Конференция русской православной церкви «Православное учение о церковных таинствах» С 13 по 16 ноября в Москве прошла конференция Русской православной церкви «Православное учение о церковных таинствах». Предыдущие конференции (с 2000 года они проводятся раз в два года) были посвящены проблемам антропологии, экклезиологии и эсхатологии. Открытие конференции 13 ноября 2007 г. Приветственное слово патриарха Московского и всея Руси Алексия II Открывая обсуждение, председатель СБК, митрополит Минский и Слуцкий Филарет подчеркнул, что в настоящее время нет единого «унифицированного» подхода к богословскому осмыслению таинственной жизни Церкви. Он упомянул как минимум два различных подхода (с одной стороны, «экклесический», ставящий в центр таинство Евхаристии и основанный на достижениях богословской мысли XX века, с другой стороны - тот, в котором подчеркивается роль священнослужителя и, соответственно, значение таинства священства), призвав не противопоставлять их друг другу, но идти к новому богословскому синтезу, началом создания которого могло бы стать обсуждение, проходящее в эти дни в Москве. В работе конференции приняли участие известные богословы из разных стран мира, в т.ч. представители католической и протестантских церквей, светские ученые. Среди участников - профессора крупнейших вузов, ректоры Московской, Санкт-Петербургской, Минской, Киевской духовных академий, Свято-Владимирской семинарии, богословских институтов - Свято-Сергиевского (Париж), Свято-Филаретовского, Свято-Тихоновского, деканы теологических факультетов светских вузов. Обсуждение показало как значительную разработанность в современном богословии широкого круга литургических вопросов (в их числе, например, ранние литургические традиции), так и глубину проблем, существующих ныне в связи с церковными таинствами и с научно-богословской, и с пастырско-практической точки зрения. Эти проблемы были озвучены уже в первый день конференции профессором, проректором МДА М.С. Ивановым. Начав свой доклад с напоминания об известном мнении протопресвитера Александра Шмемана - «Трагическим изъяном в историческом Православии оказались не только неполнота, а, я не побоюсь сказать, отсутствие богословия таинств, сведение его к западным схемам и категориям мысли», - он закончил его горькой констатацией: на сегодня подход многих членов церкви к таинствам остается индивидуалистическим и даже потребительским. Выходом из этой ситуации, по мнению докладчика, могло бы стать углубление и очищение нашего понимания собственной литургической традиции. Именно этой задаче и призвана была послужить конференция, работа которой, несомненно, приведет к оживлению содержательных богословских дискуссий и станет заметным шагом к решению разнообразных церковно-практических проблем, бурному обсуждению которых был посвящен ее последний день. Во время работы секции, посвященной таинству брака. Доклад читает свящ. Владимир Хулап Он ознаменовался бурной дискуссией о церковно-практических аспектах православной сакраментологии. Центральными ее темами стали: необходимость длительной катехизации перед крещением (перед крещением детей - подготовка крестных), практика подготовки к причащению, чины присоединения к православию, возможность перевода богослужения на русский язык. В ходе дискуссии, прежде всего затронувшей вопросы предкрещальной катехизации, высказывались различные, иногда противоположные мнения - от признания невозможности возрождения оглашения взрослых из-за того, что нельзя представить современного человека, посещающего катехизические беседы (о. Максим Козлов), до подчеркивания необходимости срочно решать вопрос о практике подготовки к крещению на всеправославном уровне. В ходе развернувшейся дискуссии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил, что необходимо разнообразие подходов, зависящее от индивидуальных особенностей крещаемого, а также дал некоторые практические рекомендации в связи с чином крещения. Мнение владыки горячо поддержал ректор СФИ, священник Георгий Кочетков, под руководством которого в Огласительном училище при институте ежегодно проходят длительную подготовку к крещению или первой сознательной исповеди сотни взрослых. Он, в частности, сказал: «Тут говорилось о том, что трудно катехизировать наших русских людей. Мне кажется, что нужен подход, нужно знать, как и что сказать людям. На самом деле многое зависит от того, что поддерживают церковные власти. Если все будут знать, что архиерей поддерживает нормальное крещение, что к крещению должны приходить хотя бы верующие люди и вообще хоть как-то к нему готовиться, то это даст силу священникам действовать». Он также напомнил, что для многих людей чин отречения и сочетания оказывается мало связан с их реальной жизнью, и для того, чтобы убедиться, что жизнь входящего в церковь человека действительно изменилась, что он готов отказаться от смертных грехов, прежде всего таких, как прелюбодеяние, нужно обязательно спрашивать современных людей о том, как они живут, и спрашивать прямо, учить их применять то, что написано в Священном писании и что открывается в личной и церковной молитве, к их собственной жизни. В последний день конференции Единодушную поддержку собравшихся вызвали предложения множества участников дискуссии смягчить требования к готовящимся к причащению. При регулярном участии в таинстве трехдневный пост, вычитывание множества канонов и обязательное посещение всенощной стало для мирян «бременами неудобоносимыми». Говоря об этом, епископ Венский и Австрийский Иларион напомнил, что к священнослужителям такие требования не предъявляются. Он также призвал подумать «без тех крайностей, которые сопровождали обсуждение этого вопроса в 90-х годах», о необходимости русификации богослужения, особенно в зарубежных епархиях. На это предложение откликнулся диак. Владимир Василик (СПбДА), заметив, что в этом контексте речь не может идти только о русском зарубежье, потому что и в России люди уже не говорят даже на языке Пушкина, и богослужение для большинства приходящих в церковь остается закрытым. В завершение дискуссии митрополит Кирилл призвал собравшихся к открытому обсуждению возникающих разногласий в духе мира и уважения друг к другу. Примером такого обсуждения он назвал предсоборную дискуссию начала XX в., в ходе которой высказывались разные, иногда прямо противоположные мнения по широкому кругу вопросов - нужно или нет восстановление патриаршества, необходим ли перевод богослужения и т.п. - и, тем не менее, никто никого не называл еретиком. Призвав собравшихся к совместному движению вперед, он отметил, что очень важно, чтобы это движение не сопровождалось напряжением и внутрицерковной борьбой.
Интервью c участниками конференции «Кифа»: Владыка, прошло два дня конференции. Каковы Ваши главные впечатления? Что Вам показалось наиболее важным? Епископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской духовной академии: Впечатлений очень много, все их надо со временем осмыслить. Самое главное - я даже не знаю, было ли в истории когда-нибудь осмысление таинств на таком высоком богословском уровне. Сюда приглашены не только богословы Русской православной церкви, но, как мы видим, богословы других Поместных православных церквей и даже инославные научные исследователи. Здесь происходит не просто обмен информацией, но поднимаются очень важные вопросы сакраментальной церковной жизни - того, чем мы живем. Думаю, поставить правильные акценты в этом и является, наверное, главной целью этой конференции. «Кифа»: Каковы могут быть результаты этого обсуждения для практической церковной жизни? Ведь, к сожалению, бывает так, что она не всегда соответствует тем высоким критериям, о которых мы здесь говорим, и таинства далеко не всегда сейчас собирают церковь, как должны были бы собирать. Епископ Антоний: Я думаю, что мы живем в очень важный период. Я повторюсь: нам необходимо поставить правильные акценты в церковной жизни. Подчас в церковной жизни простых людей главное внимание уделяется каким-то другим моментам. Главный смысл этой конференции, если Господь даст передать его всей церковной полноте, - именно то, что Церковь живет Христом через таинства. Есть некие обряды, есть некие традиции. Но очень важно, чтобы люди понимали, что только в таинствах человек соединяется со Христом. «Кифа»: И что это требует личностного ответственного служения каждого. Епископ Антоний: Обязательно, потому что Жертва Христова принесена для всех, но проблема в том, как себя сделать участником Жертвы Христовой. Это возможно только через таинства. В силу нашей недавней истории, когда мы не могли об этих вопросах говорить, и в силу предшествующей истории, когда наше богословие очень сильно зависело от западного, утвердились некоторые превратные мнения, и сейчас наступает время, когда мы должны очистить веру от ложных представлений о таинствах. Например, о таинстве Елеосвящения. Есть люди, которые боятся принимать Елеосвящение в молодом возрасте, хотя это таинство для людей больных. Но в силу решений Тридентского собора люди считают, что это таинство перед смертью. Есть неверное отношение и к Евхаристии, и к таинству Покаяния, к тому, насколько они связаны между собой. Сейчас очень важно поставить правильные акценты и потом потихоньку, бережно ввести их соборным разумом в жизнь церковную. «Кифа»: Конференция идет третий день. Каковы Ваши впечатления? Что показалось наиболее интересным? Епископ Бобруйский и Быховский Серафим, проректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета: Должен сказать, что научный уровень докладов очень высок. Я вчера модерировал с утра до вечера секцию, посвященную таинствам Крещения и Миропомазания, и прослушал все доклады. Оргкомитет выстроил их очень интересно. Мы увидели все богатство христианской традиции, христианского опыта совершения таинств Крещения и Миропомазания: погрузились в древнюю ассирийскую традицию, египетскую, ранневизантийскую, византийскую. Были замечательные специалисты из университета Нотр-Дам (США), из Венского университета, из Афинского университета, были и от нас хорошие специалисты, например, Ткаченко с докладом о библейских новозаветных корнях таинства Крещения. Я только сожалею о том, что мне не удалось побывать на других секциях, где, я убежден, тоже было очень интересно. Особенно мне хотелось бы побывать на секции, посвященной нашему центральному таинству - Евхаристии. «Кифа»: Какие плоды в практической церковной жизни могло бы принести это обсуждение? К сожалению, нередко у нас нет понимания того, что мы вместе предстоим перед Богом. Многие верующие слишком индивидуалистически и иногда потребительски относятся к таинствам, считая, что все должны делать исключительно священники. Как избегать этого? Как достигать общего служения? Епископ. Серафим: Для того и существует Богословская комиссия, на это и нацелена вся богословская работа - на то, чтобы иметь практические результаты, чтобы наши прекрасные теоретические рассуждения о таинствах в древней церкви нашли отражение в церковной жизни - в жизни конкретных общин, конкретных приходов, епархий, чтобы наши таинства, наши богослужебные порядки исполняли свою главную цель, для которой они и были учреждены Господом: собирать людей воедино, формировать атмосферу любви, семьи христианской, общины как семьи, церкви как семьи, как Дома Божьего. Я надеюсь, что постепенно результаты в т.ч. этой конференции и других наших богословских конференций будут влиять на жизнь каждого христианина, каждого члена нашей церкви. КИФА №15(73) декабрь 2007 года |