«Нам есть что сказать в области религиоведческого и богословского образования» Интервью с ректором СФИ, проф.-свящ. Георгием Кочетковым Обычно к юбилеям принято подводить итоги. Можете ли Вы обозначить какие-то итоги 20-летнего пути Института? О. Георгий: Мы не переоцениваем это время, но и не можем его недооценивать, потому что именно это двадцатилетие уж очень значительно. Сами посудите. Вначале, в первые годы, Институт существовал совершенно неофициально, в условиях советского тоталитарного строя, и он имел одни формы образования, одни требования к студентам, одни программы. Сейчас они совершенно другие. Они в большой степени приближены к обычным. И в то же время мы рады, что удалось построить Институт, который имеет именно христианский дух и христианский характер. При этом - на очень высоком уровне. Мы рады, что нам удается держать высокую планку. Конечно, люди берут столько, сколько они могут взять. Есть те, кому трудно взять много, но это вопрос другой. Важно, чтобы все, кто может взять больше, имели такую возможность. Она есть, и они ее берут. По сравнению со специалистами из других стран и из других учебных заведений, наши выпускники, как правило, резко отличаются в лучшую сторону. Даже если смотреть на них, скажем, на международной арене. Меня поразило, например, год назад выступление Бориса Кувшинского, который только что закончил бакалавриат, на симпозиуме в Бозе. Он делал свой доклад на миссионерской конференции и выделялся, безусловно, в лучшую сторону не только по отношению ко многим российским участникам этой конференции, но и по отношению к участникам зарубежным. А там не собирают людей второстепенных, там стараются собрать «сливки», самых лучших специалистов со всего мира. Мы довольны этими результатами - во-первых, мы обрели какой-то статус, стабильность, помещения, обрели какие-то нормальные формы официального существования. Мы имеем очень маленькое финансовое обеспечение, в основном мы живем за счет частных пожертвований малых братств, и лишь совсем небольшая доля - это те или иные пожертвования от зарубежных фондов. Несмотря на все это, мы существуем положительно, стабильно, свободно, что принципиально важно. Не только дух и смысл христианский могут воплощать себя в жизни и деятельности нашего Института, но и вот этот дух свободы, который имеет принципиальное значение. Очень важно, что есть общая молитва, которая совершается при активной поддержке всех студентов и преподавателей, несмотря на их духовный возраст и подготовку. У нас учится много людей из разных городов и из разных стран. Мы не гонимся за какими-то большими числами, но, тем не менее, нас не может не радовать такое признание всего того, что мы делаем, со стороны разных людей, имеющих разные корни, разное образование, разные потенции. Важно то, что мы свободно определяем свои программы, свободно определяем состав и соотношение предметов. У нас сохраняется много предметов, которые являются совершенно уникальными для всей системы духовного образования, для всей духовной культуры и, я бы даже сказал, нашей страны. Наш Институт открыт, очень открыт для разных людей, как и наше богослужение открыто для всех желающих. Эта наша открытость, может иметь особую ценность. У нас иногда принимают участие в преподавании и учатся люди не только православные. Хотя наш Институт православный, и мы сохраняем это название не формально, однако, мы радуемся тому, что старообрядчество может преподавать старообрядец, а западную историю второго тысячелетия христианской эры, скажем, католик, и т.п. Интересно проходят защиты итоговых работ. Я уверен, что хотя Институт остается небольшим, он имеет достаточно большой потенциал. Он прямо связан со всей системой образования и духовной жизни Русской православной церкви, и вообще с духовной жизнью страны и всего нашего народа. Мы видим, что проводимые Институтом конференции имеют международное значение, что не раз признавалось многими российскими и зарубежными участниками этих событий. Как Вы считаете, чего Институту сегодня еще не хватает? Какие качества ему важно приобрести дополнительно к тем, которые уже есть сегодня? О. Георгий: Всегда будут какие-то вещи, которые хотелось бы улучшить. Они могут касаться как персоналий, так и самой системы образования. Система образования должна быть гибкой, живой. Он не должна быть жестко зафиксирована. Мы имеем большой плюс в том, что не работаем как на конвейере. Мы можем почти индивидуально заниматься каждым студентом, идя ему навстречу везде, где только можно пойти навстречу и, в то же время, спрашивая исполнения тех правил, без которых осуществлять систему духовного образования, весь учебный процесс нельзя, также как и научный процесс на кафедрах. Что бы хотелось в первую очередь исправить? Хотелось бы, чтобы больше развился религиоведческий факультет, чтобы он больше укоренился и дал больше возможностей для разнообразия. И в то же время, это факультет, который может работать по принципу дополнительности в отношении богословского факультета. Этого мне бы очень хотелось. Мне бы также хотелось, чтобы наше руководство, наши профессора и наши преподаватели чувствовали себя более уверенно. Чтобы Попечительский совет был не только визитной карточкой, как бы знаком качества нашего Института, но и больше работал для продвижения того духа и тех идей, которые являются профилирующими или основополагающими, главенствующими, характерными для всех нас. Нам хотелось бы, чтобы о нас больше знали. Наш самый, может быть, большой недостаток в том, что нас плохо знают. И подчас имеют даже превратные представления о нашем Институте во многих случаях: и за границей, и в России. Отчасти, об этом «позаботились», конечно, наши недоброжелатели, но это нас не оправдывает. Мы имеем все возможности для нормальной работы, для подачи серьезной, глубокой, аналитической информации о нашей работе и нашей жизни. Что Вы считаете наиболее важным в образовательных программах Института? О. Георгий: У нас есть профилирующие кафедры. Из пяти кафедр - три профилирующие. Во-первых, это кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики - это, безусловно, специфическая для нашего Института и очень важная кафедра. Ничего подобного нет нигде на сегодняшний день в России, в том числе в православных учебных заведениях. Во-вторых, кафедра богословских дисциплин и литургики, тоже профилирующая и тоже очень важная. Мы много занимаемся литургическими, богослужебными переводами и богословскими проблемами, пытаясь привести их в соответствие с опытом, который есть в Церкви на сегодняшний день. Третья профилирующая кафедра - Священного писания. Она у нас пока что немножко послабее, но мы надеемся, что она тоже укрепится. Потому что без адекватного прочтения Священного писания трудно адекватно воспринимать и Священное предание Церкви. Вот это я считаю главным в нашей системе образования. Плюс, как я говорил, есть просто специфические, уникальные предметы, наряду с уникальными специалистами. Мы стараемся соединить достижения всех гуманитарных наук воедино, для нас это важно. Мы не делаем жесткого различия между богословием и философией и т.д., мы не отталкиваемся от светской культуры, мы не проклинаем ее, не дискредитируем, и не подозреваем ее в чертовщине или в излишнем безразличии к духовным вопросам. Ничего подобного мы не делаем, и поэтому мы видим, как плодотворно могут сотрудничать самые разные области духовной жизни, духовной культуры и собственно церковной, религиозной, богословской, молитвенной и духовно-практической и, с другой стороны, художественной, философской, литературной и т.п. сфер. Какими Вы видите перспективы развития Института? О. Георгий: Перспективы зависят от Господа Бога. Мы не можем загадывать далеко вперед в силу того, что наш Институт скромный, небольшой. Однако мы все-таки думаем о том, что Господь благословляет нашу работу, наше служение, нашу деятельность и наших студентов, наших преподавателей, профессоров, наших многочисленных сотрудников. Мы верим, что если не собьемся с этого пути, то принесем добрый плод. Перспективы в этом смысле, надеюсь, могут быть самыми положительными, самыми радостными. Мы хотели бы, чтобы то, что Господь нам открыл, стало достоянием всех, всей церкви, а по возможности и общества, и всей сферы образования. Нам есть что сказать и в области религиоведческого образования, и в области богословского образования - по всем основным направлениям этой деятельности. Беседовала Наталия ИГНАТОВИЧ КИФА №13(71) октябрь 2007 года |