В рамках активизации диалога с Римско-Католической Церковью в РПЦ МП создана рабочая группа по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви Рабочая группа по выработке позиции Московского патриархата в вопросе о первенстве во Вселенской Церкви была создана в ходе пленарного заседания синодальной Богословской комиссии в расширенном составе в Отделе внешних церковных связей. Рабочую группу возглавил замглавы ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк (Головков), сообщает 5 октября официальный сайт Московской патриархии. Членам группы предстоит выработать проект соответствующего документа, отражающего точку зрения РПЦ МП по вопросу о первенстве, который становится особенно актуальным в процессе активизации диалога с Ватиканом, направленного на сближение РПЦ МП с Римско-Католической Церковью. Предполагается, что данной теме будет посвящено заседание Богословской комиссии в декабре 2007 года. В отличие от Римско-Католической, у Православной Церкви во вселенском масштабе нет единого предстоятеля, "верховного первосвященника" (pontifex maximus). Есть "первый среди равных", каковым до раскола 1054 года был епископ Рима, а после стал Патриарх Константинополя, с которым Рим ныне поддерживает наиболее активные контакты как с верховным представителем православного мира. Однако сегодня официальные поместные Православные Церкви расходятся в понимании примата и роли Константинопольского Патриарха. Одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие усваивают Константинопольскому Патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию. Вопрос о примате Римского Папы и Патриарха Константинопольского будет также обсуждаться в ходе второго заседания смешанной православно-католической богословской комиссии, которое начнется 9 октября в итальянском городе Равенна и продлится неделю. Как ранее заявлял "Интерфаксу" представитель РПЦ МП при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), Московский патриархат будет отстаивать в этой дискуссии собственную позицию, и в этом вопросе "никаких компромиссов быть не может". http://www.interfax-religion.ru/ __________________________________ КОММЕНТАРИИ: Борис Фаликов, религиовед: Вопрос о примате в христианской церкви сейчас имеет не столько богословское, сколько политическое значение. Именно он осложняет отношения РПЦ и Ватикана и обостряет и без того натянутые отношения с Константинопольским патриархом. Позиция РПЦ уже неоднократно заявлялась: примат во вселенской церкви необходим, но это должно быть первенство чести, а не примат юрисдикции. Это относится как к Католической церкви, так и к Константинопольскому патриархату. То есть РПЦ не против того, чтобы признать первенство чести и за Папой римским на уровне мирового христианства, и за Константинопольским патриархом на уровне поместных православных церквей. Но дело в том, что такое признание - знак уважения к исторической роли Рима и Константинополя, не более того. Практически это ничего не значит. Католики же, как известно, настаивают на юридическом аспекте первенства, однако РПЦ на это никогда не пойдет, и католикам это хорошо известно. Так что это долгоиграющая пластинка, и обе стороны это хорошо понимают. Но не стоит принижать ее роль, так как на фоне этой «богословской музыки» будет идти реальный политический торг между Москвой и Ватиканом: по поводу так называемого католического прозелитизма в России и по проблеме униатов. Не случайно патриарх Алексий II, сделав очередной шажок к сближению с Ватиканом в Париже, продолжал настаивать на решении именно этих двух проблем. Что касается отношений с Константинопольским патриархом, то отдать лишь пальму первенства чести тамошнему патриарху означает для РПЦ не признавать за ним право на роль координатора в православном мире и, уж тем более, высшей судебной инстанции. Известно, что недовольные в рядах РПЦ сразу начинают глядеть в сторону Константинополя, поэтому ограниченное толкование его первенства очень важно для Москвы. Давид Гзгзян, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института: Речь идет о древнем принципе старшинства или первенства среди епископов. В свое время, до разделения церквей, первенство чести (не имеющее никакого административного значения) усваивалось римскому епископу, а после разделения - константинопольскому. В IX веке патриарх Константинопольский Фотий в условиях сложившегося византийского имперского правления попытался приписать патриарху константинопольскому некоторые функции административного характера, но безуспешно. Нынешняя инициатива Московской патриархии связана с желанием оспорить авторитет константинопольского патриарха, но исторически она восходит к спорам о толковании принципа первенства чести, а именно: ограничивается ли оно только предоставлением Константинополю председательских функций или может значит что-то еще. Например, в древности известны прецеденты, когда мнение Папы римского учитывалось в каком-либо конфликте, поскольку к нему нельзя было не прислушаться в силу авторитетности кафедры, хотя при этом оно не воспринималось как административно обязательное. Москва, кажется, старается преодолеть гегемонию Константинопольского патриархата в православном мире, в частности, на том основании, что Константинопольский патриарх уже давно не представляет не только большинства, но даже сколько-нибудь значительной части православных. Ежедневный Журнал: http://www.ej.ru/ |