gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Основные возражения против катехизации и их несостоятельность
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.06.2007 г.

Основные возражения против катехизации и их несостоятельность. Критика главных антиогласительных тезисов

Доклад cвященника Евгения Горячева на епархиальной конференции «Насущные вопросы катехизации. Традиция и современность» (Санкт-Петербург, 19 апреля 2007 г.). Приводится в сокращении.

Image
Христос говорит апостолам: «Я есмь Хлеб жизни». Миниатюра из Хлудовской псалтири
Уважаемое собрание! Дорогие отцы, братья и сестры!

Те примеры, которые мы наблюдаем в Священном Писании - как бы спонтанных крещений - нельзя применять к реалиям современной русской жизни по одной простой причине. Текст Нового Завета говорит о людях, которых образно можно назвать «прозелитами врат». Это те, кто принадлежали к иудейской традиции, кто уже одной ногой стоял в Церкви. Для них откровение Евангелия заключалось только в имени - в имени Мессии. И это имя  - Иисус. Поэтому особого наставления для этих людей не требовалось.

Первое возражение против катехизации связано со словами Христа: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5). Т.е. слова Евангелия кладутся в основу страха за посмертную участь человека. И этот страх должен побудить священника крестить человека без промедления. Чисто священническое возражение: «Боюсь отвечать. Человек пришел, попросил меня о крещении, я ему отказал и поэтому, если он умрет не крещенным, я буду отвечать за то, что отрезал ему вход в Царство Небесное».

Священнику я возразил бы простыми словами: «Ты боишься не соблюсти заповедь, но, соблюдая в том виде,  в котором ты соблюдаешь, ты соблюдаешь ее только наполовину. Потому что, не подготовив такого человека, ты не выражаешь, тем самым, самого полного церковного согласия, предлагая какой-то урезанный вариант». Если отвечать на этот тезис более пространно, то я бы сказал так - нельзя этими словами Спасителя перечеркивать другие Его же слова - «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28; 19), потому что сказавший «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», предполагал это вхождение через предварительное научение.

Неужели кто-то считает, что крещение это стопроцентный пропуск в рай? Я крестился, Христос обещал, что я войду в Царствие Небесное - и этого достаточно?! Крещение - это необходимое условие для того, чтобы войти в Царство Небесное, но недостаточное. И даже о том, что это необходимое условие можно дискутировать. Почему? Потому что, скажем, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16; 16). А куда крещение делось? Что евангелист забыл внести его? Нет, конечно. Почему? Да потому что сколько угодно ситуаций когда человек верующий, обратившийся ко Христу, по каким-то причинам не смог принять таинство крещения. А вот вера, как условие наследования рая, как условия перехода в жизнь вечную, она обязательна. Даже Христос подразумевает в раю наличие тех, кто верит в Него, но, по каким-то причинам, не прошел через таинство крещения.

Image
Христос и самарянка. Миниатюра из Хлудовской псалтири. 840-850 гг.
Другой тезис: «главное - крестить, а благодать все сделает». Налицо элементарное забвение святоотеческого учения  о синергии (соработничестве) двух воль - божественной и человеческой. Я всегда привожу такой пример: если нам достается приусадебный участок, то от момента получения его до сбора урожая совершается огромное количество трудозатрат. Нужно и спланировать этот участок, и грядки сделать, и удобрение положить, засеять семенами, потом долго ухаживать за любой культурой, в том числе и за картошкой, только тогда можно надеяться, что земля начнет плодоносить. Так вот, если применить эту норму к крещению, то можно сказать так, что большую часть труда по облагораживанию нашей души Бог проделывает за нас. Эти шесть соток души, данной нам в безвозмездную аренду, Бог раскорчевывает, очищает от камней, делает грядки, бросает в них семя вечности, но, если мы не будем ухаживать за тем, чем нас Господь засеял, то в итоге может ничего не получиться. Если мы картошку посадили в мае, а в июне, июле, августе она нас не видела, притом, что картошка очень устойчивая культура, то в сентябре нам не на что рассчитывать. Поэтому такой тезис действительно несостоятелен. Что значит «благодать все сделает». Получается, что Бог - система, которую мы запускаем. Бессмертный образ, принадлежащий проф.-прот. Владимиру Мустафину1 : «я Тебе - свечку, Ты мне - «пятерку» на экзамене». Иными словами, я прохожу через крещение, к которому Ты меня обязываешь, а Ты, через свою благодать, даешь мне рай.

Следующий тезис: «за крещенного в церкви можно молиться на литургии». Причем добавляется, именно «на литургии». Хотя, есть много способов молиться за некрещеных, за тех же оглашаемых, помимо литургии - например молебен. И даже литургия, в части своей об оглашаемых, предполагает молитву за некрещеных людей. Этот тезис связан именно с евхаристической частью литургии. Вы знаете слова: «Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь». Как мы смеем отказывать в чисто евхаристическом поминовении людям? Если мы их покрестим, то мы сможем высыпать в Чашу с Кровью Христовой частички, вынутые на проскомидии за этих людей, и Господь непременно снизойдет к ним, даже если они по каким-то причинам еще не воцерковлены.

Я бы сказал, что на первый взгляд это очень сильный аргумент. Но только на первый взгляд. Я вижу здесь уход от ответственности за ту миссию, которую Бог возложил на человека. Если человек соглашается креститься, то что мешает его провести через предварительную подготовку? А если он соглашается креститься, но отказывается от этой подготовки, зачем напрасно докучать Богу, видя безответственность такого лица? Напомню вам прекрасные слова Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как будто все зависит от Бога, а поступать так, как будто все зависит от нас». Речь идет об ответственности, которая ложится на каждого человека, в том числе и на священника. В противном случае мы просим Бога быть чудом - омыть грехи этого человека, сделать его церковным - там, где чудом должны быть мы сами, потому что Бог возложил на нас апостольскую миссию, и не нам от нее отказываться.

Далее, такое болезненное возражение: «как отказывать, когда приносят крестить детей». Ребенка приносят, а мы говорим «нет» и выставляем барьер. Надо сказать, что в древней церкви существовали причины, по которым церковь крестила без предварительной подготовки. Во-первых, по факту рождения от церковных родителей. Паства первоначально была не столь многочисленна, поэтому рожденные от церковных родителей дети становились членами церкви без какой бы то ни было катехизации. Во-вторых, крестили без предварительной подготовки клиников - смертельно больных. И даже чин Требника предполагает крещение «по скору» для такой категории людей. Но если человек все таки выздоравливал, задним числом его проводили через катехизацию. И, наконец, мученики, крестившиеся в собственной крови - просто физически не успевшие пройти через таинство, но исповедовавшие себя христианами. Вот эти три категории через оглашение не проходили.

Так вот, если ребенок рождается от церковных родителей, то по-прежнему об оглашении речи быть не может. Если же, напротив, ребенок, которого хотят крестить приносится родителями, которых священник первый раз видит, то здесь возникает благодатная возможность исправить ситуацию, сложившуюся в период массовых крещений в первые годы перестройки. В этом случае и родители, и крестные - это как раз те люди, с которыми можно и стоит заниматься. Учим мы в первую очередь не младенцев, а их родителей - физических и духовных. В противном случае ничего страшного, если в крещении будет отказано, потому что мотивы родителей, чисто физически испросивших у Бога эту душу, и их восприемников, для церкви неизвестны. А раз так, то церковь может поставить преграду.

Image
Богач вопрошает Христа. Миниатюра из Хлудовской псалтири
Наконец, еще один тезис. В общем-то, о нем уже говорил о. Виктор Иванов: «катехизация (оглашение) в практике древней церкви это перемена жизни, а не информация о перемене жизни». Следовательно, полугодичное, годичное или там месячное занятие с оглашаемыми это все-таки еще один лекторий, еще один тип знаний, который попадает в сознание пришедшего в церковь человека наряду с другими знаниями. Где гарантия, что человек, прошедший через такой лекторий, станет другим. И действительно то, что мы знаем о практике Римской церкви и то, о чем говорил о. Виктор в своем докладе, предполагает, ну скажем, некий неформальный подход к катехизации. И некое почти интимное внимание к жизни тех людей, которые вводятся в церковь. И не всегда даже те общины, которые занимаются катехизацией, могут такой подход предложить. Тезис сводится к тому, что я только что сказал. Раз это информация, а не перемена жизни, то почему бы от нее не отказаться? Верно. Но как поменять жизнь, не зная, в какую сторону ее менять. Слова лучше безмолвия. Можете ли вы сказать, что наученный, хотя и не святыми людьми, катехизаторами, некрещеный человек также неустойчив в вере, как и просто крещеный без всякой подготовки? Я все-таки думаю, что научение, даже и не святыми людьми, оно все-таки даст какой-то плод.

И, наконец, последний тезис, почти анекдотичный, но слышанный мною вживую. Это такой клерикальный тезис. На одном сидении некий священник сказал мне: «Крещение - это ведь часть церковных доходов». И я, как настоятель, подтверждаю, что взносы в епархию, которые мы должны платить, складываются, в том числе, и от доходов с крещения. Но я ответил так: «А что Вы, батюшка, на страшном суде скажете? Получается, что между введением в Церковь по заповеди и Вашим желанием крестить без катехизации лежат те налоги, которые Вы должны платить епископу». Поэтому это, действительно, несостоятельный тезис. Я думаю, что те настоятели, которые здесь присутствуют, понимают, что уж если на то пошло, можно вообще ради пользы дела отказаться от сбора пожертвований за крещение. Почему? Потому что если человек действительно войдет в Церковь, он вернет и деньгами. А церковный налог заплатим из каких-нибудь других средств.

Вот самые распространенные возражения против катехизации. Хотя могут быть какие-то уточнения. В заключение хочу сказать, что название моего доклада иллюстрирует богословскую, чисто теоретическую несостоятельность возражений против катехизации, так как практически они живы. И количество присутствующих2  на этой конференции, и то, как идет дело на приходах, говорит о  том, что современная практика вся восстает против слов Христа о научении. Но мы для того и собрались, чтобы искать выход, мы можем и должны поменять ситуацию. И вот, в меру своих усилий, в нашем таком скоординированном собрании мы должны идти к тому, чтобы ситуация изменилась. Хотя бы ради того, чтобы нам быть последовательными в отношении к заповеди Божией.

Санкт-Петербург, 19 апреля 2007 года.

----------------------------

 1 Один из старейших профессоров Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил автор доклада.

 2 Человек 50

КИФА №8(66) июнь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!