21 мая в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» состоялся семинар из цикла «Наше время еще не разгадано... Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья» 21 мая в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» состоялся последний в этом полугодии семинар из цикла «Наше время еще не разгадано... Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья». Семинар был посвящен книге одного из самых известных деятелей искусства русской эмиграции первой половины ХХ века, искусствоведа, историка, филолога В.В. Вейдле «Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества». Владимир Васильевич Вейдле (1895-1979) в 1924 г. эмигрировал в Париж. Под влиянием о. Сергия Булгакова вернулся в Церковь. В 1932-1952 был профессором истории христианского искусства и истории Западной Церкви в Свято-Сергиевском богословском институте. Книга «Умирание искусства» была написана им в 1935 г., издана в Париже в1937 г. и переиздана в С.-Петербурге, в издательстве «Аксиома», в 1996 г. Она представляет собой исследование на тему кризиса искусства в ХХ веке, в котором автор стремился не просто оценить искусство, ему современное, но и увидеть в нем состояние западной цивилизации, а главное - найти выход из тупика, в котором оказалась, по его мнению, христианская культура. О кризисе современного искусства, его причинах и признаках в литературе, музыке, живописи и архитектуре беседовали, при активном содействии зала, ведущая семинара, сотрудник Библиотеки-фонда канд. филос. н. Н.В. Ликвинцева и его участники: поэт, вед. науч. сотрудник Института мировой культуры МГУ, доктор теологии О.А. Седакова, известный мозаичист, профессор Университета полиграфии А.Д. Корноухов, доц. Свято-Филаретовского института, м. богосл., канд. пед. н. А.М. Копировский и сотрудник Института человека канд. филос.н. В. Ю. Файбышенко. Возможен ли выход из кризиса? Как прийти от стилизации, разобщенности, рассудочности и поверхностности, царящих в современном искусстве, к стилю, соборности творчества, единству и целостности жизни как условиям создания подлинного искусства? И вместе с тем, нужно ли воспринимать термин «смерть искусства» слишком буквально и ностальгически, забывая, что современность может говорить на языке, неизвестном культурам прошлого? Обсуждение этих и других вопросов привели участников семинара к мысли о том, что возрождение искусства возможно скорее как его воскресение, а не реанимация и что для этого более привычный путь через искусство к Истине должен смениться движением от обретенной Истины к искусству. Источник (URL): http://www.sfi.ru |