Завершился первый день работы международной конференции «Христианская соборность и общественная солидарность» 16 августа в Москве прошел первый день работы международной конференции «Христианская соборность и общественная солидарность», организованной Преображенским Содружеством малых православных братств, Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и журналом «Вестник Русского Христианского движения». Открывая конференцию духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств и ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков пригласил собравшихся к открытой дискуссии, не боясь затрагивать острые темы. В своем докладе «Вынужденные размышления о метаморфозах церковной традиции» прот. Павел Адельгейм констатировал значительные изменения, произошедшие за века в сознании и содержании жизни православной общины. В отличие от жизни древней церкви, современный епископ не несет административной, судебной и нравственной ответственности, не подлежит критике. Такой статус противоречит Апостольским правилам и канонам. В пределах епархии власть архиерея не ограничена и бесконтрольна. Клирики не защищены от произвола епископа. Это исключает любовь, милосердие и свободу в качестве нормы церковной жизни. Вера в Промысел Божий заменилась страхом перед человеком, превратившим епархию в авторитарную организацию, лишенную соборных принципов и живущую вопреки Уставу РПЦ. Доклад о. Павла вызвал оживленную полемику. Зам. председателя ОВЦС прот. Всеволод Чаплин возразил докладчику - по его мнению, ослабление власти епархиального архиерея приведет к тому, что руководить церковью будет «мир сей», т.к. власть перейдет в руки мирян, руководствующихся прежде всего политическими и экономическими интересами. О. Павел согласился, что невозможна позиция и лозунг «вся власть мирянам» но уточнил, что опирался в своем докладе на решения Поместного Собора 1917/1918 гг., которые предусматривают высшую контролирующую власть, в т.ч. и над епископами. Зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Д.М. Гзгзян отметил, что вопрос о власти в церкви не сводится к выбору между епископским произволом и интересами нецерковных мирян, это тупик. Необходимо вспомнить о такой категории мирян, как лаики, которые руководствуются интересами церкви и поэтому способны брать за нее ответственность. Прот. Всеволод Чаплин в своем докладе «Идеал единства как христианское послание современному обществу» подчеркнул, что миссия церкви не должна ограничиваться рамками приходов. Православные миряне обязаны нести окружающим христианский идеал - единство. Уже сегодня можно видеть примеры воплощения такого единства в политической и экономической жизни, когда люди отказываются от борьбы за власть и деньги. О. Всеволод убежден, что за этим идеалом будущее. В реплике по поводу доклада о. Всеволода ученый секретарь СФИ А.М. Копировский сказал, что «миряне могли бы проводить в приходе больше времени, если бы им было что там делать». Существенно ограничивает возможности приходской жизни господствующее в современном богословии восприятие «храма как мира», в то время как более традиционным является понимание «мира как храма». В последнем случае человек осознает себя как священника, а братьев - как сослужителей. Тогда не возникает тупиковый вопрос о «правах клира и мирян». «Мы искали местную соборность, а нашли общинно-братскую экклезиологию» - с таким докладом выступил проф.-свящ. Георгий Кочетков. Он был посвящен проблемам возрождения местной соборности. Это обычно затрагивало наиболее смелых батюшек, а также имевшиеся крупицы церковной молодежи, нередко группировавшиеся в различные кружки или иные особые общности. Все это проявлялось в разных образах и проектах церковной общины. Именно так возникло движение, известное сейчас как Преображенское Содружество малых православных братств. Докладчик показал, как из живого опыта общинной жизни родилась общинно-братская экклезиология, которая открывает тайну соборности. В этом видении церковного устройства совмещается конкретность евхаристической экклезиологии и вселенскость универсальной. Не упраздняется церковная иерархия, хотя и не допускается клерикальная экклезиология. Таким образом, ничего не теряется и не разрушается, в то же время многое упущенное, забытое и потерянное обретается, а константиновская эпоха наконец-то преодолевается изнутри самой церковной жизни церкви. Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления проф. В.Л. Глазычев в своем докладе «Муниципальная солидарность» отметил, что его многочисленные исследования жизни больших и малых городов в России показали, что у властей нет способа узнать, что нужно населению. Социологические исследования проводятся только в связи с выборами в органы власти. Поэтому, на его взгляд, положение приходского священника уникально, т.к. к нему стекаются все ожидания, переживания и беды простых людей. Батюшка может играть роль лидера гражданского общества. И такие примеры в регионах есть, хотя они и очень редки. Других «зерен кристаллизации» гражданского общества, по свидетельству В.Л. Глазычева, не обнаружено. Один из лидеров ACLI (Ассоциации трудящихся христиан Италии), многолетний депутат итальянского парламента, ученый, прозаик и поэт Джованни Бьянки в докладе «Христианская соборность» рассказал об опыте достижения соборности на примере своего движения. Такие сообщества возникли во множестве в послевоенной Италии. И это не было просто проявлением свойственной итальянцам социальной активности. В то время большинство итальянских католиков резко делили свою жизнь на религиозную и общественную. От создателей движения потребовались большие личные усилия для того, чтобы ситуация изменилась, и возникло рабочее движение, вдохновленное христианством. Проф. Ю.Н. Афанасьев обратился в своем докладе к анализу категории соборности в трудах одного из известнейших философов русской эмиграции -- Семена Франка. По мнению докладчика, в российской действительности соборность была не воплощена, и вместо преимущества благодати перед законом чаще всего возникал примат насилия над правом, поэтому не может не возникнуть вопрос: почему люди, подобные Франку, являющие собой пример гражданственности и мужества, всю жизнь писали о соборности? «Автор работы -- не идеолог, не политик. Он верующий человек, он чист и честен. Мысли Франка -- не вымысел», -- заметил Ю.Н. Афанасьев, выдвигая предположение: «то, что Франк не соотносит свои мысли с судьбой России, может быть связано с тем, что он воспринимает свою судьбу, как и судьбу России, трагически». В дискуссии, возникшей по поводу доклада, доцент СФИ А.И. Шмаина-Великанова сказала, что соборность относится к таким категориям, как любовь, свобода и истина, поэтому следует говорить не о существовании соборности, а о ее содержании. «Мы все неоднократно ее испытывали», - под бурное одобрение зала заключила она. Проф.-свящ. Георгий Кочетков отметил важность экклезиологического аспекта в этом разговоре, ведь соборность - это славянский вариант общехристианского понятия «кафоличность», без которого нет ни христианства, ни самой Церкви. В этот день прозвучали также доклады проф. О.И. Генисаретского «Соборное и гражданское общение и общительность», поэта О.А. Седаковой «Дружба классическая», А.И. Шмаиной-Великановой «Hesed как солидарность между чужими» и проф.-свящ. Иоанн Лашек (Карлов университет, Прага) «Понимание церкви в апостольском символе веры. Размышления о поисках путей к соборности в современном мире». Первый день работы конференции завершился круглым столом на тему «Событие, которое произошло и которое не произошло: 1980-е - 90-е гг. в российском обществе». Информационная служба СФИ |