gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow В пространстве СМИ arrow Утешить или утишить? Доклад зам. главного редактора газеты «Кифа» Александра Бурова
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.10.2007 г.

Утешить или утишить?

Доклад зам. главного редактора газеты «Кифа» Александра Бурова, посвященный православным изданиям «поколения 2000-х»

«Упаси нас Бог от того, чтобы все одинаково
писали, говорили и думали. В тот момент,
когда мы этого добьемся, все и кончится».

Из доклада митрополита Смоленского
и Калининградского Кирилла
на фестивале православных СМИ «Вера и слово»

 

ImageДорогие отцы, братья и сестры, коллеги!

Прежде всего, позвольте поблагодарить руководство БФРЗ и СФИ за возможность отметить 5-летие «Кифы» в этом комфортабельном зале.

Благодарю также за честь выступить со словом о нашем издании. В программе сегодняшнего круглого стола предусмотрен небольшой научный доклад кандидата социологических наук, бакалавра богословия Анны Алиевой. Поэтому мое сообщение не претендует на научность и полноту. Дерзну предложить вашему вниманию некоторые размышления и наблюдения  только для того чтобы начать разговор.

«Кифа» родилась - а мы с главным редактором, наверное, по причине нашей многодетности (в двух наших семьях в общей сложности 8 детей) всегда употребляем именно этот глагол, когда вспоминаем об обстоятельствах выпуска первого номера газеты - 5 лет назад по инициативе двух людей. Инициатива была поддержана сначала двумя малыми братствами, в которых мы состоим, а затем и всем Преображенским Содружеством малых православных братств. Так родился наш 9-й ребенок.

Это 5-летие отмечено рядом примечательных событий. В этот период заметно меняется отношение церковного руководства к СМИ. На фестивале православной прессы «Вера и слово» в 2004 году провозглашается задача освоения информационного пространства, как неотъемлемая составляющая церковного возрождения. Появляются новые или изменяются до неузнаваемости прежде бывшие издания. Назову лишь самые яркие примеры, которые у всех на слуху, обновленных изданий-ровесников «Кифы», ее поколения. Это газета «Церковный вестник», журналы «Фома» и «Вода живая».

Существенным признаком этого поколения православных периодических изданий, отличающим его, в частности, от изданий поколения 90-х (таких, например, как «Радонеж», «Православный Санкт-Петербург», «Церковно-общественный вестник») становится принципиальный уход от того, что присутствующий здесь Сергей Чапнин назвал «конфронтационной журналистикой». И это им удалось - для поколения «Кифы» не характерна агрессивность, эти издания не общаются с читателем на «языке упреков». И это бесспорное достижение.

Но в то же время главное стремление православной периодики 90-х - изменить мир, чьим темным двойником и была упомянутая агрессивность, явно уступает все более усиливающемуся стремлению утешить читателя, помочь ему принять окружающую церковную и общественную действительность такой, какая она есть. Об этом можно и пожалеть. Конечно, не о настроенности на утешение, для православных СМИ эта настроенность вполне органична, но - «и то надлежало делать и этого не оставлять», в жизни, а значит и в прессе есть место и борьбе за изменение мира, и утешению. Смущает только то, что настроенность на утешение становится преобладающей, если не исключительной. Иногда это утешение скорее напоминает утишение, от слова «тихо», «тише-тише», которое является оборотной стороной агрессии, умильно-слащавой картинкой на обороте страшилки. В этой атмосфере становится возможным, к примеру, странное оцепенение большинства православных СМИ в ответ на известие о хулиганском нападении на духовно-просветительский центр Преображенского Содружества в Подмосковье. Только порталы sedmica.ru и «Религия и СМИ» разместили у себя эту информацию,  да и то в сильно урезанном виде.

Недавно на круглом столе «Образ РПЦ в петербургских СМИ» были оглашены результаты социологического исследования, предпринятого по заказу Информационной службы Санкт-Петербургской епархии. Цель исследования была выяснить, какой изображали церковь ведущие петербургские СМИ на протяжении последних 10 лет. Эти результаты весьма показательны. Так, согласно им церковь в глазах прессы попадает в разряд... «обыденного». Вроде бы неплохо - церковь, уже меньше, чем 10-летие назад, ассоциируясь с народными обычаями и обрядами, покидает наконец-то разряд «экзотики» и «фольклорного заповедника». А общество, привыкает к присутствию церкви во многих сферах жизни и считает его естественным.

Но здесь есть одно «но», о котором я скажу чуть позже.

А сейчас вернусь к характеристике периодических изданий поколения «Кифы». С первого же знакомства с ними обращают на себя внимание их звучные названия. Их библейское, точнее евангельское происхождение: «Фома», «Кифа», «Вода живая». Ну просто перечень имен избранных учеников. Характерно, что «Церковный вестник» до 2002 года имел в своем названии слово «Московский», а «Вода живая» совсем еще недавно именовалась «Санкт-Петербургским церковным вестником». Утрата этой локальной привязки, как и использование библейских имен в названии, указывают на более универсальный характер этих изданий. И действительно, «география» их материалов обширна, она отнюдь не ограничивается «канонической территорией» РПЦ - Россией и странами ближнего зарубежья. В лучших традициях как раз русской церковной публицистики Православие изображается на страницах этих изданий отнюдь не как «этническая» и «национальная» вера, а как исповедание, имеющее мировое значение. В качестве только некоторых примеров можно назвать публикации владыки Каллиста (Уэра) в ЦВ, интереснейший материал о православии в Японии в «Фоме», материалы о канонизации м. Марии и пострадавших с нею в «Кифе».

Упомянутые примеры свидетельствуют не только о пространственной, но и об экзистенциальной широте взгляда этих изданий. Другой характерной чертой этого поколения церковной периодики является вкус к т.н. «сложным темам». «Кифа», «Вода живая», «Церковный вестник» не боятся публиковать богословские и научные тексты. Вспомним публикации на страницах «Кифы» академика С.С. Аверинцева, проф.-свящ. Георгия Кочеткова, свящ. Павла Адельгейма, проф. Христоса Яннараса, проф. В.В. Бибихина, поэта и филолога О.А. Седаковой и др., в «Воде живой» доктора богословия священника Владимира Хулапа, проф.-архим. Ианнуария (Ивлиева), в ЦВ проф.-прот. Георгия Митрофанова, игумена Петра (Мещеринова), уже упоминавшегося владыку Каллиста и др. Точная формула секретаря СБК, проректора МДАиС, свящ. Владимира Шмалия «богословие - всеобщее призвание» стала девизом этих изданий и названием одной из рубрик «Кифы».

К характерным особенностям этих изданий можно отнести также их профессионализм. Я говорю, прежде всего, о языке. Это хороший живой русский язык, без вульгаризмов и схоластики. Издания поколения 2000-х не просто приятно взять в руки, они выполнены на высоком полиграфическом уровне. Иногда, может быть, даже слишком, как в случае «Фомы»: глянец начинает довлеть, и разглядывать журнал становится интересней, чем читать. В этих изданиях работают профессионалы - дипломированные журналисты, дизайнеры, специалисты по маркетингу и др. Здесь «Кифа» скорее является исключением. Число патентованных журналистов среди ее авторов незначительно. Преобладают добровольцы, как бы офицеры военного времени, работающие по большей части безвозмездно, обучающиеся журналистскому ремеслу в процессе работы.

Еще я бы хотел отметить, что издание этих газет и журналов носит ярко персонифицированный характер. Ну, в самом деле, можно ли себе представить «Фому» без двух Владимиров - Легойды и Гурболикова, ЦВ без Сергея Чапнина, «Воду Живую» без о. Александра Сорокина, «Кифу» без Александры Колымагиной и меня, грешного? (Характерно, что многие читатели совершенно искренне полагают, что «Кифа» - это «она», хотя, как всем присутствующим хорошо известно, это слово мужского рода: «Кифа» - это арамейский вариант греческого «Петр», имени, которое Господь дал одному из ближайших своих учеников.)

Теперь несколько слов о самой «Кифе», ее «лица необщем выраженьи». Это не так просто, как кажется. «Девочка», извините, «мальчик» у нас общительный, его всегда тянет в компании. Родителям остается, как всегда, заботиться только о том, чтобы эти компании были, как сегодня, хорошими. Но, тем не менее, есть у «Кифы» особенности, которые, при всем сходстве с ровесниками, сообщают ей неповторимое очарование.

Снова напомню о данных петербургского исследования. Согласно им, пресса по-прежнему описывает в основном внешнюю сторону жизни церкви. «Героями» публикаций являются в основном патриарх, реже другие священнослужители и совсем уж редко миряне, именно как члены церкви. Конечно, нельзя сказать, что это не нужно. Нужно. И «Церковный Вестник» на уровне патриархата, как и «Вода Живая» на епархиальном, с этим более или менее успешно справляются. Но - здесь я возвращаюсь к тому самому «но» о котором говорил, когда первый раз приводил результаты петербургского исследования - примечателен составленный на основе изученных  в процессе петербургского исследования материалов рейтинг «упоминаемости». В 2007 году главным «героем» публикаций о церкви стал патриарх Московский и всея Руси, Господь Иисус Христос занимает 2-е место (3-е - Бог, 4-е Ксения Блаженная). О. Александр Сорокин, прокомментировав эти данные, в частности, заметил, что «на второй план задвигаются ценности христианства как такового».

Причина этого прискорбного смещения в том, что - пишут авторы исследования - «основа церкви - сообщество верующих, его жизнь, его позиция - зачастую остается вне поля зрения журналистов». «Церковь - с грустью отметил о. Александр Сорокин - часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники». А если церковь так воспринимается прессой, то значит, так же она воспринимается и обществом, да и сама собой. Православные журналисты - пока, во всяком случае, - мало что здесь могут изменить. Как справедливо добавил о. Александр - «во многом это проблема не прессы, а самой церкви - в первую очередь, мирян, которые далеко не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь Церкви». Думаю, что к числу этих мирян, не всегда умеющих отвечать за Церковь, мы с полным основанием можем отнести себя - православных журналистов.

По-своему эту задачу - адекватного представления образа церкви - стараются решать и «Фома» с «ВЖ». Они размещают на своих страницах материалы об очень серьезных проблемах жизни отдельных  верующих людей в современном обществе. Все больше публикаций о православных мирянах, добившихся успеха и признания в различных сферах общественной и культурной жизни. Это стремление стало характерной отличительной особенностью этих изданий.

В этих условиях, когда есть кому сказать о внешней стороне жизни церкви, об участии иерархов в официальных мероприятиях или представителей светской власти в освящении храмов, рассказать о проблемах жизни православных людей в обществе, особенно остро ощущается нехватка материалов о насущных проблемах церковной жизни, проблем, с которыми человек сталкивается, когда он вступает в Церковь и становится членом конкретной общины - как должно быть в нормальном случае. Как писал еще о. Георгий Флоровский, христианское бытие существенным образом общинно: быть христианином означает находиться в общине, в Церкви. Unus Christianus - nullus Christianus (лат. Один христианин - не христианин, по знаменитому выражению Тертуллиана). Однако у нас очень редко бывает этот «нормальной случай», так же, как, к сожалению, бывает нечасто, чтобы новообращенный всерьез менял свою жизнь, придя в церковь, хотя и это является нормой. Именно эту нишу и стремится заполнить «Кифа», не претендуя, однако, ни в коем случае на монополию. Мы с радостью читали подборку о евхаристическом возрождении, статьи о проблемах миссии и катехизации в том же ЦВ.  Нам очень приятен их богословский уровень и пастырское горение.

Это стремление «Кифы» несколько выпадает из общей «утешительной» тенденции. Мы не оставляем попыток изменить мир. Поэтому мы говорим и о непопулярных сейчас вещах, таких как стремление к единству всех истинных учеников Христовых - проблемах экуменизма, о служении женщин в церкви и т.п.. Мы постоянно публикуем материалы по таким острым и в тоже время насущным темам как перевод богослужения на русский и др. национальные языки.

Неоспоримым преимуществом «Кифы» является то, что она опирается на опыт живого общинного движения. Мы сами являемся нередко своими ньюс-мейкерами. Мы пишем о том, что знаем изнутри своего опыта. Да, не бесспорного, да, вызывающего вопросы - и мы всегда готовы на них отвечать - но живого и уже давно ставшего частью жизни церкви. Мы вовсе не хотим, чтобы вся РПЦ превратилась в один прекрасный день в наше движение, но мы не можем не делиться с нашими братьями и сестрами тем, чем одарил нас Господь. Об общецерковной пользе этого свидетельствует хотя бы факт проведения в СПб «Кифой» совместно с одним из братств Преображенского Содружества - Свято-Петровским малым православным братством - и «Вестником РХД» Круглого стола по «Дневникам» о. А. Шмемана на тему «В чем реальность церкви?» с участием священнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. Одним из результатов этого стола было проведение подобного же обсуждения редакцией ЦВ.

Есть у «Кифы» и недостатки, их много. Я упомяну только об одном. (В день рождения не принято много говорить о грустном). Оставляет желать лучшего миссионерская составляющая «Кифы». Мы скорее газета внутрицерковная и больше уделяем внимание проблемам устроения миссии как таковой, чем свидетельству о Христе граду и миру. Из чисто миссионерских проектов «Кифы» можно назвать только один более-менее состоявшийся. Это приложение «Открытая встреча»: ответы священников и катехизаторов на вопросы невоцерковленных людей. Довольно известный жанр. Но мы здесь стремимся уйти от банальностей. Люди задают действительно вопросы о сути христианской веры и жизни.

Итак, заканчивая свое выступление, я хотел бы сказать, что мы смотрим в будущее без пессимизма, но и без оптимизма, с надеждой. С надеждой на Бога и надеждой на возрождение церкви, которое немыслимо не столько без восстановления храмов из камня и дерева, сколько без восстановления живых храмов. Мы надеемся, что в этом восстановлении будет и доля нашего участия - доля журналистов, и нам будет, чем оправдаться в конце истории. А вот как это сделать наилучшим образом и как преодолеть те трудности, которые на этом пути стоят. мы и пригласили вас поговорить сегодня в день рождения нашей «Кифы».

Фото Дмитрия Писарева

КИФА №13(71) октябрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!