gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Ответы на вопросы arrow Как мы, простые люди, можем миссионерствовать?
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.05.2007 г.

Как мы, простые люди, можем миссионерствовать?

Ответы на вопросы открытых встреч

Image
Чудесный улов рыбы. Рафаэль Санти
Вопрос:
Как миссионерствовать друзьям, если они не очень расположены меня слушать? Одни советуют: не мечи бисер перед свиньями, а другие: идите, научите все народы. Чем руководствоваться?

Свящ Георгий Кочетков: В данном случае существует очень важный церковный принцип, который отражает подход ко всем подобного рода вопросам: в христианской жизни всегда должно иметь место усилие, но не насилие. Различие между усилием и насилием очень важно, и каждый христианин должен его чувствовать и знать объективные критерии различения этих вещей. Понятно, что усилие связано с определённым напряжением воли, ума, если угодно, внутреннего экзистенциального начала в жизни человека. Это работа сердца человека, которая может быть связана в том числе и с внешним напряжением. Однако есть определённые границы, которые не нужно переходить, чтобы не попасть в область насилия. Насилие - это то, что не просто предполагает определённые усилия со стороны человека, но то, что наталкивается на сознательное противление другой личности, другого человека. Если человек в принципе не согласен с таким воздействием, если он в принципе не соглашается с тем или иным направленным на него влиянием, то он всякое такое воздействие и влияние будет воспринимать только как насилие. Конечно, человек существо противоречивое и иногда в нем самом борются разные начала. Может случиться так, что человек чувствует, что то или иное слово или дело, которое ему предлагается, соответствует глубинам его существа, но не находит в себе сил для принятия этого образа действия, для приятия этого пути жизни. И тогда он говорит: да, я в принципе согласен, но я сейчас не хочу или не могу принять этого. В таком случае нужно рассуждать, потому что если это неприятие не является принципиальным, тогда усилие оправдано, даже когда оно тяжело, с большим трудом, воспринимается другим человеком, утомляет его или раздражает, но всё-таки не нарушает внутренних корней, внутреннего фундамента жизни. Если же оно будет разрушать этот фундамент, оно станет разрушать и самого человека, ибо будет разрушать его свободу. Вот это самое главное различие. Так что когда вы идёте свидетельствовать - свидетельствуйте, и знайте, что вы делаете Божье дело, доброе дело, но делайте его так, чтобы не переходить черту и не оказываться духовно насилующими других людей своим словом. Они могут не желать вашего влияния просто в силу инерции своего поведения, потому что они уже приспособились к какой-то форме своей жизни, к образу своих мыслей, к своим планам и т.д. Тогда нужно вступать в общение, в диалог, чтобы хотя бы их заинтересовать, чтобы они как-то открылись, нужен деликатный подход, уважающий личность и саму свободу другого человека. Это еще одна вещь, о которой здесь необходимо сказать: надо уважать личность и свободу другого человека, тогда мы не перейдём границу, отделяющую усилие от насилия, тогда наши усилия будут благими, добрыми и результативными, и наше слово будет услышано и принято другим человеком. Надо помнить, что когда другой человек даже принимает слово, но это слово сказано с подлинным давлением на его личность, т.е. с насилием, то даже это приятие есть лишь результат слома внутри человека, но не результат свободного приятия, а значит, это не может принести духовного плода, не может принести благодати и возрождения личности тех, кому мы проповедуем.

Вопрос: Как вообще мы, простые люди, можем миссионерствовать? Вот Христос мог, Его ученики тоже могли, а мы разве можем?

О. Георгий: Сказано: идите, научите, сделайте учениками все народы. Поэтому миссионерствовать мы не только можем, но и должны. Не смущайтесь, когда ваше слово не сразу доходит до других людей. Христос мог миссионерствовать, но многие от Него отходили, соблазнялись и говорили: кто может это слушать? Каждый человек стремится сохранить свой status quo, защитить свою прежнюю парадигму жизни. Так что учитесь диалогу, учитесь общению, учитесь свидетельству в духе и истине. Христианин должен говорить так же, как Христос: как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Вопрос: Как реагировать на трагические события в жизни? От меня недавно ушла жена: как понять - за что мне это?

О. Георгий: Ну, какое это событие - ещё неизвестно. Жена ушла - это неприятность, но это ещё не трагедия. Во-первых, она может вернуться, во-вторых, иногда это бывает во благо, если Ваш брак был Вашей ошибкой, или он разрушился со временем, так как не стоял на твёрдом основании. Так что, что это и за что это, сразу ответить бывает нельзя. Подождите. Ищите Божью волю, «взыщите прежде Царства Небесного и правды и справедливости его, а остальное всё приложится вам». И если Вы потеряли жену, потому что делали добро, потому что шли за Богом, а она не хотела этого пути, то Вы найдёте себе жену - ту же самую, если между вами сохранилась любовь, или другую. Если Вам по Божьей воле должно жениться, то жена у Вас будет. Помните, что сказано в Писании: «Нет никого, кто оставил бы жену и детей и родителей своих ради Меня и Евангелия, - говорит Христос, - и не получил бы во сто крат больше взамен».

Вопрос: Почему умирают маленькие дети? Это карма или что-то другое?

О. Георгий: Всякая смерть есть плод греха. Смерть маленьких детей так же, как и смерть всех людей, есть именно такой плод. Иногда это плод греха родителей или их родственников, или близких окружающих людей. Но иногда это бывает плод всеобщего греха, того зла, в котором, как говорит нам Писание, лежит весь мир. Поэтому как бы ни прискорбна была смерть любого человека, а тем более ребенка, это напоминает нам о том, что в мире ещё сильно зло, и с ним необходимо бороться. Без Христа, без силы любви Христовой достичь победы в этой борьбе никому не дано.

Вопрос: Если архангелы бесплотные, зачем им оружие - их ведь изображают с копьём и мечом? Или это иллюстрация к тому, что «не мир, но меч» принесён в мир?

О. Георгий: Всякое изображение, всякий образ, всякая икона есть в определённом смысле только определённое видение. Это не то, что один к одному соответствует первообразу. Соответствие здесь надо искать в духовных основаниях. Когда ангелы или архангелы или прочие небесные силы изображаются с мечом, это означает, что они вестники гнева Божия, что они обладают определённой силой. И это именно так и есть. Если бы этой силы у них не было, то и никакого смысла в учении об ангелах не было.

Вопрос: Я читала книги, в которых говорится, что в нашей жизни много испытаний, которые нужно выдержать. Если мы их выдерживаем, то в будущем испытаний и разных страданий у нас и наших потомков будет меньше, а если не выдерживаем - то больше. И ещё: что мы сами страдаем за ошибки своих предков. Соотносится ли эта теория с христианством? Как-то от неё грустно становится и больше не хочется об этом думать.

О. Георгий: Вы говорите о том, что мы страдаем за ошибки, за грехи своих предков. Да, бывает и так, что мы страдаем за ошибки своих предков, а не только за свои ошибки. Это может быть связано с определённым генотипом, это может передаваться нам генетически, как некая предрасположенность. Это действительно так, потому что грех искажает саму природу человека, искажает его генотип. Надо всегда помнить, что если мы допускаем в своей жизни какое-то серьёзное, глубокое зло, какой-то смертный грех, то за него страдаем не только мы, но и многие поколения после нас, как связанные с нами по плоти и крови, так и связанные с нами духовно.

С другой стороны, Вы говорите, что если мы выдерживаем испытания, преодолеваем зло, то у нас испытаний будет меньше. В каком-то смысле и это верно: если наша борьба со злом, проявляющимся через испытания, через искушения, успешна, если мы не падаем под воздействием этих ударов судьбы, то, конечно, мы себя тем самым ограждаем от дальнейших искушений и падений, мы как бы набираем духовную силу и опытность, что, безусловно, должно быть оценено положительно. Так борец, который борется и побеждает, становится опытнее и сильнее. Поэтому я не вижу здесь оснований для пессимизма, для грусти. Может быть, Вы слишком внешне понимаете эти процессы, как что-то магическое, тогда другое дело. Действительно, в христианстве нет места магии. Передача последствий зла и греха по наследству - духовному или физическому - это закон мира сего, это закон того мира, в котором мы живём. Это совсем не обязательно связано с какой-то магической силой, предопределением или роком, судьбой и тому подобными вещами.

Вопрос: Правда ли, что просто человеческим мозгом невозможно было придумать компьютер? Некоторые верующие говорят, что компьютер - чудо Божье. Вы согласны?

О. Георгий: Компьютер, как всякое новшество технического свойства, связан, с одной стороны, с каким-то творческим напряжением, с другой стороны - с определённым научным прогрессом. И мы не выступаем против такого творчества и прогресса. Другое дело, что мы понимаем: когда речь идёт о научном прогрессе, это не всегда однозначно положительная вещь, потому что плоды этого творчества очень легко использовать негативно, не лучшим образом. Компьютер - это благо цивилизации, это то, что принадлежит миру сему. Но так как мир сей лежит во зле, как вам известно, то и блага цивилизации часто оказываются в руках недобрых людей или сами обладают неоднозначным воздействием на человека, на того, кто ими пользуется. Это в большой степени связано и с компьютером. Это не просто благо цивилизации, или, тем более, чудо Божье, это всё-таки ещё и очень определённая атмосфера, это то, что предполагает определённое воздействие на самого пользователя, особенно когда таких пользователей много. Пользование компьютером очень сильно воздействует на человека и существенно меняет его психологию, его душевные качества, существенно меняет человека физически, существенно меняет его духовный настрой. Компьютер, Интернет может создавать иллюзию общения. Многие люди общаются через компьютер, через Интернет, по E-mail-у и забывают, что это техническое средство, что на самом деле общаются люди, общаются сердца человеческие, но что с компьютером общаться нельзя, что это машина, это бездушное существо, сколько бы информации оно ни поглощало или ни выдавало. И я не однажды в своей пастырской практике встречался с людьми, особенно с профессиональными компьютерщиками, или теми, кто профессионально работает в Интернете, или просто большими любителями этого дела, сознание которых было резко искажено и извращено. Иногда люди производили даже впечатление не вполне психически здоровых людей. У таких людей очень много особенностей, совершенно другой взгляд на мир, совершенно другое понятие об общении, совершенно другое течение времени, приоритеты, ценности, другое отношение к другой личности. Часто это бывает связано и с какими-то особенностями телесного, даже сексуально характера. Человек, сидящий за компьютером, много работающий в Интернете, не гарантирован ни от каких искажений, как духовных, так и плотских, и очень часто является просто жертвой этого воздействия. Он сам не замечает, как в него входят совершенно несвойственные ему и нетрадиционные для обычного человека вещи - мысли, образы, чувства, желания, представления и т.д. Поэтому я считаю, что надо очень дозировано пользоваться такими благами цивилизации, надо знать, кому это полезно, а кому, может быть, стоит от них уклоняться.

КИФА №7(65) май 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!