gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Первая полоса arrow «Я уверен, что никакой симфонии между государством и Церковью не может быть». Интервью с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.10.2007 г.

«Я уверен, что никакой симфонии между государством и Церковью не может быть»

Интервью с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом)*

ЦЕРКОВЬ

Image - Ваше Блаженство, практически в каждой епархии есть своя епархиальная пресса, но, к сожалению, она не слишком высокого качества. Почему ей так мало уделяется внимания?

- Я не думаю, что мало внимания уделяется, проблема в другом: «ищущий всегда обретает», а ищущих не так много. Сегодня мы избалованы православной прессой, в отличие, кстати, от телевидения, потому что у нас пока нет особого доступа на телеканалы. Даже на многих приходах, которые живут очень скромно, есть приходские листки или газеты, кроме того, издается масса литературы, которую были бы желающие читать. Раньше каждая духовная книга ценилась на вес золота, книги переписывали вручную, хранили бережно. А сегодня даже наша центральная общецерковная газета не вызывает широкого интереса. Просто у людей изменилось отношение к литературе: они стали более «переборчивыми». Но это касается не только церковной литературы. Насколько мне известно, многие люди месяцами не читают никакой светской прессы вообще: ни журналов, ни газет. Большинство только смотрит телевизор и именно оттуда и черпает новости обо всем происходящем.

- Ваше Блаженство, у нас сейчас действительно очень много литературы в церковных лавках. Некоторые говорят, что назрела необходимость отсеивать ее, потому что не все то, что продается - хорошего качества и содержания. Как Вы считаете, есть ли необходимость в определенной цензуре по отношению к продаваемой в храмах литературе?

- Это первостепенная необходимость по отношению к литературе. До революции были церковные цензоры, которые давали добро на печать той или иной книги или запрещали ее печать. Сегодня же каждый издает, что хочет, покупает, перепродает, не спрашивая ни благословения, ни разрешения. Мы пытаемся начать регулировать этот процесс. Сейчас создана комиссия при Священном Синоде, которая будет заниматься богослужебной литературой. Ведь существует масса разных акафистов, среди которых попадаются такие, которые не только литературно убоги, но и богословски безграмотны. Нуждаются в редактировании и тексты служб новопрославленным святым. Это требует кропотливой работы специалистов. Мы пытаемся делать все возможное в сегодняшних условиях. Было бы хорошо поставить раздел между литературой, которая необходима и важна для спасения, и литературой религиозно-философской, христианской прозой и пр., которая предназначена не только для церковных лавок. Конечно, светские магазины или частную книготорговлю Церковь контролировать не может, да это и не нужно. А вот для литературы катехизической, святоотеческой, богословской - нужно ввести церковную цензуру и без разрешения не продавать такие книги в церковных лавках.

- Какой православной литературы, по Вашему мнению, сейчас не хватает?

- Сегодня в поисках путей преподавания Закона Божьего в средних и высших светских учебных заведениях люди ищут катехизаторскую литературу, которой у нас, к сожалению, недостаточно. Мы сегодня стараемся развить миссионерство. Сейчас именно то время, когда необходима миссия и в проповеди, и в самой жизни церковной, и в богословии. На последнем заседании Священного Синода Полтавское Миссионерское духовное училище преобразовали в Духовную семинарию миссионерского профиля, которая будет готовить кадры для миссионерской работы. Возможности для такой работы очень большие, а кадров нет. Еще есть потребность в новой литературе для воскресных школ. По выходным дням в связи с богослужениями у священников большая нагрузка, поэтому им самим трудно заниматься детьми. Но находятся светские люди с церковным образованием, которые успешно ведут занятия в воскресных школах. Бывает так, что дети при этом гуляют во дворе, а уроки слушают родители. Мы готовимся в ближайшее время издать «Закон Божий», который готовят к печати Киевские духовные школы. «Катехизис» и «Закон Божий» сегодня - первостепенные вещи. Существует брошюра «Азы православия», которая много раз переиздавалась, но этого не достаточно даже для начинающего человека.

- Ваше Блаженство, а можно ли будет в наших храмах увидеть молитвослов на украинском языке? Не секрет, что если спросить во многих наших храмах, есть ли в продаже Евангелие, Библия или молитвослов на украинском языке, то в ответ скажут, что на украинском читать Писание или молиться нельзя.

- Думаю, что так люди отвечают от незнания. Наш государственный язык - украинский, хоть для Церкви это и не столь существенно, поскольку она, пребывая на земле, не связывается при этом «узами» государства, но книги в церковных лавках должны быть и на украинском языке. Что касается богослужения и богослужебного языка, то даже простые люди, без образования, склонны сохранить церковнославянский язык богослужебным. Как мне недавно сказала одна прихожанка: «На церковнославянском языке хотя бы не ругаются». Так что этот язык воспринимается народом как богослужебный.

Несколько раз Митрополией издавались детские молитвословы на украинском языке, цветные, увлекательные. Издано Евангелие на украинском языке, некоторые богослужебные книги. Так что потихоньку просьбы читателей исполняются, а мы стараемся удовлетворить их потребности по мере возможностей.

- На последнем заседании Священного Синода была создана Комиссия по переводу богослужебных текстов.

- Да, по переводу и по составлению.

- Планируется перевести весь корпус богослужебных книг, или только основные из них?

- Перевести все книги невозможно, потому что, помимо очень длительного срока, это требует значительных усилий специалистов. Поэтому будут переведены только основные книги.

ПРИХОД

- Ваше Блаженство, в интервью прошлых лет Вы говорили о том, что когда-то давно мечтали быть приходским священником. Но стали Предстоятелем Церкви, и, как Предстоятель, имеете теперь значительно больше возможностей устраивать жизнь на приходах так, как считаете правильным. Каким, по-Вашему, должен быть современный приход?

- Приходская жизнь не так проста, как кажется со стороны и как казалось мне в молодости. У людей создалось впечатление, что Церковь всегда имела деньги и сегодня тоже богата. И когда спросишь того, кто так рассуждает: «Вы хоть ломаный грош положили в церковную кружку?», - в ответ слышишь: «А зачем, я понятия об этом не имею». Неимущие просят помощи у церкви, а церковь далеко не всегда в состоянии помочь, потому что сама существует на пожертвования. И одно дело раньше, когда людей в церкви было много, и приходы были богаче, чем сегодня. Проблема наших приходов - отсутствие катехизаторской работы с людьми. Некоторые приходы сводят свою деятельность только к обрядовости: поставить свечку, подать просфорку, справить шумные крестины - и все. А глубины, сущности Церкви люди не знают.

Очень много значат кадры - это будущее приходской жизни. Поэтому перед тем как направить священника на приход, мы вкладываем в него всю душу, даем ему духовное образование, чтобы он мог организовать полноценную приходскую жизнь. Но не все складывается так, как хотелось бы. Иногда священник попадает в бедный приход, доход которого составляет всего несколько десятков гривен в месяц. И конечно, не всякий священник готов к такому подвигу, особенно семейный. Сегодня вся молодежь хочет жить комфортабельно. Молодому священнику на первых порах надо быть героем. Потому в народе и говорят: какой поп, такой и приход.

- О каких недостатках приходской жизни, которые Вы замечаете, следовало бы говорить открыто в церковной прессе, чтобы их преодолеть?

- Прежде всего, об обрядовости, за которой люди не видят сущности Церкви. Нужно, чтобы люди понимали хотя бы основы Священного Предания, знали, что за тем обрядом, который они совершают в церкви, стоит еще и глубокое содержание.

Не все священники проповедуют за каждым богослужением. Особенно тот, кто живет в городе, а служит в селе: отслужил, требы отправил, и неделю свободен. Не секрет, что наши семинаристы женятся на светских девушках. Матушка должна быть одна на всю жизнь, а светские девушки хотят поудобнее жить, чтобы была машина, квартира. И многих священников это сбивает с толку, потому что, попав на приход, они видят, что средств для удовлетворения этих потребностей на приходе нет. Но в первую очередь многое зависит от того, какой священник.

- Ваше Блаженство, а какое место в жизни прихода может занимать инициатива мирян? Насколько они могут быть вовлеченными в процессы, которые происходят на приходе?

- Участие мирян в жизни Церкви должно быть самое живое и активное. Не только в отношении богослужения, но и вообще в церковной миссии и жизни - а здесь есть очень много способов быть полезным приходу. Среди святых угодников есть множество простых людей, которые не менее мужественно, чем священники или монахи, стояли за веру, за Церковь, за Христа в годы гонений.

В глубинке очень трудно найти таких прихожан, которые могли бы помочь священнику в деле просвещения и наставления в вере. А такая помощь очень востребована сегодня.

Миряне могут активно заниматься благотворительной деятельностью. От каждого - по возможности. Кто-то не деньгами, а своими силами помочь может: убрать в храме, благоустроить цветник, посетить больницу или детский дом...

На «божественной страже» и сейчас еще стоят бабушки в платочках, на которых держалась Церковь все советские годы. Однако пустить деятельность мирян в приходе на самотек нельзя, потому что потом это обернется бедой, как часто бывает, когда берутся за церковное дело несведущие люди, да еще и без благословения. Должно быть мудрое сочетание разного рода служения, помощи, благотворительности, активности. В таком содружестве будет и тишь, и гладь, и Божья благодать.

СВЯЩЕННИК

- Ваше Блаженство, какие пастыри нужны современному обществу?

- Конечно, всесторонне образованные, имеющие не только богословское образование, но и светское, пользующиеся своими знаниями, отдающие людям душу и сердце, ведущие их к Богу, к той встрече, которая рано или поздно происходит в жизни каждого человека. У пастырей должно быть чувство ответственности за великое дело Христово и - самое главное - жизнь по заповедям Божьим. Потому что если священник будет прекрасно проповедовать, а в жизни будет сам делать совершенно противоположное, то горе тому священнику и его приходу.

- Молодые люди, которые заканчивают семинарию и затем рукополагаются, едут на приходы, порой оказываются моложе всех своих прихожан. Насколько оправдано рукоположение таких священников, которые намного моложе своей паствы?

- Оправданий здесь искать трудно, но есть на то причины. Главная из них состоит в том, что до сих пор открываются все новые и новые приходы, а найти умудренных старцев невозможно, потому что произошел разрыв возрастной преемственности духовенства. После революции в годы гонений просто уничтожили духовенство среднего возраста. Когда закончилась война, начали открываться храмы, и архиереи не могли отказать людям в открытии прихода, и тогда стали рукополагать очень многих без специального образования и даже подготовки - одного умения креститься часто было достаточно.

Похожая картина наблюдается и сейчас, когда наступила пора благоденствия Церкви. Открываются новые приходы, которые нужно оживить служением, а посылать некого - стариков у нас нет. Не думаю, что молодость - это проблема, потому что можно быть молодым по возрасту, но зрелым по знаниям, по ответственности, по хозяйственности.

Если мы не пошлем молодого священника, то раскольники пошлют таких, что еще хуже наших окажутся. И люди примут, потому что им важно, чтобы была служба.

- В разговоре о приходской жизни Вы упомянули случаи, когда выпускник семинарии берет себе в жены светскую девушку. Скажите, а какой должна быть современная матушка?

- Прежде всего, верующей, благочестивой, потому что матушка в приходе может сделать очень многое: и примирить людей, и подвигнуть к разного рода приходской деятельности. Есть матушки, которые активнее батюшек во сто крат. Я знаю матушек, которые организовали дома престарелых и достают для них средства, помогая людям спокойно доживать свой век на земле. Матушка может быть самой активной помощницей батюшки в работе с людьми. Специального института, который бы готовил матушек, нет. Но есть школы, в которых девушки обучаются не только регентскому делу, но и музыкальному, и богословскому, что потом бывает огромным подспорьем священнику. Гораздо лучше, когда выпускник семинарии женится не на светской девушке, а на той, которая пойдет с ним рука об руку, и до самой кончины будет вместе с ним.

- Владыка, а если говорить не только о матушках, а более широко: каково может быть место женщины в Церкви, как она может ей послужить?

- Женщины у нас в храмах чаще всего бывают регентами хора или псаломщицами. Призвание женщины - воспитывать детей, и в приходе она может заняться этим. Женщины могут также организовать и вести приходскую библиотеку, давать уроки в воскресных школах. Женщина должна быть верной помощницей и другом своему батюшке. Это очень ответственно.

МИР

- Ваше Блаженство, новые технологии стремительно врываются в нашу жизнь, и церковное общество не может оставаться совершенно в стороне от этого. Полезны они или скорее вредны христианину?

- Развитие технологий такое активное, что уже порой и удивляешься, как люди раньше могли жить без мобильного телефона, ведь теперь им пользуются все от мала до велика. Век технологий принес многие катаклизмы, и, конечно, вся техника, которая нас окружает, не только служит нам, но и вредит, однако отказаться от плодов цивилизации невозможно. А ведь еще относительно недавно некоторые благочестивые люди считали, что электричество происходит не от добрых сил. Развитие технологий дает человеку многое, но многое и отнимает: спокойную и долгую жизнь, чистую атмосферу. Техника, машины - все это «загромождает» человека, и этого не остановишь. Приходится смиряться и жить в той обстановке, которая есть. Надо помнить о Боге на всяком месте, а с Богом ничего не страшно: ни скорби, ни болезни, ни лишения.

- Вы часто бываете в европейских странах. Как бы Вы оценили состояние духовности в Европе?

- По-разному. Все зависит от страны, от исторических событий. Наша старая эмиграция, выехавшая после революции в Западную Европу, вместе с собой привезла православные традиции и открыла Западу Православие. Этих людей было не так много, но они многое сделали. Сейчас же все резко меняется. Во всех западных странах - масса наших людей в поисках работы и зарплаты. Церковь всех их объединяет и роднит со своим народом и землей. Сейчас на Западе очень много работы, другие подходы и методы. Слава Богу, что эти люди строят и посещают храмы, хотят принадлежать Церкви настоящей.

Протестантизм последнее время стал как-то суше по сравнению с тем, чем он был раньше, Католицизм стал более практичным. Православных на Западе не так много, но они есть во всех странах, хоть и ведут себя по-разному, но сохраняют веру. Поэтому западное Православие определяется главным образом эмигрантами, приехавшими в поисках работы. Думаю, что как первая эмиграция посеяла семена православной веры в западных странах, так и нынешняя волна эмиграции сделает свое доброе дело.

- В разных странах Европы государство по-разному относится к Церкви. Какой опыт отношений государства и Церкви можно было бы перенять Украине?

- Когда говорят о взаимоотношениях Церкви и государства, то чаще всего вспоминают идеал симфонии, говорят, что именно к подобному надо стремиться. Я уверен, что никакой симфонии между государством и Церковью не может быть, потому что каждая сторона имеет свою область ответственности. Церковь призвана просвещать всех светом Христовым, государство должно иметь обязанность хранить свой народ, способствуя его процветанию, миру и спокойствию, защищать его. Трудно говорить и о европейской модели взаимоотношений государства и Церкви. В каждой стране свои обычаи, своя история. Но мне кажется, ни в одной стране нет особо тесного контакта между государством и Церковью, оно нереально, потому что на почве этого одна из сторон будет стремиться к тому, чтобы поработить другую. Лучше всего, думаю, чтобы государство и Церковь, уважая друг друга, понимали каждый свое положение и исполняли свои обязанности, не берясь за «чужое» дело.

- Спасибо за беседу, Ваше Блаженство. Прошу напоследок передать пожелание читателям нашего интернет-портала.

- ...Всем вашим читателям желаю постоянно возрастать и укрепляться в вере. В нашем сложном мире всем нам желаю исполнять заповедь апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». И Бог мира будет со всеми вами.

Беседовал священник Андрей Дудченко
Фото архимандрита Александра (Драбинко)

-----------------------

* Полностью текст интервью можно прочитать на сайте «Православие в Украине» (текст на русском языке есть на сайте «Киевская Русь»). Интервью публикуется с разрешения  редактора сайта.

КИФА №13(71) октябрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!