МЕСТО СВОБОДНОГО ДИАЛОГА 19 февраля 2005 г. в Москве в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) прошла ХI ежегодная студенческая научная конференция “Сретенские чтения” На этих конференциях институт традиционно представляет наиболее интересные студенческие исследования, выполненные в ходе обучения, а также выпускные работы, нередко выступают и преподаватели. В последние годы СФИ начал также приглашать к участию другие богословские и гуманитарные вузы. В этом году «Сретенские чтения» стали местом научного общения между студентами и аспирантами близких специальностей из шести учебных заведений столицы. Помимо СФИ, на конференции были представлены Российский православный университет св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (РПУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского (ИФТИ), Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), НИИ этнологии и антропологии РАН. Впервые конференция носила межконфессиональный характер, вместе с православными в ней участвовали католики и протестанты. Открывая конференцию, ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков отметил, что сегодня институт реально является площадкой свободного диалога между представителями различных групп, конфессий, религий, между верующими и неверующими. В рамках конференции состоялось пленарное заседание, а затем работали пять секций по кафедрам института. На секции кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики часть выступлений была посвящена истории миссии и катехизации, а другие – проблемам, существующим в этой сфере сегодня. В докладе Марии Дикаревой «Современные представления о катехизации на основании анализа катехизиса митр. Филарета (Дроздова) и других катехизисов» было показано, что существующие катехизисы, как правило, составлялись вне связи с делом катехизации и поэтому они не ориентированы на ее реальные задачи, а представляют собой просто комментарии к Символу веры. Владимир Якунцев в своем выступлении («Системы катехизации на территории бывшего СССР: православие, католицизм, протестантизм») анализировал существующие современные подходы к оглашению. При обсуждении докладов основной акцент был сделан на критериях оценки результатов катехизации. Не секции кафедры богословских дисциплин и литургики особое внимание привлекло сообщение Екатерины Степановой «Молитвенное правило общины (братства)», в котором сравнивалась молитвенная и литургическая практика православных братств конца XIX – ХХ века. На секции кафедры истории церкви выступления были посвящены новейшей русской церковной истории. Зав. кафедрой д. и. н. Ольга Юрьевна Васильева представила доклад на тему “Иорданская духовная миссия: от прошлого к настоящему”. Большой интерес и дискуссию вызвал доклад Марины Наумовой “Происхождение принципа права в церкви”, где обсуждалось место права в церкви, проблема бесправия и церковного суда. Работа секции кафедры философии и гуманитарных дисциплин проходила в форме семинара “Христианин в современном обществе”, где был поставлен вопрос: что означает открытость и ответственность христианина по отношению к обществу, культуре и государству. Выступающие обращались к творчеству Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, Д. Бонхёффера и др. Актуально прозвучало сообщение Кирилла Мозгова на тему “Философская критика религиозного фундаментализма (по работам И. Канта и П. Рикера)”. При значительном разнообразии тем выступлений участники семинара обнаружили определенное единство в постановке проблем и поиске подходов к их решению. Многие доклады по кафедре Священного писания, которая традиционно представляет работы первокурсников, отличались высоким академическим уровнем и были по-настоящему интересны, например, “Значение Иерусалимского храма для первых христиан” Анны Дмитренко и “Молитва в жизни ранней церкви по книге Деяний апостолов” Анны Коваленко. Всего на конференции “Сретенские чтения” прозвучало 47 докладов, в ней участвовало более 140 человек. КИФА № 2(29) февраль 2005 года |