Православие сделало очень важные шаги в течение последних 20-30 лет Интервью с президентом Всемирной конференции ассоциаций богословских институтов (WOCATI), профессором богословского факультета Университета Аристотеля (Салоники, Греция) Петросом Василиадисом «Кифа»: Каково Ваше мнение о проходящей здесь конференции и о только что прошедшем круглом столе? Что Вам показалось наиболее важным? Петрос Василиадис: На меня произвел большое впечатление уровень обсуждения и тот дух, который несет с собой вся конференция и особенно обсуждение, которое только что закончилось. Я не мог себе даже представить, что конференция, настолько исполненная пророческим духом и духом откровения, может когда-нибудь произойти. Я чувствую сейчас огромное облегчение, потому что мое решение приехать на эту конференцию, несмотря на всю мою занятость, оказалось глубоко оправданным. Я увидел, что мысли, которые звучали здесь, пусть иногда даже противоречащие друг другу, исключительно важны для будущего возрождения православной церкви в самых различных контекстах. Конференция и происходившее на ней обсуждение были важны не только для православия, но и для миссии всего христианского мира в целом. Я надеюсь, что братья и сестры из других конфессий вынесут из того, что было здесь, очень важный опыт и продолжат то размышление, которое здесь началось. То, что произошло, - не ординарно. Для меня это было откровение, связанное с очень важным, очень глубоким богословским и, я бы сказал, самокритичным осмыслением многих важнейших вопросов, в первую очередь касающихся необходимости миссии в Церкви. «Кифа»: В своем слове Вы говорили о необходимости того, что я назвала бы «профетическим возрождением» в православной церкви. Какие пути, на Ваш взгляд, ведут к осуществлению этого? Петрос Василиадис: Я говорил о том, что православие сделало очень важные шаги в течение последних 20-30 лет и достигло прекрасного уровня богословия. Это признается даже неправославными, и это наш вклад в христианское движение в целом и в единство церкви, которое является нашей конечной целью. Но один важнейший элемент был упущен, когда мы развивали евхаристическое богословие, а также так называемое богословие катарсиса, которое основано на учении поздних отцов церкви, особенно со времени свт. Григория Паламы, и, в подражание западу, богословие действия, богословие социального служения. То, что мы при этом упустили, - это то, чего сейчас не хватает всему христианскому миру. Это недостаток пророческого элемента, который так важен в нашей традиции, в нашей литургии, во всех аспектах церковной жизни. Но наши глаза закрыты, и мы не способны увидеть этот пророческий элемент. И если мы будем развивать пророческую миссию, тогда мы немедленно придем к более целостному восприятию миссии, которое преодолеет нашу обособленность, преодолеет разделяющие нас местные, культурные и традиционалистские границы и позволит нам вместить весь мир. Именно в этом я вижу сегодня задачу православной церкви. Я всегда настаивал на литургическом возрождении с целью понимания глубинного значения самого центра нашей веры, того, о чем говорит литургия. К счастью, в течение последних 20 лет великие миссиологи, такие как архиеп. Анастасий и позднее отец Ион Бриа, разработали учение о литургии после литургии, выражающее необходимость неразделенности христианской жизни, необходимость выйти из-за закрытых дверей храмов, чтобы нести тот опыт, который мы получили на литургии. Однако при этом что-то было упущено - я имею в виду пророческое измерение, то, что позволяет выйти за рамки традиционной литургической практики. Мы должны следовать примеру отцов церкви. Мы должны следовать тому, что они делали из поколения в поколение, как они совершали один шаг за другим для того, чтобы привести церковь к той славе, которую она имела в прошлом. Таким образом, мы нуждаемся в обновлении, мы нуждаемся в улучшении нашей традиции, в динамическом, а не в статическом измерении. Все, что мы сформулировали в богословии, может быть как статичным, так и динамичным в зависимости от нашей интерпретации и от того, насколько мы позволим этому развиваться. Это задача и институтов, и движений, которые видят необходимость способствовать раскрытию глубочайшего смысла нашей литургической традиции, - сделать следующий шаг, пойти дальше, чтобы это было воспринято следующими поколениями, людьми современного общества, иначе возобладает секуляризм в том смысле, что общество окончательно станет безбожным. Поэтому наша задача гораздо больше, чем просто сохранение нашей традиции. Мы должны сделать эту традицию значимой в будущем, актуальной для следующих поколений. Фото информационной службы СФИ КИФА №8(66) июнь 2007 года |