В Стамбуле прошла II Международная конференция православной молодежи «Члены церкви - граждане мира» («Members of the Church - Citizens of the World») Конференция, организованная Константинопольским патриархатом, проходила с 11 по 16 июля. Впервые подобный форум проводился в Стамбуле в 2000 г. В конференции принимали участие около 1000 представителей всех епархий Константинопольского патриархата, насельники мужских и женских монастырей, представители христианских церквей и конфессий, преподаватели и студенты богословских институтов, академий, семинарий, члены международных церковных организаций. Русскую православную церковь представляла делегация в составе преподавателей и студентов духовных школ и сотрудников ОВЦС. В составе делегации всемирного братства православной молодежи Синдесмос в конференции принимала участие декан богословского факультета Свято-Филаретовского православно-христианского института Зоя Дашевская, представлявшая СФИ и Преображенское содружество малых православных братств. Участников форума приветствовал патриарх Варфоломей. В своем выступлении он обратился к участникам конференции со словами: «Ныне великое поручение Спасителя «Идите, научите все народы» лежит на плечах молодых людей». С докладами выступили митрополит Сассимский Геннадий, архиепископ Критский Ириней, ректор экуменического богословского института в Bossey (Швейцария) проф.-прот. Иоанн Сойка и многие другие. Архиепископ Ириней призвал молодежь к активному участию в делах своих диоцезов и к помощи своим епископам и пастырям, даже если те консервативны и не всегда открыты к диалогу. Прот. Иоанн Сойка отметил опасность фундаментализма, исходящую от неофитов, имеющих за плечами коммунистическое прошлое, а также указал на необходимость быть открытыми к людям, только входящим в церковь, и не навязывать им своих привычек, чтобы не превратить для них церковь в «смирительную рубашку». Выступавшие касались проблем жизни христианской молодежи в современном мире, вопросов духовного образования молодых людей, их участия в экуменическом движении. Острую дискуссию вызвали вопросы семьи и брака и сексуальной жизни молодежи. Обсуждение показало, что современные требования толерантности зачастую вытесняют в сознании верующих верность заповедям Божиим. С другой стороны, вызовы времени побуждают к поиску живого свидетельства об опыте жизни в церкви, без морализаторства и попыток регламентировать все стороны жизни христианина. На конференции также обсуждались вопросы отношения христианской молодежи к глобализации, охране окружающей среды, использованию современных средств коммуникации, а также проблемы насилия в среде молодежи из «группы риска». Участники форума посетили христианские святыни Константинополя и православную богословскую семинарию на о. Халки, закрытую турецким правительством в 1971 году. В воскресный день в патриаршем храме на Фанаре была отслужена литургия. Форум проходил в непростых для Вселенского патриархата условиях давления со стороны турецких властей. В частности, в дни конференции прошла демонстрация против многочисленного присутствия в Стамбуле христиан, собравшихся на молодежный христианский форум; а известному греческому певцу Георгиосу Даларасу, который должен был выступить перед участниками конференции, было отказано во въездной визе. Митрополит Гонконгский Никита призывает власти Китая предоставить православию официальный статус Митрополит Гонконга и Юго-Восточной Азии Никита (Лулиас) призвал власти Китая обеспечить полную свободу для всех религий, представленных в стране, и выразил свою обеспокоенность тяжелым положением христиан в Азии, передает агентство AsiaNews. В интервью католическому еженедельнику митрополит Никита, представляющий в КНР Константинопольский Патриархат, выразил свое несогласие с позицией китайского правительства, не включающего Православие в число пяти «официальных» религий страны (таковыми признаются католицизм, протестантизм, ислам, буддизм и даосизм). «Это тем более прискорбно, если принять во внимание перемены, происходящие в Китае, стране с высокими темпами развития, - отметил митрополит. - Религии должны пользоваться полной свободой, ибо экономический рост должен сопровождаться реальными социальными изменениями». Иерарх сообщил, что во многих странах, окормляемых Гонконгской митрополией, христиане переживают немалые трудности. «Все чаще христиане становятся жертвами фанатизма и необоснованной ненависти. Мы должны молиться, чтобы как можно быстрее условия их жизни улучшились», - подчеркнул митрополит Никита. Собор Японской Автономной Православной Церкви состоялся в Токио На Соборе были оглашены статистические данные. На сегодняшний день Японская Автономная Православная Церковь насчитывает 10006 постоянных прихожан-японцев (9921 в прошлом году), за год было совершено 190 крещений (166 в прошлом году). Кроме того, храмы Японской Церкви посещают проживающие в Японии иностранцы православного вероисповедания - русские, сербы, румыны, греки, американцы. В Японской Автономной Православной Церкви проходят служение 2 архиерея, 23 священника и 12 диаконов. Участники собора заслушали доклады Издательско-проповеднического отдела, который представил новые книги и брошюры для вступающих в Церковь, а также книгу о таинствах Церкви для детей. В связи с предстоящими празднованиями памятных дат, связанных с жизнью свт. Николая, обсуждалась концепция реконструкции комплекса построек Воскресенского собора (Николай-до): строительство нового зала церковных собраний, церковно-исторического музея, библиотеки. Участникам собора было представлено девятитомное издание дневников святого равноапостольного Николая на японском языке, осуществлённое профессором Накамурой Кэнноске при поддержке Японского фонда (The Nippon Foundation). Лишенный сана клирик Латвийской Православной Церкви обжаловал решение духовного суда в суде светском Решением духовного суда Латвийской православной церкви от 27 июня 2007 года клирик рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря протоиерей Янис Калниньш лишен сана. В качестве причины такого кардинального решения заявлено систематичное нарушение тайны исповеди, а также многочисленные нарушения канонов и грубое нарушение священнической присяги. В иске, поданном Калниньшем в суд Центрального района Риги, он указал, что ему неизвестны причины, согласно которым он был лишен священного сана. По его мнению, аргументом для такого решения могло стать издание им книги «Комментарии к истории Латвийской православной церкви», в которых он указывал, в частности, что у латышей «должно быть свое место под солнцем», чтобы сохранялись сельские латышские приходы и др. Латвийская церковь отказалась предоставить Калниньшу решение о лишении сана, а также ознакомить его с протоколом заседания духовного суда, сославшись на внутренний распорядок. Иск Яниса Калниньша был принят в суде 31 июля, по этому факту начато гражданское дело. И.о. главы Управления по делам религии Екатерина Мацук пояснила, что в Латвии церковь отделена от государства, а все решения, принятые духовным судом, могут быть оспорены лишь в части трудового договора, поскольку государство не имеет права вмешиваться в подобные дела. «Если в трудовом договоре между священником и работодателем (церковью) имелись какие-либо процессуальные нарушения, в этом случае суд может принять определенное решение. Однако оно может быть вынесено лишь в форме предупреждения, поскольку мирские суды подобными вопросами не занимаются», - пояснила Мацук. «Духовный суд Латвийской православной церкви принял свое решение, и свое решение он никак не комментирует», - пояснила позицию ответчика пресс-секретарь Латвийской православной церкви Оксана Дементьева. КИФА №10(68) август 2007 года |