Неизвестные работы известных художников XVIII-XX веков на духовные и церковные темы впервые представил петербургский Музей истории религии Неизвестные работы великих художников XVIII-XX веков на духовные и церковные темы впервые представил петербургский Государственный музей истории религии (ГМИР). Открывшаяся здесь выставка посвящается 75-летию уникального собрания. Большинство произведений русской живописи и графики, хранящихся в его запасниках, никогда не выставлялось и не публиковалось, сообщили корреспонденту "Портала-Credо.Ru" организаторы уникальной экспозиции. Из нескольких тысяч произведений, находящихся в фондах ГМИР, отобраны подлинные шедевры Ивана Айвазовского, Василия Перова, Федора Бруни, Ивана Крамского, Василия Васнецова, Михаила Нестерова и других мастеров, освещающие малоизвестные стороны творчества этих авторов. Так, мастер морского пейзажа Айвазовский представлен картиной "Хождение по водам" на евангельский сюжет. Перов, известный своими социальными сюжетами, представлен "Крещением Руси", "Судом Пугачева", "Восстанием декабристов" и другими историческими композициями, Михаил Микешин - полотном "Катерина" по поэме Тараса Шевченко. Некоторые картины на библейские сюжеты написаны как иконы и фрески, предназначенные для нахождения в храмах, другие являются сугубо светскими произведениями. Перед ГМИРом, созданным в 1932 году и назвавшимся тогда Музеем религии и атеизма, не ставилась задача изучения художественных процессов, а тем более духовных исканий мастеров живописи и графики. Его коллекция формировались по тематическому признаку: в фонды направлялись произведения, имеющие отношение к религии и Церкви. Но поскольку религиозная тематика была широко распространена в искусстве, сложившаяся коллекция в полной мере отражает христианскую эволюцию русской художественной культуры. Как рассказала заведующая отделом информации музея Наталия Яблонская, некоторые экспонаты имеют необычную историю. Например, полотно знаменитого передвижника Ивана Крамского "Христос в терновом венце" долгое время считалось утерянным, пока во время реставрации на одной из картин не обнаружили скрывавшуюся под слоем краски подпись художника, а за ней расчистили и весь исторический слой. Источник (URL): http://www.portal-credo.ru/ |