. Копировский и О.С. Попова

Первой в дискуссии выступила О.С. Попова. В частности, она отметила, что «мастерство современных иконописцев не ниже, чем древних, а в ряде случаев и выше. Но это потому, что они следуют канону, существовавшему до них. Однако никакой «пронзительности» в их работах, за редким исключением, нет, они пусты». Задавшись вопросом, почему так происходит, Ольга Сигизмундовна с печалью констатировала: «Такова наша вера...». Затем она призвала наполнить новую иконопись не только духовным, но и живым художественным содержанием, не боясь искать выразительность в области традиционной живописи, тем более что иконописный канон, по ее мнению, в большей степени принадлежит прошлому, чем настоящему.

Image
И.К. Языкова
Такая постановка вопроса вызвала полемику, в частности, свящ. Николай Чернышев настаивал, что лишь неудачное, нетворческое воплощение канонических требований приводит к появлению сухих, стилизованных изображений.

Известный художник мозаичист А.Д. Корноухов рассказал о своем учителе, Петре Борисовиче Чернышеве, который не был церковным художником. Однако, заметил А.Д. Корноухов, даже в его пейзажах было больше монументальности, чем у многих современных иконописцев, пишущих фрески в храмах.

И.К. Языкова сравнила некоторых современных иконописцев с музыкантами, которые хорошо играют гаммы, но с ними и выходят на концерт.

В итоге на презентации состоялся живой, острый, открытый диалог. Его полный текст, по содержанию соответствующий небольшой конференции, планируется издать в новом сборнике «Церковное искусство, его восприятие и преподавание», присоединив отзывы на представленный сборник, который уже поступил в продажу.

 

Напавшие на православный культурно-просветительский центр признали свою вину и раскаялись в содеянном

Пресс-служба братства «Сретение» сообщает о завершении расследования по факту разбойного нападения на находящийся в Истринском районе Московской области православный культурно-просветительский центр

Напомним о произошедшем. Ночью 29 августа на территорию строящегося православного культурно-просветительского центра, находящегося в Истринском районе Московской области, прошли трое молодых людей и стали бить железной трубой стекла. В ответ на просьбы работников центра прекратить безобразие они закричали, что специально приехали из Москвы все здесь крушить, чтобы мстить иеговистам. На уверения, что никаких иеговистов здесь нет, нападавшие не реагировали. Перед тем, как уйти, хулиганы затеяли драку, в ходе которой избили ногами одного из работников и дважды ударили железной трубой по голове коменданта здания, пожилого человека вдвое старше нападавших, который убеждал их покинуть участок. Прибывший на место происшествия наряд милиции вызвал «скорую помощь», которая госпитализировала пострадавшего коменданта с диагнозом «тяжкие телесные повреждения».

В ходе проведенного расследования выяснилось, что нападавшими оказались несколько подвыпивших местных жителей. Через несколько дней после нападения они сами пришли в строящийся культурно-просветительский центр с повинной, сказав, что не могут жить дальше с таким грузом вины. Они принесли извинения всему коллективу центра, сказав, что глубоко раскаиваются в том, что сделали. Молодые люди компенсировали материальный ущерб, нанесенный зданию центра, а также затраты на лечение пострадавшего коменданта. Свое раскаяние они подкрепили написанным заявлением, в котором признали свою вину. В наше время такое случается нечасто, но, слава Богу, все же встречается. Со своей стороны сотрудники центра не стали настаивать на возбуждении уголовного дела.

К сожалению, это радостное событие связано и с печальными размышлениями. В ходе разговора с напавшими на центр ребятами выяснилось, что они были глубоко убеждены: побить как следует сектантов - несомненно благое дело. В обществе сегодня насаждается панический страх перед сектами и агрессия по отношению ко всем, хоть чем-то напоминающим сектантов (так, почему-то сектантским делом считается делать что-то вместе - скажем, ремонтировать заброшенный дом для создания культурного центра). Для того, чтобы понять, сколь многие люди оказываются сегодня под угрозой, достаточно зайти на сайт центра сщмч. Иринея Лионского и посмотреть, сколь обширен список организаций, занесенных г-ном Дворкиным во «враги». Есть в этом списке и православные, чем-либо не угодившие главе центра (в свое время активно преследовавшему даже некоторых сотрудников Миссионерского отдела РПЦ). Над этим можно было бы посмеяться, если бы распространяемая дворкинским центром сектофобия не поражала многие официальные организации, средства массовой информации - а вслед за ними и множество обманутых г-ном Дворкиным граждан. То, что пострадавший комендант остался жив - счастливая случайность. Если бы удар прошел на сантиметр-другой выше, дело бы уже никогда не удалось разрешить так сравнительно легко. Кто бы тогда ответил перед осиротевшими родными и перед спровоцированными на убийство в общем-то не злыми молодыми ребятами? Кто будет отвечать в тех случаях, когда счастливой случайности не произойдет? Эти вопросы так и остаются открытыми.

КИФА №15(73) декабрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!