gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.02.2005 г.

 

СВОБОДА - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ГАЗЕТЫ

Интервью Игоря Иванова, главного редактора

христианской православной газеты Севера России "Вера-Эском" (Сыктывкар)

ImageКифа: Ваша газета, наверное, - одно из самых старых независимых православных изданий. Она выходит больше 10 лет.

Игорь Иванов: В будущем году исполняется пятнадцать.

Кифа: В чем секрет Вашего долголетия?

Игорь Иванов: Наша ситуация, наверное, знакома всем журналистам. Не знаю, как в Москве, но в провинции невероятно сложно найти помощников, молодую поросль, которая могла бы подключиться к работе. Практически наш костяк сложился 10 лет назад. Много народу прошло через нашу редакцию, некоторые стали священниками, другие чем только ни занимаются после того, как поработали у нас. Кто-то стал профессиональным журналистом, но у нас не прибавилось ни одного творческого сотрудника. Мы держимся благодаря тому костяку, который был создан в начале 90-х. Видимо, в других условиях, например, сейчас его бы не удалось создать. Мы друг другу помогаем, у нас очень хороший коллектив.

Кифа: Сколько вас и что представляет из себя этот костяк?

Игорь Иванов: Штат газеты составляет 10 человек. Пишущих, т.е. творческих сотрудников - пять, включая меня, хотя вообще я в большей степени администратор, но пописываю тоже. Я работал и в светской газете. Могу сказать, что разрушает коллективы светских газет изнутри, - конкуренция, желание продать себя подороже. За улыбками зачастую скрывается, мягко говоря, нелюбовь, переходящая в ненависть, всякие подсидки и т.д. У нас этого нет. Во-первых, мы очень бедны, и это нас от многого спасает. Вроде бы шутка, но это факт жизни, который действительно помогает: мы бедны одинаково. Во-вторых, мы сумели выработать за эти годы уважение друг к другу. Люди все разные, тем более, что со временем мы стареем, еще больше прилипают какие-то не самые приятные особенности характера, становимся не такими гибкими. Но при всем этом есть уважение каждого друг к другу - уважение и творческое, и личное.

Есть некоторые православные СМИ,  которые, утрированно говоря, построились всей редакцией и пошли на литургию. У нас нет общего духовника. Есть духовный попечитель газеты - наместник Антоние-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников). Я обращаюсь к нему как редактор со многими сложными вопросами. Мы постоянно общаемся, я у него часто бываю, лично исповедуюсь. Но я никого не тяну, чтобы непременно ехали к нему. У каждого сотрудника нашей редакции свой способ существования в церкви и этот способ уважаем каждым из нас. Каждый сам выбирает частоту причащения и все, что непосредственно связано с литургической жизнью, как и моменты, связанные с воспитанием детей, и т.д.

Имеет значение и то, что мы далеко от цивилизационных искушений. Что такое Сыктывкар? Небольшой город: 260 тысяч человек населения с пригородами. Как-то, сидя за общим столом, мы  пытались понять: как сами здесь оказались? Ведь мы закончили питерский журфак, поработали в достаточно известных изданиях - я в "Труде" немножко поработал, другой наш сотрудник - в "Аргументах и Фактах". Люди имеют определенную школу и профессионализм. Как же мы оказались, с точки зрения Москвы, в дальнем захолустье? Иногда мы сами этому удивляемся. Потом постепенно пришло понимание, что случайного в этом ничего нет. Видимо, мы должны были оказаться в пустыне. Я не говорю, что там нет людей, - есть, и среди них много праведников. Но в плане православия это территория, которая представляет из себя духовную пустыню.

Разрушения, которые туда вместе с лагерями принесла советская власть, несравнимы даже с соседними областями - Кировской и Архангельской. И там были лагеря, но здесь была нарушена вместе с традиционной жизнью национальная жизнь. Иногда мы едем куда-то и чувствуем, что пашем первую борозду. Идешь - как раньше сжигали наши предки лес на участке, делали "пожиг" и после этого первой бороздой шли. Вот мы ощущаем себя первопроходцами, когда паломничаем, путешествуем, ездим в командировки. Так не чувствуешь себя, например, в Вологодской области. Там есть «гумус» культурный, также, как в Архангельской области и в Кировской. Именно в нашем регионе культурный слой очень «жидкий».

Сознание того, что все это не случайно, что Господь заботится о нас, очень укрепляло. Позднее мы узнали, где погибло больше людей, где была реальная Голгофа России: именно в наших краях в Европейской части России было замучено и уничтожено больше всего людей. Мы чувствуем, что среди них было очень много праведников, потому что и благодать обильно проистекает на деяния, которые направлены на служение Богу. Для нас стали явно видны различные удивительные совпадения, помощь Божия в разных ситуациях, настолько, что она стала даже обыденна. К этому уже стали привыкать, что, конечно, недопустимо.

 Многие годы мы жили с чувством, что выпустим последний номер - и все. Назавтра нам объявляли, что в три дня мы должны выселиться, и мы баррикадировались - а размещается наша редакция в помещении Дома печати. Много было ситуаций, из которых мы выходили совершенно удивительным путем, сами того не осознавая. И это, безусловно, сильно поддерживает. Помощь Божья выразилась и в финансовых вопросах. Наша газета - одна из немногих, если не единственная, которой государственная помощь идет из республиканского бюджета, и это солидная помощь. В год наше издание обходится приблизительно в миллион рублей: зарплата всех сотрудников, командировочные, т.е. все то, что позволяет функционировать небогато, но стабильно. Это получилось совершенно случайно с точки зрения внешнего человека. В 1991 году я перешел в газету неожиданно для себя, по благословению отца Трифона. Мы с ним даже съездили к отцу Кириллу (Павлову), чтобы укрепиться в решении. Он тоже благословил меня на это дело. По-видимому, благословение и молитвы помогают, т.к. с тех пор была масса случаев, когда по всем признакам мы должны были закрыться, разбежаться и т.д., но, тем не менее, как-то выжили. Сейчас стало проходить чувство последнего номера. Оно держалось, наверное, лет восемь-десять.

Кифа: Что является внутренним кредо газеты? Ее интересно читать. Не про все церковные периодические издания так можно сказать, даже если они имеют финансирование и хорошо исполнены полиграфически. Сейчас есть такие издания, которые можно только листать и рассматривать картинки.

Игорь Иванов:  Я для себя понял: чтобы что-то получалось, надо испытывать искренний интерес к личности того человека, с которым ты общаешься, интерес к миру, который тебя окружает. Но этот интерес необходимо постоянно в себе возгревать, он требует внутренних усилий. Я думаю, в большой степени он возгревается той церковной жизнью, которую каждый из нас по мере сил пытается вести, часто, может быть, в ущерб семейной жизни. То, что мы получаем финансовые средства или какие-то дары Божьи, утешения, все направляем в сторону газеты. Она является центром нашего существования.

Кифа: Вы все отдаете?

Игорь Иванов: Наверное, не все, так как у всех есть семьи. По мере возможности.

Кифа:  Я имею в виду - время, силы.

Игорь Иванов:  Да. Мы все друзья и живем недалеко друг от друга. Я знаю, кто чем живет. Хотя у каждого могут быть и какие-то увлечения, газета остается центром. В этом смысле мы не отвлекаемся ни на что.

Кифа: Насколько тому, что вы сохранились в течение 15 лет, помог статус независимого издания? Я знаю, что вы возникли еще до того, как появилась Сыктывкарская епархия. Но наверняка всегда была возможность перейти под покровительство владыки?

Игорь Иванов: Да. Более того, владыка и сейчас говорит: "Возьмите у меня благословение и работайте под моим полным патронатом", что как вариант, конечно, возможно. Я пытался об этой ситуации говорить на фестивале православных СМИ "Вера и слово", но меня оборвали, может быть, и правильно, потому что аудитория не готова к такому разговору. У нас есть владыки, с которыми мы дружим. Есть владыки, с которыми мы не в очень хороших отношениях - скажем, нам бы хотелось быть подальше от них. Но оптимальный вариант - обязательно держать дистанцию. Так показывает наш опыт. Это условие сохранения и определенного уровня газеты, гарантия нашей свободы и качества газеты. Скорее не гарантия, это сильно сказано, а - условие. Мы, может быть, неосознанно это делали, не формулировали. Работы много, крутишься, как заведенный: каждые две недели надо наполнять номер материалом, как в печку дрова. Но если сейчас абстрагироваться и попытаться проанализировать, наверное, для нас это принципиальный вопрос, не вторичный. Христианскую свободу можно сохранить в условиях, когда ты являешься соработником того же епархиального управления, власти, каких-то добрых начинаний, когда находишься именно в сотрудничестве, в партнерских отношениях. Если ты сливаешься с какой-либо структурой, личность исчезает, остается некая индивидуальность, но личность стирается и сливается с другой. Такая ситуация уже не позволяет отдавать, появляются как бы побочные интересы. Если бы мы работали под чьей-либо эгидой, то не смогли бы так выкладываться, потому что, думаю, появились бы дополнительные интересы, пересекающиеся и мешающие полностью отдавать свою энергию. Газета ушла бы из центра внимания.

Сейчас мы воспринимаем газету как служение: единственный смысл - это работать Богу. Если бы она была для чего-нибудь другого, мы бы уже давно разбежались зарабатывать деньги, как в обычной светской прессе. Мы видим, что служение не должно ни в коем случае уходить из центра нашей жизни. Визуально могу представить: если газета уходит из центра нашего сознания на периферию, то центр не может быть пустым, он начинает заполняться чем-то другим и разрушается стройный "аристотелевский" мир, в котором мы существуем, он превращается в "платоновский", и мы разваливаемся.

Кифа: Важно ли различать административное подчинение и духовное руководство или духовное попечение?

Игорь Иванов: Да, безусловно. У нас часто это не различают. Бывает, приходит какой-нибудь предприниматель к священнослужителю и просит о духовном руководстве, а батюшка часто наряду с духовным руководством начинает руководить его бизнесом и считает, что так и должно быть. Руководит не через воздействие на душу, на духовный мир, а через руководство этим миром, напрямую руководя вопросами, которыми предприниматель должен был бы заниматься сам. То же самое и у нас. Если есть духовная христианская жизнь, она должна идти через личность сотрудника, не через взаимодействие редакции как коллектива с административной, например, епархиальной структурой, а через личность каждого человека. Каждый человек имеет духовника и обращается к нему в спорных для себя вопросах, а духовник его направляет. Это и есть то, что осуществляет контакт между Телом Церкви и редакцией - не административно, не фактом какого-то финансового учредительства, а взаимодействуя через души сотрудников.

Беседовал Александр Буров

КИФА № 2(29) февраль 2005 года

 
<< Предыдущая

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!