gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.10.2007 г.

C 19 по 24 сентября 2007 г. в Афинах прошла международная конференция «Взаимодействие науки
и религии в XXI веке»

C 19 по 24 сентября в г. Афины (Греция) прошла международная конференция «Взаимодействие науки и религии в XXI веке» (Science-Religion Interaction in the 21st century).

Конференция являлась соединением трех семинаров, проведенных в течение этого года: все семинары были посвящены связи научных представлений и религиозных картин мира, характеру взаимодействия религиозного и научного сообщества при обсуждении таких тем как «Время и вечность», «Психоанализ» и «Личность». В симпозиуме принимали участие философы, теологи, психологи, нейропсихологи, физики и филологи. От Свято-Филаретовского православно-христианского института в семинаре принял участие заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук, к.филос.н. Г.Б. Гутнер.

Наиболее активно ученые и богословы обсуждали вопросы космологии, соотношение времени и вечности.

Г.Б. Гутнер выступил с докладом «Личность и коммуникативная рациональность». Доклад был посвящен динамике представлений о личности, начиная c классического модерна, т.е. с XVII в., и до наших дней. Докладчик описал классическую картину личности, которая сформировалась еще в XVIII в. в эпоху Просвещения - «ответственного, свободного, разумно действующего субъекта, который, прежде всего, автономен и нравственен», а также представил обзор критики классических концепций, связанных с постмодернизмом  и его достаточно убедительными аргументами в пользу того, что «человек неразумен и несвободен, а, прежде всего, социально обусловлен и зависим от социальных привычек, навязанных ему». По словам Г.Б. Гутнера, «в соответствии с идеей коммуникативной рациональности, свободное и ответственное действие человека в обществе связано, с одной стороны, с преодолением, а с другой стороны - с просветлением, рационализацией его социальных привычек».

Проблема взаимодействия науки и религии является на сегодняшний день одним из самых острых вопросов как в России, так и в Европе. В настоящее время очень многие видят в религии угрозу для общества, поскольку религия воспринимается как источник опасности, терроризма, фундаментализма, нетерпимости. С другой стороны, наука в сознании многих людей ассоциируется с токсичными производствами, дегуманизирующим знанием, техногенными катастрофами и прочими трагедиями новейшего времени. Конференция представляла собой попытку установить диалогические отношения между секулярной и христианской частью европейского общества, создание площадки для взаимодействия ученых и богословов при обсуждении и осмыслении ключевых проблем современности. По итогам прошедшей конференции планируется выпустить сборник докладов участников.

 

Депутаты ПАСЕ призвали патриарха Алексия II избегать высказываний, возбуждающих нетерпимость

«Мы призываем патриарха Алексия избегать употребления языка, возбуждающего нетерпимость, и уважать, вместо того чтобы стремиться запрещать, фундаментальные права сексменьшинств», - говорится в петиции, которую подписали бывший вице-премьер Великобритании, глава британской парламентской делегации в Совете Европы Джон Прескотт и несколько десятков других депутатов Парламентской ассамблеи Совет Европы, сообщает «Интерфакс-религия».

Выступая 2 октября на осенней сессии Ассамблеи в Страсбурге, Алексий II назвал гей-парады «рекламой, которая навязывается людям, очень далеким от этого», сравнил гомосексуализм с клептоманией и отметил, что Церковь с состраданием относится к людям, страдающим разного рода грехами, в том числе к гомосексуалистам - «грешникам, которых мы любим, ненавидя их грех». С такими заявлениями глава РПЦ МП выступил в ответ на вопрос депутата, который касался факта ущемления прав геев в России.

Выступление предстоятеля РПЦ в ПАСЕ стало ответом на приглашение Совета Европы в рамках регулярных дебатов ПАСЕ с политическими и религиозными лидерами. Однако авторы петиции отметили, что подобный диалог между культурами и религиями должен основываться на взаимоуважении и толерантности, сообщила 4 октября газета «International Herald Tribune» со ссылкой на «Associated Press». 

 

Состоялось пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии

4 октября в конференц-зале ОВЦС МП в Свято-Даниловом монастыре состоялось пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии в расширенном составе. Участники заседания проанализировали ход подготовки к богословской конференции Русской православной церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.).

Во исполнение поручения Священного Синода по выработке позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви была утверждена рабочая группа по разработке проекта соответствующего документа под председательством епископа Егорьевского Марка, заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Предполагается, что данной теме будет посвящено заседание Богословской комиссии, которое состоится в декабре.

На основании отзывов, представленных ведущими учебными и научными учреждениями РПЦ, Богословская комиссия утвердила заключение по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9.11.2006), которое будет направлено на рассмотрение Священного Синода. 

 

В рамках активизации диалога с Римско-Католической Церковью в РПЦ создана рабочая группа по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви

Рабочая группа по выработке позиции Московского патриархата в вопросе о первенстве во Вселенской Церкви была создана в ходе пленарного заседания Синодальной Богословской комиссии в расширенном составе в Отделе внешних церковных связей. Членам группы предстоит выработать проект документа, отражающего точку зрения РПЦ по вопросу о первенстве, который становится особенно актуальным в процессе активизации диалога с Ватиканом, направленного на сближение РПЦ с Римско-Католической Церковью. Предполагается, что данной теме будет посвящено заседание Богословской комиссии в декабре 2007 года.

В отличие от Римско-Католической, у Православной церкви во вселенском масштабе нет единого предстоятеля, «верховного первосвященника» (pontifex maximus). Есть «первый среди равных», каковым до раскола 1054 года был епископ Рима, а после стал патриарх Константинополя, с которым Рим ныне поддерживает наиболее активные контакты как с верховным представителем православного мира. Однако сегодня официальные Поместные православные церкви расходятся в понимании примата и роли Константинопольского патриарха. Одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие усваивают Константинопольскому патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию.

Вопрос о примате Римского папы и патриарха Константинопольского предполагалось обсудить в ходе второго заседания смешанной православно-католической богословской комиссии с 9 по 16 октября в итальянском городе Равенна.

Однако уже на второй день работы комиссии делегация Московского патриархата покинула зал заседания. «По прибытии в Равенну православные делегаты обнаружили, что в их состав включены представители так называемой «Эстонской Апостольской Церкви», созданной в 1996 году Константинопольским патриархатом на канонической территории Московского патриархата», - сообщил «Интерфаксу» глава представительства Русской Церкви в Европе епископ Венский и Австрийский Иларион, который входит в состав комиссии. Он отметил, что представители ЭАЦ были приглашены сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский патриархат) «в одностороннем порядке, без согласования с другими поместными Православными Церквами».

«Я искренне сожалею о создавшейся ситуации. Константинополь позиционирует себя как гарант межправославного единства, однако предпринимаемые им шаги, к сожалению, наносят ущерб этому единству», - подчеркнул епископ Иларион.

 

В Киеве прошли VII международные чтения по теме «Дружба: ее формы, испытания и дары»

23-26 сентября в Киеве прошли VII международные Успенские чтения по теме «Дружба: ее формы, испытания и дары».

Первые заседания конференции прошли в актовом зале Киевской Духовной Академии, последующие - на территории заповедника «София Киевская», университета «Киево-Могилянская Академия» и Института философии им. Г.С. Сковороды. Участников форума приветствовали митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) и  апостольский нунций на Украине архиепископ Иван Юркович. Как и прежде, Успенские чтения явили пример успешного сотрудничества представителей светской и церковной науки, общественных и церковных институций, различных христианских конфессий.

Возглавил начало работы конференции митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии РПЦ. Владыка открыл форум установочным докладом «Дочь простоты и доверия». Искусно соединив метод экзегезы Священного Писания и анализ литературных произведений самых разных авторов (от А.С. Пушкина до К.С. Льюиса), он представил масштабную картину дружбы Бога с человеком и ее место в истории Спасения.

Священник Владимир Зелинский (Италия) в докладе «Дружба как духовничество» показал общность этих, упомянутых в названии, на первый взгляд, разнородных явлений. Он определил духовничество, как искусство передачи духовного опыта, спасительного для другого. Цель духовника - научить примирению, чтобы ученик сам мог стать учителем в этом служении.

Друг о. Владимира протоиерей Михаил Меерсон-Аксенов (США) в докладе «Я назвал вас друзьями» (Ин. 15:15) раскрыл соответствие обращенного ко всем людям призыва к дружбе Господа Иисуса Христа диалогической природе человека. Для этого он постарался осмыслить в свете новозаветного откровения труды русских символистов, начиная с Вячеслава Иванова, по этому вопросу и психологов аналитической школы Карла Густава Юнга.

Особое внимание слушателей, среди которых преобладали студенты киевских духовных школ, привлекли выступления московских филологов проф. Виктора Живова и члена  Преображенского Содружества православных братств Николая Эппле.

Виктор Живов привел интереснейшие данные о состоянии покаянной дисциплины в старой России. Так, в XVIII веке церковь боролась с распространенным в народе «незаконным спасением». Это название в церковных документах той поры получили паломничества, прикладывание к мощам, общение с юродивыми, чудотворцами и т.п., практиковавшиеся многими русскими православными людьми вместо исповеди, т.к., по их мнению, эти действия освобождали от грехов гораздо эффективнее. Борьба, естественно, закончилась победой «народного благочестия». До середины XIX века исповедь практически отсутствовала в Русской церкви. Только с этого времени можно говорить о ее возрождении, внутри общего религиозного возрождения. К сожалению, религиозное возрождение в России совпало с секуляризацией, поэтому оно затронуло лишь меньшинство русского общества.

Николай Эппле на примерах из жизни и творчества Данте, Дж. Мильтона, К.С. Льюиса, круга его друзей-инклингов и Джоан Роулинг рассказал о целой традиции европейской дружбы-любви. Его выступление перекликалось с докладами поэта О.А. Седаковой «Дружба классическая» и религиоведа А.И. Шмаиной-Великановой «Hesed как солидарность между чужими», прозвучавшими в Москве на организованной Преображенским содружеством, Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и журналом «Вестник Русского Христианского движения» конференции «Христианская соборность и общественная солидарность» в августе этого года.

В рамках Успенских чтений прошло также несколько презентаций. 24 сентября в Актовом зале КДА о. Михаил Меерсон-Аксенов представил свою, вышедшую в киевском издательстве «Дух и литера», книгу «Созерцанием Троицы Святой...» о возрождении троичного богословия в России в культуре Серебряного века. А 25 сентября там же заместитель главного редактора издания Преображенского Содружества газеты «Кифа» Александр Буров рассказал о газете, которой в октябре текущего года исполняется 5 лет. Он также представил серию сборников документов и публикаций о событиях последних десятилетий церковной истории «Христианский вестник». Среди материалов, вошедших в сборники, - «дело» о. Зинона (Теодора), «дело» об «анаксиосе» в Санкт-Петербургских духовных школах, «дело» о. Георгия Кочеткова и др. Эти источники должны развеять бытующие вокруг упомянутых событий домыслы и распространяемую некоторыми СМИ дезинформацию.

По мнению большинства участников, организаторам Успенских чтений и на этот раз удалось то, что нечасто удается на подобных конференциях - преодолеть разрыв между работой на заседаниях и неформальным общением в кулуарах. Работа носила неформальный характер, а общение было содержательным. С точки зрения митрополита Филарета (Вахромеева), это произошло потому, что «Суть киевских встреч - дружба».

Александр Буров

 

В СФИ на кафедре философии и гуманитарных дисциплин состоялось очередное заседание семинара «Язык богословия»

Темой на этот раз были сочинения Николая Александровича Бердяева. Основной доклад сделала ст.науч.сотр. Института культурологии, к.филос.н. Виктория Файбышенко. Анализируя, прежде всего, книгу «Самопознание», она отметила изложение в ней различных «техник субъективности», связанных с европейской культурой «новой человечности», что предполагает и особый язык. Целью разговора на этом языке докладчик назвала «вхождение в полное отношение» с собеседником, когда исчезает ситуация взаимного «уничтожения» субъекта и объекта. Богословское содержание такого языка В. Файбышенко определила как «работу с трансцендентным», а философию Н.А. Бердяева как «светскую теологию», т.е. скрытую теологию, которая присутствует в светской европейской культуре ХХ века.

В дискуссии приняли участие зав. кафедрой, к.филос.н. Г.Б. Гутнер, преподаватели кафедры к.филол. н. Д.М. Гзгзян, магистр богосл., к.пед.н. А.М. Копировский, другие участники и гости семинара.

 

В СФИ прошли защиты выпускных работ

4 октября было представлено три работы: две - по кафедре Священного писания и одна - по кафедре богословских дисциплин и литургики.

Проблеме переводов Священного писания была посвящена работа Ольги Сушковой «Установка на читателя»: дискуссия в современной англоязычной теории библейского перевода». Каким должен быть современный перевод Священного писания? Чем руководствоваться при переводе - установкой на читателя и быстро изменяющуюся социально-культурную ситуацию или на сохранение формальных особенностей оригинала? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, О.В. Сушкова проанализировала современные библейские переводы, прежде всего, англоязычные, выявив их основные направления и тенденции. Соискательница отметила, с одной стороны, их большое количество (более 40) по сравнению с русскоязычными (единственный полный перевод Библии на русский язык - т.наз. Синодальный), а с другой - слишком большое разнообразие, создающее трудности в выборе для читателя, и предложила следующий подход: «угождать читателю нельзя», но соучастия всех в единой церковной жизни не может быть без адекватного понимания текстов Писания.

Работу «Курс Священного писания Нового завета в системе среднего богословского образования (на примере Богословского колледжа СФИ)» защищала Ольга Цкитишвили. Соискатель проанализировала курсы и учебные пособия по Новому завету в средних учебных заведениях РПЦ, выяснив, что оно находится в плачевном состоянии. Затем она описала программу, методику, структуру, объем и содержание аналогичного курса в Богословском колледже при СФИ. Представленная программа курса Священного писания Нового завета для среднего духовного учебного заведения вполне оригинальна. Она не предполагает подготовку церковных работников, но ставит перед собой задачу просвещения и более полного воцерковления учащихся; создание фундамента для их дальнейшего духовного образования. В связи с этим автор не ограничивается привычными толкованиями текстов, но активно вводит в курс материалы современной библеистики.

Ирина Волкова представила исследование на тему «Интерпретация повествования об Исходе в иудейской, эллинистической и раннехристианской литературе и византийской гимнографии». В работе показано, как осмысляется одно из центральных ветхозаветных повествований в разных религиозно-культурных традициях, как возникали его объяснения и переосмысления в произведениях иудейских и христианских авторов. Достоинством работы является подробный анализ аллегорического и типологического подходов, соотношения Ветхого и Нового заветов в исследуемых текстах, литургического использования библейских образов и мотивов.

Все три представленные к защите работы оценены на «отлично» и рекомендованы к публикации полностью или частично.

Чуть раньше, 27 сентября, состоялась защита трех бакалаврских работ, посвященных исследованию принципов миссионерской деятельности митрополита Антония Сурожского, священника Григория Петрова (кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики) и анализу богословского наследия матери Марии (Скобцовой) (кафедра богословских дисциплин и литургики).

Выбор темы для бакалаврской работы Лидии Крошкиной - «Богословские взгляды матери Марии (Скобцовой)» (на материале житийного сборника «Жатва Духа») - весьма примечателен: богословское и художественное наследие прпмц. матери Марии исследовано на сегодняшний день неполно и фрагментарно. Л.В. Крошкина показала отличие принципиального подхода к житиям м. Марии от подходов Г.П. Федотова, Б.К. Зайцева и других. Ей удалось выявить основные богословские интуиции м. Марии с помощью внутритекстового анализа каждого жития, поскольку м. Мария значительно переработала некоторые тексты, изменив в них структуру и смысловые акценты.

На сегодняшний день при обилии житийной литературы нельзя не отметить, что в ней внимание, в основном, акцентируется на чудесах, совершаемых святыми. Переработка житий м. Марией, наоборот, подводит к вопросам о цели жизни христианина и о том, в чем проявляется святость.

Бакалаврская работа Иоанны-Яны Калныни по теме «Главные принципы миссии в сочинениях и практике митрополита Антония Сурожского» представляет собой первое полноценное исследование, посвященное миссии в жизни и трудах митр. Антония. Соискатель напомнила о связи миссии с апостольством и о личностном характере миссии, о необходимости для миссионера призвания от Бога по дару Духа Святого и о рецепции его служения церковью. И.-Я. Калныня подчеркнула, что главное определение миссионерства по вл. Антонию -«... открыть путь к Богу», а не обратить человека в ту или иную веру. Среди миссионерских принципов вл. Антония соискателем были названы как главные, вера в человека и милосердие к нему, диалогичность и современность, а также, например, аскетическая подготовка, наличие жизненного опыта и образования - не только богословского, но и светского и др.

В бакалаврской работе Екатерины Архипенко «Основные принципы миссии в трудах и практике священника Григория Петрова» исследуется жизненный путь и миссионерский опыт этого выдающегося петербургского проповедника - миссионера конца 19-го - начала 20-го в. Он был самым известным в церкви и обществе своего времени членом кружка 32-х столичных священников, еще в 1905 г. призвавших к обновлению церковной жизни. Соискатель смогла адекватно подойти к сложным проблемам жизни и деятельности о. Григория (достаточно напомнить, что он практически с начала своей деятельности подвергался гонениям, в 1908 г. за политическую направленность проповеди был лишен сана), и показать, что именно специфика его миссионерской проповеди обеспечила ее огромный успех.

Защита вызвала живой отклик у присутствовавших преподавателей и студентов СФИ. Комиссией было отмечено высокое качество работ, их церковно-практическое значение. Всем соискателям была присвоена степень бакалавра богословия, их работы рекомендованы к публикации.

КИФА №13(71) октябрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!