gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.05.2007 г.

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Насущные вопросы катехизации. Традиции и современность»

19 апреля 2007 г. в Бирюзовом зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры прошла конференция «Насущные вопросы катехизации. Традиции и современность». Вел конференцию председатель епархиального отдела религиозного образования и духовного просвещения прот. Александр Зелененко.

Целью форума было объявлено обсуждение проекта общецерковного «Положения о катехизации», который разрабатывается вот уже 2 года. Однако обсуждения документа не последовало. Его даже не зачитали. Участники конференции, в основном, рассказывали о своем опыте проведения катехизации.

Докладов, строго соответствующих жанру научно-практической конференции, было два: обстоятельный обзор истории катехизации в Древней церкви свящ. Владимира Хулапа и критика наиболее распространенных возражений против катехизации свящ. Евгения Горячева. Остальные скорее делали сообщения, более или менее эмоциональные. Среди выступавших не было ни одного мирянина.

Нельзя не отметить того, что среди выступавших отсутствовало единое понимание сущности катехизации. Или, как выразился ведущий, «понятийный аппарат у нас разнствует». В прозвучавших сообщениях выявилось, по крайней мере, три основных подхода. Традиционный, ориентированный на святоотеческую норму - стремящаяся к полноте катехизация (игумен Александр (Федоров), протопресвитер Александр Степанов, протопресвитер Виктор Иванов). Второй, своего рода религиозный «ликбез» - частичная катехизация (свящ. Александр Дягилев, отчасти свящ. Даниил Ранне). И третий, образовательный - катехизация как некий учебный курс (протопресвитер Александр Зелененко и дьякон Константин Горбунов).

Деление это условное, т.к. и внутри названных подходов существуют серьезные различия. Для практики сторонников первого подхода характерна систематичность, традиционное (святоотеческое) различение этапов внутри процесса, продолжительность (иногда до 1,5-2 лет) катехизации. Но при этом о. А. Степанов и о. В. Иванов, в отличие от о. Александра (Федорова) считают цель катехизации достигнутой, если в ее результате катехумен «вошел в жизнь конкретного прихода». А о. Александр (Федоров) такой цели не ставит и проводит катехизацию скорее как лекторий. В то же время есть разница и между подходами первых двух священнослужителей. При том, что оба ведут не индивидуальное, а групповое оглашение, о. Александр не поддерживает общность, которая возникает обычно внутри группы во время оглашения. А о. Виктор, напротив, всячески поддерживает такие отношения после окончания оглашения, что обусловлено отчасти крупными размерами его прихода (Князь-Владимирский собор), затрудняющими столь необходимое личное общение прихожан.

Не обошлось, правда, и без удручающих моментов. В своем выступлении о. Александр Степанов почему-то посчитал необходимым без видимых причин «задеть» огласительную практику о. Георгия Кочеткова. Его порицание заслужили как раз усилия по поддержанию общности, возникающей в группах оглашения после его окончания, и традиция совершения братских трапез любви (агап). При этом он повторил старую дезинформацию о якобы имеющей место в этих случаях «имитации евхаристии». Заявление тем более нелепое, что о. Александр сам был участником агап в братстве о. Георгия и прекрасно знает, что озвученная им информация не соответствует действительности.

Выступивший позже о. Александр (Федоров) попытался несколько смягчить неловкость, вызванную словами своего коллеги. Он вспомнил, что начало систематической катехизации в Санкт-Петербурге в 1980-х годах прошлого века, еще в советское время, в условиях государственных гонений на Церковь положил именно о. Георгий Кочетков (он был тогда диаконом и студентом Духовной академии; об этом можно прочесть в ЖМП № 6 за 1981 год). О. Александр даже назвал о. Георгия и его помощника Александра Михайловича Копировского «нашими (вероятно, с о. Александром Степановым) друзьями». Правда, имен их он при этом не произнес (говорилось для тех, кто понимает). Но, тепло вспомнив то время, когда он участвовал в катехизационных встречах, которые проходили по домам, о. Александр, в свою очередь, не удержался от выпада в сторону о. Георгия и его катехизационной практики, назвав ее подверженной крайностям.

Что касается других подходов, то спорность их отнесения к катехизации в собственном смысле слова подтвердил наверное самый яркий представитель второго подхода о. Александр Дягилев. Он согласился с тем, что с точки зрения святоотеческой нормы эта позиция больше напоминает миссионерство. Ее цель - скорее привести к Церкви, чем научить жить в Церкви. 5 «занятий» предваряют крещение. Примечательно, что тематическая последовательность этого цикла прямо противоположна той, которая есть в святоотеческой традиции. Начинается он темами о Боге и догматах, а заканчивается темой о нравственности. «Цель занятий - дать набор ориентиров». Возможно, столь специфичная практика установилась из-за того, что основная аудитория о. Александра - молодежь. Он вместе с диаконом Димитрием Симоновым окормляет молодежную группу «Агапа» при храме Богоявления на Гутуевском острове (название указывает на центральное место трапез любви в жизни этой благословленной митрополитом группы). Хотелось бы только отметить, что, как показывает практический опыт, «молодежная» катехизация не отменяет необходимости «взрослой».

Третий подход представил о. Александр Зелененко. Катехизация понимается им как система религиозного образования, напоминающая аналогичную систему XIX века, с опорой на разные издания «Закона Божия» (прот. С. Слободского, М. Добужинского, Д. Падалко) и «Катехизис» свт. Филарета Московского. Примечательно, что из названия возглавляемого о. Александром епархиального отдела не так давно исчез сам термин «катехизация».

В качестве главной епархиальной «кузницы» кадров катехизаторов о. Александр предложил возглавляемые им Иоанновские богословско-педагогические курсы. Он также рассказал об осуществляемой на приходе св. Ильи на Пороховых практике приходского консультирования. Там прихожанки, в основном, из выпускниц курсов, помогают людям сориентироваться в храме, рассказывают о расположении икон, объясняют, как правильно поставить свечку, утешают попавших в трудные ситуации и делают множество других столь же полезных дел.

В ходе конференции не раз поднимался вопрос о необходимости «вознаграждения за труд катехизатора» и о специальных помещениях. На что о. Александр (Федоров) заметил, что лучшими в его практике были годы, когда катехизические встречи проводились по домам, а катехизаторы не только не получали никакой платы, но сами были готовы вкладывать средства в дело Божие.

К сожалению, заявленное в программе обсуждение докладов и подведение итогов так и не состоялось. Удивило малое число участников и гостей (всего около сорока человек), что явно не соответствует реальному интересу к теме в Санкт-Петербурге.

За более чем 25-летнее существование систематической катехизации в Санкт-Петербурге те, кто в ней участвуют, собрались в первый и пока единственный раз в стенах епархиального управления.

Александр БУРОВ

В Москве состоялся первый форум православной молодёжи «Вера и дело»

Он прошел 6 мая, в день памяти вмч. Георгия Победоносца. Организаторами встречи выступили сразу несколько православных молодёжных организаций г. Москвы: «Георгиевцы», «Молодая Русь», а также православные периодические издания: журналы «Фома», «Мы в России и Зарубежье», «Наследник» и др. Форум проводился в помещениях Российского государственного социального университета (РГСУ).

Форум начался с Божественной литургии, которая прошла в храме Феодоровской иконы Божьей Матери на территории РГСУ. Богослужение возглавил еп. Бронницкий Амвросий, викарий Москвы, который сейчас курирует вопросы организации православной молодёжи в епархии. Он являлся также и официальным председателем оргкомитета форума.

В начале пленарного заседания было зачитано приветствие патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который передал своё благословение на работу форума, а также выразил надежду, что обсуждение молодыми людьми актуальных вопросов современной жизни будет способствовать обретению ими церковного служения. Или, как минимум, будет содействовать тому, что они станут лучшими людьми на работе, в семье и др. сферах жизни.

Пленарное заседание состояло из выступлений известных представителей культуры и СМИ (кинорежиссёр Н. Михалков, телеведущий М. Леонтьев), церковных деятелей, в том числе попечителей православных молодёжных организаций (свящ. Владислав Мишин, свящ. Максим Первозванский), а также самих молодых людей, представителей объединений - организаторов форума.

После обеда участники встречи разошлись по круглым столам, на которых обсуждались как вопросы социального служения молодёжи, так и вопросы миссии. Одним из наиболее актуальных и содержательных оказался семинар по миссии, который начался с разговора о важности спортивной, походной и патриотической работы с молодёжью и постепенно перешёл к теме свидетельства о Христе. Молодые люди поделились друг с другом трудностями, которые они испытывают при попытках засвидетельствовать веру своим друзьям и знакомым, о своей малой подготовленности к такому свидетельству. Был даже поставлен вопрос: «Свидетельство о вере: чьё это дело - каждого христианина или только священника?» На что все присутствующие на круглом столе священники дружно ответили: «Конечно, каждого!»

В форуме участвовала Ассоциация студентов и выпускников Свято-Филаретовского института. Члены Ассоциации на круглом столе по проблеме миссии поделились реальным опытом миссионерской деятельности, которую ведёт практически каждый учащийся и выпускник СФИ.

Завершился форум грандиозным концертом.

Впечатления участника форума «Вера и дело». Читать>>

Круглый стол «Семья в современной Церкви» состоялся в Даниловом монастыре

Круглый стол на тему «Семья в современной Церкви» состоялся 26 апреля  в Доме наместника Московского Данилова монастыря. Мероприятие было организовано Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) по  благословению патриарха Алексия II. Дискуссия о семье продолжила целый ряд пастырских семинаров, посвященных актуальным вопросам современной церковной жизни и пастырской практики.

По традиции, к участию в обсуждении темы приглашаются авторитетные московские священники, сотрудники Синодальных отделов, известные церковно-общественные деятели. 26 апреля  в работе круглого стола приняли участие: председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, Секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Иоасаф (Полуянов), профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке протоиерей Алексий Уминский, директор Школы молодежного служения ЦДРМ игумен Петр (Мещеринов).

Участники пастырского совещания затронули ряд проблем, которые нуждаются в дальнейшем обсуждении. Далеко не всегда их мнения совпадали. С представляющими большой интерес материалами  дискуссии можно ознакомиться на сайте Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Организаторы намерены продолжить практику подобных семинаров.

КИФА №7(65) май 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!