gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Возможно ли оживление веры и доверия в современном обществе
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
11.09.2007 г.

Возможно ли оживление веры и доверия в современном обществе

16-18 августа в Москве прошла международная научно-богословская конференция «Христианская соборность и общественная солидарность»

Image

Открывая конференцию, духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств  и ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков пригласил собравшихся вести открытую дискуссию и не бояться затрагивать острые темы. Этот призыв не остался без ответа: первый же доклад вызвал острую и оживленную дискуссию.

Темой этого доклада, озаглавленного «Вынужденные размышления о метаморфозах церковной традиции» (докладчик - прот. Павел Адельгейм), стали значительные изменения, произошедшие за века в сознании и содержании жизни православной общины. О. Павел убедительно показал, что современный епископ не несет административной, судебной и нравственной ответственности, не подлежит критике - т.е. имеет статус, противоречащий как практике древней церкви, так и апостольским правилам и канонам. Это приводит к тому, что в пределах епархии власть архиерея становится неограниченной и бесконтрольной, а клирики не защищены от произвола епископа. Это исключает любовь, милосердие и свободу в качестве нормы церковной жизни; вера в Промысел Божий заменилась страхом перед человеком, превратившим епархию в авторитарную организацию, лишенную соборных принципов и живущую вопреки Уставу РПЦ.

Image
Прот. Павел Адельгейм и прот. Всеволод Чаплин
В ходе начавшейся сразу же вслед за докладом оживленной полемики зам. председателя ОВЦС прот. Всеволод Чаплин возразил докладчику - по его мнению, ослабление власти епархиального архиерея приведет к тому, что руководить церковью будет «мир сей», т.к. власть перейдет в руки мирян, руководствующихся прежде всего политическими и экономическими интересами. О. Павел согласился, что невозможна позиция и лозунг «вся власть мирянам», но уточнил, что опирался в своем докладе на решения Поместного Собора 1917-1918 гг., которые предусматривают высшую контролирующую власть, в т.ч. и над епископами. Зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Д.М. Гзгзян отметил, что вопрос о власти в церкви не сводится к выбору между епископским произволом и интересами нецерковных мирян - это тупик. Необходимо вспомнить о такой категории мирян, как лаики, которые руководствуются интересами церкви и поэтому способны брать за нее ответственность.

Прот. Всеволод Чаплин в своем докладе «Идеал единства как христианское послание современному обществу» подчеркнул, что миссия церкви не должна ограничиваться рамками приходов. Православные миряне обязаны нести  окружающим христианский идеал - единство. Уже сегодня можно видеть примеры воплощения такого единства в политической и экономической жизни, когда люди отказываются от борьбы за власть и деньги. О. Всеволод убежден, что за этим идеалом - будущее.

В реплике по поводу доклада о. Всеволода  ученый секретарь СФИ А.М. Копировский сказал, что «миряне могли бы проводить в приходе больше времени, если бы им было что там делать». Существенно ограничивает возможности приходской жизни господствующее в современном богословии восприятие «храма как мира», в то время как более традиционным является понимание «мира как храма». В последнем случае человек осознает себя как священника, а братьев - как сослужителей. Тогда не возникает тупиковый вопрос о «правах клира и мирян».

«Мы искали местную соборность, а нашли общинно-братскую экклезиологию» - с таким докладом выступил проф.-свящ. Георгий Кочетков. Докладчик показал, как из живого опыта общинной жизни родилась общинно-братская экклезиология, которая открывает тайну соборности. В этом видении церковного устройства совмещается конкретность евхаристической экклезиологии и вселенскость универсальной. Не упраздняется церковная иерархия, хотя и не допускается клерикальная экклезиология. Таким образом, ничего не теряется и не разрушается, в то же время многое упущенное, забытое и потерянное обретается, а константиновская эпоха наконец-то преодолевается изнутри самой жизни церкви. 

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления проф. В.Л. Глазычев в своем докладе «Муниципальная солидарность» отметил, что многочисленные исследования жизни больших и малых городов в России показали, что у властей нет способа узнать, что нужно населению. Социологические исследования проводятся только в связи с выборами в органы власти. Поэтому, на его взгляд, положение приходского священника уникально, т.к. к нему стекаются все ожидания, переживания и беды простых людей. Батюшка может играть роль лидера гражданского общества. И такие примеры в регионах есть, хотя они и очень редки. Других «зерен кристаллизации» гражданского общества, по свидетельству В.Л. Глазычева, не обнаружено.

Один из лидеров ACLI (Ассоциации трудящихся христиан Италии), многолетний депутат итальянского парламента, ученый, прозаик и поэт Джованни Бьянки в докладе «Христианская соборность» рассказал об опыте достижения соборности на примере своего движения. Такие сообщества возникли во множестве в послевоенной Италии. И это не было просто проявлением свойственной итальянцам социальной активности. В то время большинство итальянских католиков резко делили свою жизнь на религиозную и общественную. От создателей движения потребовались большие личные усилия для того, чтобы ситуация изменилась, и возникло рабочее движение, вдохновленное христианством.

ImageПроф. Ю.Н. Афанасьев обратился в своем докладе к анализу категории соборности в трудах одного из известнейших философов русской эмиграции - Семена Франка. По мнению докладчика, в российской действительности соборность была не воплощена, и вместо преимущества благодати перед законом чаще всего возникал примат насилия над правом, поэтому не может не возникнуть вопрос: почему люди, подобные Франку, являющие собой пример гражданственности и мужества, всю жизнь писали о соборности? «Автор работы - не идеолог, не политик. Он верующий человек, он чист и честен. Мысли Франка - не вымысел», - заметил Ю.Н. Афанасьев, выдвигая предположение: «то, что Франк не соотносит свои мысли с судьбой России, может быть связано с тем, что он воспринимает свою судьбу, как и судьбу России, трагически». В дискуссии, возникшей по поводу  доклада, доцент СФИ А.И. Шмаина-Великанова сказала, что соборность относится к таким категориям, как любовь, свобода и истина, поэтому следует говорить не о существовании соборности, а о ее содержании. «Мы все неоднократно ее испытывали», - под бурное одобрение зала заключила она. Проф.-свящ. Георгий Кочетков отметил важность экклезиологического аспекта в этом разговоре, ведь соборность - это славянский вариант общехристианского понятия «кафоличность», без которого нет ни христианства, ни самой Церкви.

В этот день прозвучали также доклады проф. О.И. Генисаретского «Соборное и гражданское общение и общительность», поэта О.А. Седаковой «Дружба классическая», А.И. Шмаиной-Великановой «Hesed как солидарность между чужими» и проф.-свящ. Иоанна Лашека (Карлов университет, Прага) «Понимание церкви в апостольском символе веры. Размышления о поисках путей к соборности в современном мире».

Завершился первый день конференции вечером «Событие, которое произошло и которое не произошло: 1980 - 90-е гг. в российском обществе». (Рассказ о нем - в приложении «Открытая встреча» )

В первой половине второго дня в рамках конференции прошли 12 семинаров, организованных малыми братствами Преображенского содружества.  «Воплощение соборности в современной церковной жизни», «Соборные основания православного богослужения», «Христианская соборность и Великий Московский собор 1917-1918 гг.: от чего мы ушли и к чему пришли», «Отцы и дети в духовной семье», «Воплощение веры в Церковь в наши дни » - вот далеко не полный перечень поставленных на обсуждение проблем.

Во второй половине дня на пленарном заседании прошел семинар «Каким может быть  соборное действие церкви в современных условиях? Кто может быть его участником?»  Его открыли четыре доклада. Зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Д.М. Гзгзян рассказал об А.С. Хомякове, напомнив о его непреходящем значении как родоначальника свободной христианской мысли. Несмотря на отдельные спорные моменты в творчестве А.С. Хомякова он в своих мотивах не устарел до сих пор.

Диакон А.Е. Мусин, д-р ист. н., на конкретном археологическом материале познакомил участников конференции с традицией покаяльно-богослужебных семей, которая была развита на Руси с момента принятия христианства и до XVI в. Понятие «приход» появляется в христианских источниках только с конца XV в. и рассматривается ими преимущественно как административно-хозяйственная единица. Он также отметил, что выделение духовенства в отдельное сословие было результатом целенаправленной политики властей.

Проф.-прот. Василе Михок (Румыния) призвал собравшихся «во всем, что мы делаем, оставлять дверь для Святого Духа». В любом человеческом сообществе, в том числе и в духовном движении проблемы неизбежны. Не является исключением и «Воинство Господне», которое представляет о. Василе: «проблемных людей у нас не меньше, чем у вас, но я бы очень хотел, чтобы «Воинство Господне» оставалось именно Господним независимо от того, кто является его президентом или вице-президентом».

Преподаватель СФИ С.И. Зайденберг в своем докладе «Соборность и свобода» отметил, что как ни говори о соборности, она все равно завораживает, зовет, как библейская Премудрость. И хотя возможно, что есть и другой опыт, но для большинства присутствующих здесь именно опыт соборности и есть опыт воцерковления.

Image
Слева направо: свящ. Феодор Куренков, прот. Павел Адельгейм, Ю.Н. Афанасьев
Работа семинара была продолжена дискуссией, в которой приняли участие представители различных христианских конфессий и поместных православных церквей. Свящ. Иоанн Привалов рассказал о конкретных проявлениях соборности на примере церковно-культурной деятельности духовно окормляемых  им братств.

Подводя итог дискуссии, проф.-свящ. Георгий Кочетков сказал: «Есть три вещи, которые более всего связаны для меня с проявлением соборности: во-первых, это свидетельство, которое в нашей практике происходит на «открытых» встречах; во-вторых, катехизация, на которой явно ощущается действие благодати; в-третьих, общинно-братская жизнь, включающая в себя Евхаристию и агапу».

Второй день конференции завершился круглым столом журналистов «Христианская соборность и общественная солидарность: что они значат для современных СМИ?» (Рассказ о круглом столе можно прочитать здесь >>)

Заключительный день конференции - 18 августа - открылся семинаром «Что такое общественная солидарность сегодня?»

Проф. А.Л. Лапко в своем докладе «Опыт общественной работы братства свв. Кирилла и Мефодия на пользу Польской православной церкви» рассказал о драматической истории православных братств в Польше.

Руководитель отдела социокультурных исследований аналитического центра Ю. Левады (бывший ВЦИОМ) А.Г. Левинсон представил доклад на тему «Современные варианты солидарности». Термин «солидарность» в социологии может быть окрашен как позитивно, так и негативно. Раскрывая понятие «негативной солидарности», он привел примеры общего отрицательного отношения местных жителей к русским беженцам-приезжим, одной нации к другой, а также современного российского общества к собственному воодушевлению начала 90-х годов и к политическим лидерам той поры. Редким примером положительной солидарности А.Г. Левинсон назвал данное собрание. Он затруднился назвать основание солидарности в нем, отметив только, что это не фундаментализм, и сказал, что даже будучи неверующим человеком, чувствует солидарность с таким собранием.

Проф. Ю.Н. Афанасьев в докладе «Возможность солидарности в современной России» охарактеризовал современное состояние российского общества как «криминальную власть в криминализированном социуме». При этом он уточнил, что термин «криминальный» не несет в себе негативной нравственной оценки, т.к. «в сложившихся условиях по-другому невозможно».

ImageОживление зала вызвала фраза следующего докладчика, проф. Клаудио Кьяруттини (координатор католического мирянского братства Шарля де Фуко в Италии): «Чем больше я узнаю Россию, тем больше ее люблю». В своем докладе «Некоторые социальные и политические вопросы, актуальные в современном итальянском обществе» он рассказал о «волонтариате» - одном из интереснейших социальных феноменов последних десятилетий жизни Европы. Это явление самоорганизации общества, занимающегося социальной работой на иных основаниях, нежели государственные социальные службы.

Зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ Г.Б. Гутнер в докладе на тему «Солидарность и отчуждение. Опыт современных общественных и церковных институтов» сказал, что «отчуждение есть следствие развития социальных структур», неизбежными чертами которого являются превращение человека в «агента социальных сил, которые им владеют», отчуждение результатов деятельности человека, а затем и отчуждение человека от самого себя. Возможный путь преодоления отчуждения в обществе докладчик видит в самообразующихся малых группах, в которых люди «не отчуждают себя друг от друга и не используют других как средство».

В заключение были подведены итоги конференции. Зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Д.М. Гзгзян отметил, что «солидарность людей даже с целью выживания всегда основывается на признании ценности каждой человеческой жизни». Развивая эту мысль, Г.Б. Гутнер сказал, что если люди не будут стремиться к «тому, чего не бывает» (на философском языке Ю. Хабермаса - «осознанная утопия»), то они даже не будут пытаться общаться. Это общее положение справедливо также для соборности и солидарности, осуществление которых будет невозможным, если согласиться с тем, что их нет. Н. Игнатович (Информационная служба СФИ) привела свидетельство известного православного деятеля А.И. Огородникова о том, что силы для преодоления страха и сопротивления советской репрессивной системе он и другие верующие черпали в том, что воспринимали существование советского режима как «личную трагедию». По мнению выступавшей, для обретения соборности и солидарности в церкви и обществе необходимы ответственность и покаяние. Они станут реальностью только тогда, когда будут люди, воспринимающие их отсутствие как личную трагедию. В заключительном слове проф.-свящ. Георгий Кочетков подчеркнул, что соборность - не утопия и не идеал. Это не объективированная ценность, а духовная реальность. Итогом конференции, по его мнению, стало «оживление веры и просто доверия друг другу», которое как раз и способно породить подлинную положительную солидарность. Стало ли это собрание еще и явлением соборности, покажет будущее, причем только «по плодам» духа.

 Фото Евгения ФОМИНЫХ, Кирилла МОЗГОВА, Дмитрия ПИСАРЕВА

КИФА №11(69) сентябрь 2007 года 
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!