Cобрание - это продолжение богослужения в мире, в жизни и во времени Беседа с епископом Даниилом Стоенеску (Румынская православная церковь) Епископ Даниил: Прежде всего, хотел бы вам рассказать о своей личной тайне. Два моих прадеда попали в плен в России после Первой мировой войны. Оба вернулись домой. Один из них был в плену 7 лет и женился там после 1920 г., затем вернулся в Румынию. И я все время думаю о том, что у меня могут быть родственники в России, но мы друг друга не знаем. Однако я их приветствую через вашу газету. Во-вторых, я очень рад, что познакомился с вами. Этой осенью я встречал группу паломников из России в монастыре в Сымбата де Сус на конференции, организованной о. Василием Михоком. Я подарил братьям из России свою книгу, которая сейчас есть в Петербурге и Москве, и написал в посвящении, что приветствую и обнимаю всех христиан святой Руси. Уже шесть лет, как я румынский епископ в Сербии, в Выршец в Воеводине. Наша епископия включает в себя около 35000 православных румын. Церковная жизнь нашей епископии не отличается от всех православных епископий. У нас нет ни богословского института, ни семинарии, т.к. нас слишком мало. Но зато у нас 40 храмов открыты каждое воскресенье и по праздникам. Есть около 30 школ, где преподается православие на родном языке для румынских детей. Коммунистическое время в Румынии и Югославии нанесло ущерб нормальному развитию церковной жизни. Мы стремимся восполнить это как можно скорее. Наша цель состоит в том, чтобы укрепить веру в Бога и в Его Сына Иисуса Христа в душах румын, сохранить нашу национальную самобытность, беречь наши православные традиции и богатейшее наследие, которым мы обладаем. Я епископ и богослов во многом именно благодаря моим корням из Воинства Господня, которое было моим путеводителем к семинарии и богословскому институту, направившему меня, в свою очередь, к монашеству и жизни в монастыре. А монастырь привел меня в Фессалоники, в Грецию, для докторантуры в патристике. Тема моей докторской - о египетском патерике. Как дерево, начинающее плодоносить, не может забыть о корнях, я не могу забыть о своих корнях, будучи в Синоде Бухареста единственным епископом - членом Воинства Господня. Большинство румынских епископов любят и ценят это движение. Я имел счастье принести торжественный обет о вступлении в Воинство в доме Траяна Дорза в 1976 году. Скрываясь от властей, вместе с другими братьями-«воинами» из нашего родного района Хунедоара, мы пришли поздно ночью в село брата Траяна, который к тому времени уже отбыл около 17 лет заключения. Встреча с Траяном Дорза меня настолько потрясла, что при прощании, совершая коленопреклонную молитву, я прослезился и в молитве принес обет о вступлении в Воинство, в присутствии самого брата Траяна, который был верным учеником о. Иосифа Трифы и исповедником Христовым. Мой призыв к молодым, к членам Воинства и к вам, наши русские православные братья из Восточной Европы, состоит в том, чтобы нам быть подобными семи тысячам мужей израильских во времена святого пророка Илии, которые не преклонили колен перед Ваалом и не поклонились идолам. Нам надо быть внимательными к тому, куда мы идем: в христианскую церковь или в языческий храм. Идолы многочисленны и разнообразны, и не просто нам сохранить себя христианами в чистоте. Те направления, которые сейчас господствуют в СМИ и влияют на молодежь, - это разнообразные идолы нашего времени. И мы должны хранить своих пасомых. В связи с этим мне хотелось бы сказать о семи основных вещах, которые нам всем нужно помнить. Первое - это наше общение с духовником через исповедь и духовное наставление. Второе - общение с Церковью по воскресеньям и праздникам через Вечерню, Утреню, Божественную Литургию, т.е. Евхаристию, причащение. Третье - наш общение с собранием, с братством Воинства Господня или с вашим движением в России. Ведь собрание - это продолжение богослужения в мире, в жизни и во времени. Четвертое - наше общение со словом Божьим, Священным Писанием и Священным Преданием, Евангелием, Добротолюбием, Новым Заветом. Мы должны как можно больше читать и любить Библию, читать ее со слезами, потому что слово Божье питает нашу душу. Пятое - наше непосредственное и личное общение с Богом в вере, надежде и любви через усердную молитву и смирение перед Ним и через возрастание нашего прямого опыта, чтобы мы чувствовали Его присутствие. Бог вездесущ, и нам надо осознавать Его вездесущие. Мы должны помнить, что Христос рядом с нами и сейчас, и в то же время по правую руку от Отца вместе со Святым Духом. Небеса постоянно отверсты над нами. Все, что мы делаем, говорим и о чем думаем, Христос видит и слышит. Нам надо быть внимательными к тому, чтобы не делать, не говорить и не думать ничего того, что могло бы Его прогневить. Будем же путеводимы и вдохновляемы Христом. Повторю, что надо твердо верить в Его вездесущие, потому что Он над всем. Иерусалим везде. Мы не размышляем и не говорим о Христе лишь в прошлом или о Христе грядущем во второй раз, а о Христе, Который говорит: «Я с вами все дни до конца века» (Мф 28:20). Очень важно об этом не забывать. Шестая мысль относится к нашему общению с ближним, с братом. У учеников Луки и Клеопы на пути в Эммаус горели сердца, возженные словом воскресшего Христа. Они говорили: не горело ли в нас сердце наше? И мы должны чувствовать в церкви, на собрании, в молитве это горение сердца. Это тот огонь, который Христос хотел низвести на землю, дар Духа Святого. Наше общение с ближним - это плод общения с Богом. Святые отцы говорят: кто видел брата своего, видел Господа Бога своего. Ведь в каждом человеке есть образ Божий. Поэтому в нашем общении с ближним не должно быть никаких трещин. Об этом говорит святой апостол и евангелист Иоанн в Первом соборном послании: «не любящий брата своего, которого он видел, не может любить Бога, Которого не видел» (1 Ин 4:20). И седьмая мысль, в заключение всех предыдущих видов общения, - это общение с самими собой, потому что все это исходит от нас и к нам возвращается. Молитвенное общение с Богом, нашим Отцом и Создателем, должно быть непрерывным дыханием. Здесь помогает Иисусова молитва, умная и сердечная молитва. Наши отношения с ближним, братом и попутчиком на пути спасения - это наше зеркало. Каждый из нас подобен Луке на пути в Эммаус, пути спасения, но каждому нужен Клеопа, т.е. ближний. Христос не может идти со мной, если я не иду вместе с ближним. Видите, в дороге в Эммаус есть своя тайна и красота, потому что Христос идет с двумя учениками. Если бы Он шел только с Лукой или только с Клеопой, дорога в Эммаус не имела бы этой тайны и красоты. Я и ближний в присутствии Христа - это помогает мне восстановить общение с самим собой. Это означает возрождение, восстановление человека во Христе. Ведь в нас очень многие нити общения разорваны, нет той целостности нашего существа, которую только Христос может восстановить. Человек без Христа - весь в трещинах, как потрескавшаяся сухая земля. В нас существует множество противоречий и конфликтов между тем, как мы думаем, что чувствуем, к чему стремится плоть. Святой апостол Павел говорит о борьбе между ветхим и новым человеком в каждом из нас, о борьбе между плотью и духом, между телом и душой. Через Христа восстанавливается наше внутреннее единство. Первородный грех и наши личные грехи породили внутри нас глубокие разломы и пропасти. Это констатируют современные психология и психиатрия. Однако решение предлагает православная пневматология - это искусство исцеления душ, которое мы находим у святых отцов Церкви, в Добротолюбии, Патерике и житиях святых. Над этим надо усердно работать. Как говорил один великий христианин: «Расцветай там, где Господь тебя посеял» - нас здесь, вас там, но всех вместе под единым небом Православия по молитвам святых отцов. А у вас есть великие святые Руси, которых мы знаем и любим, особенно св. Сергия Радонежского, св. Серафима Саровского, св. Иоанна Кронштадтского и других великих святых и богословов. Особенно поражает огромное количество мучеников в России, в которой в первой половине ХХ века было больше мучеников, чем везде за всю историю христианства. «Кифа»: Мы как раз пытаемся сейчас собирать и изучать наследие новомучеников, потому что их опыт важен для нас. Епископ Даниил: За последние годы переведено множество русской богословской литературы на румынский: патерики из Радонежа, Соловецких островов, Оптиной пустыни, Киево-Печерской лавры. Что мы можем предложить вам? Пример о. Иосифа Трифы, великого исповедника Христова и проповедника в румынском народе, глубокое богословие о. Думитру Стэнилоайе, духовность о. Клеопы из гор Молдовы, харизматическую личность о. Арсение Бока. Перед епископской хиротонией я служил священником в монастыре, где находится могила о. Арсения. Он был монахом нашего времени, большим духовником, очень образованным, глубоко духовным человеком, выдающимся иконописцем. Это наш Рублев. На его могилу каждый год приходят десятки тысяч людей. В молодости о. Арсений жил на святой горе Афон, и говорят, что его духовником был св. Серафим Саровский, который являлся ему и которого он очень любил. У нас в народном предании, по свидетельству о. Арсения, говорится о том, что он в видении встретился со св. Серафимом Саровским. Румынский монах с русским святым на греческой земле Афона. Это Православие, в нем нет границ. Существуют границы между государствами, есть граница между Восточной и Западной Европой, положенная людьми и историей. В Церкви Христовой, в Православии не существует границ. И во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни скифа, ни румына, ни русского, ни серба. Мы все едины, и это единство надо раскрывать, умножать и свидетельствовать о нем. Да поможет нам в этом Господь! «Кифа»: Что бы Вы хотели пожелать нашему движению, Сретенско-Преображенскому братству? Епископ Даниил: По моему мнению, оба названия - Сретенское и Преображенское - промыслительны. Те, кто входят в ваше духовное движение, стремятся к тому, чтобы приготовиться ко встрече со Христом. Встреча, Сретение, происходит у подножия горы Фавор, а Преображение - на ее вершине. И ваше движение призывает всю Россию к подножию Фавора, чтобы потом взойти всем на его вершину. Вы должны призывать всех, и придут избранные. А в России много мест Фаворских. Я никогда не был в России, но для меня самое любимое место - это Саровский лес, где прп. Серафим молился на камне тысячу дней и ночей. Когда-то я написал статью о предполагаемом православном музее, в котором вижу самые интересные вещи, характеризующие жизнь Православия, от Библии до наших дней: жезл Аарона, милоть пророка Елисея, полотенце с Тайной Вечери, когда Христос умывал ноги ученикам, погребальные пелены Христа, камни с гробов Христа и Лазаря - и камень св. Серафима, краеугольный камень духовного пробуждения России. Беседовала Светлана ЧУКАВИНА, перевод с румынского Алины ПАТРАКОВОЙ Сибиу, Румыния. 14 апреля 2007 г. КИФА №6(64) май 2007 года |