Свято-Филаретовский православно-христианский институт Всемирное братство православной молодежи СИНДЕСМОС Church Mission Society (Лондон, Великобритания) при поддержке Миссионерского отдела при Священном Синоде РПЦ МП проводят в Москве 31 мая - 1 июня 2007 г. международную богословско-практическую конференцию «Велика жатва, а работников мало»: миссия в Восточной Европе в православном контексте После краха коммунистических режимов Восточная Европа, где до этого слово Божье десятилетиями не могло звучать открыто, мгновенно превратилась в миссионерскую территорию. Прошедшее с тех пор время не только показало огромную духовную жажду, существующую в народах Восточной Европы, но и поставило перед церковью новые проблемы, касающиеся ее жизни и свидетельства. Сегодня важно подвести предварительные итоги миссионерской деятельности минувшего периода, проанализировать накопленный опыт, выявить существующие проблемы и наметить дальнейшие пути развития христианской миссии. Необходимо заново обратиться как к ее евангельским основаниям, так и ко всему опыту церкви, чтобы увидеть те принципы, ту церковную традицию и духовную культуру, на которых может и должна строиться подлинная христианская миссия сегодня. Как сделать так, чтобы сегодня каждый человек с живым сердцем мог услышать слово Христа и о Христе на понятном его уму и сердцу языке, дабы оно привело его к вечной и живой Истине? Что должно предшествовать успешной церковной миссии и что должно за ней следовать, дабы ее плоды не были потеряны? Что требуется от самих миссионеров, от всей церкви и от общества? Какова роль в этом процессе церковной иерархии и священства, монахов и мирян? Как может способствовать этому православное богослужение, духовное образование, приходская, общинная и братская жизнь, социальное служение и духовное просвещение? Как сделать так, чтобы миссия достигала всех слоев населения - и в первую очередь интеллигенции и рабочих, детей и молодежи? Какие задачи в миссии первостепенные, а какие нет? Что можно и нужно сделать немедленно, а что потребует долгосрочных усилий? Наконец, как сделать так, чтобы миссия была подлинно православной и в то же время не узкоконфессиональной? Как здесь избежать извечных опасностей и духовных подмен: фундаментализма и секуляризма, прозелитизма и изоляционистской контрмиссии? Есть ли здесь области и границы сотрудничества между христианами различных конфессий и деноминаций? Мы надеемся, что наша конференция поможет ответить на эти и другие вопросы и послужит собиранию самих миссионерских сил Церкви Христовой в Восточной Европе. В соответствии с этими задачами основное время на конференции предполагается уделить профессиональной дискуссии, предваряемой несколькими установочными докладами. Кроме того, состоятся тематические круглые столы и практические семинары. Заявку на участие в конференции, просим прислать в Оргкомитет конференции. В заявке необходимо указать фамилию, имя и отчество участника, место работы или служения и должность, а также электронный адрес и телефон. Предполагается издание сборника трудов конференции. Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов для публикации. ВХОД НА КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ПРИГЛАШЕНИЯМ! Председатель оргкомитета, ученый секретарь Свято-Филаретовского института Александр Михайлович Копировский Контактный адрес: Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29-38 Тел/факс: (495) 623-03-80, 625-77-86; e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Оргкомитет конференции приглашает всех будущих ее участников попытаться ответить на следующие ворпросы: 1. Как бы Вы охарактеризовали основные проблемы для православной миссии сегодня? 2. На что, по-Вашему, в Евангелии в первую очередь готова отозваться современная аудитория? 3. Как изменились настроения за последние 15-20 лет? 4. Существует ли специфика именно православной миссии в истории и современности? М.б., «миссионерская приветливость»? 5. Можно ли представить себе принципы православной инкультурации? 6. Миссия и контрмиссия: что категорически недопустимо для миссии? 7. Каким видится облик современного проповедника? 8. Нужно ли взаимодействие различных христианских деноминаций в деле миссии? Что может стать его основой? Ответы можно прислать и в нашу газету для публикации их в следующем номере, который выйдет непосредственно перед конференцией Новый завет и миссия - православный подход Из тезисов к выступлению прот. Василия Михока Что конкретно означает для нас миссия, к которой мы призваны? Какое определение христианской миссии было бы правильным? Каковы цели и средства миссионерской деятельности? Как можно использовать новозаветные тексты и примеры в нашей миссии? Эти и другие вопросы требуют ответа в современном контексте, когда нередко смешивают миссию с тем, что было верно определено отцом Ионом Бриа как контрмиссия. Мой доклад будет посвящен поиску авторитетных ответов на эти вопросы в новозаветном контексте в перспективе православной герменевтики. «...поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве». Ин.4:35 (А.К. Саврасов. Рожь) Возрождение миссии невозможно вне возрождения всего церковного тела Прошло уже более 15 лет с момента падения коммунистических диктатур в Восточной Европе и накопился значительный опыт в области миссии и катехизации в пост-коммунистических пространствах, по которому пора подводить итоги. В 2004 г. именно с такой целью Всемирным Братством Православной Молодежи (Синдесмос) и Белгородской епархией был организован первый в своем роде семинар «Миссия в Восточной Европе». Этот семинар собрал тогда около сорока участников из разных стран (Россия, Ливан, Франция, Украина, Белоруссия, Болгария и др. ), среди которых большинство активно занималось миссией. На этом семинаре удалось лишь затронуть существенные вопросы, и я помню, как все участники согласились на заключительной сессии с тем, что необходимо в ближайшие годы организовать конференцию по миссии в Восточной Европе, которая собрала бы больше участников. Три года спустя надо отметить несомненное усиление интереса к миссии и к принципам и задачам современной миссии. Стоит только упомянуть такие значительные события как, например, проведение в рамках ХV Рождественских чтений конференции «Миссионерское служение Церкви», принятие концепции миссионерской деятельности Священным Синодом РПЦ. Все это свидетельствует о том, что вопрос миссии становится все более и более актуальным в России, и этому можно только радоваться. Тем не менее, несмотря на эти положительные факты, существуют еще реальные препятствия на пути к подлинному возрождению миссии. Судя по итоговым документам разных встреч и по миссионерской концепции, неоднократно говорилось о необходимости внимательно наблюдать и соотносить стиль и язык проповеди с современной жизнью, с современным миром. Таким образом, всем ясно, что для действенного миссионерства, необходимо хорошо знать реалии окружающего мира, понимать его особенности. Но для чуткого понимания современного общества в Восточной Европе предполагается обратить большое внимание на историю и следы тоталитарных режимов, наложивших сильный отпечаток на психологию людей. Увы, в церковной среде, особенно в России, проявляют еще мало склонности к такому честному и глубокому анализу и пересмотру недавней истории этих стран. Наконец, если прочесть итоговые документы разных встреч, то возникает впечатление, что миссия понимается лишь как один из видов деятельности Церкви. Такой подход к возрождению миссии является искусcтвенным: кажется, что стоит только развивать миссионерский активизм, предпринимать миссионерские проекты, открыть несколько миссионерских приходов и отслужить несколько миссионерских служб. Однако миссия неотделима от всех других аспектов церковной жизни, таких как литургия, катехизация, общинная жизнь. Поэтому возрождение миссии следует наблюдать в более обширном контексте возрождения всего церковного тела. Международная конференция по миссии в Восточной Европе, которая соберется через несколько недель в Москве, несомненно, внесет серьезный вклад в дело преодоления этих препятствий. Главным организатором этой конференции является Свято-Филаретовский Институт, который имеет многолетний опыт не только в организации международных конференций высокого уровня, но и в разработке как теоретических, так и практических вопросов миссии. Более того, этот миссионерский опыт тесно связан с общинной жизнью, что кажется мне приоритетным. Кирилл СОЛЛОГУБ, член исполкома Всемирного Братства Православной Молодежи (Синдесмос) Из Миссионерской концепции Русской православной церкви Преамбула Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес.2:20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян.2:41). Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф.28:19-20). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:21-23). Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии - в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослание на апостолов Святого Духа (Ин.20:21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства - нового неба и новой земли (Откр.21:1), открывающихся в совершении Евхаристии. Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф.28:20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса - человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор.15:28). Поэтому миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения. Современное миссионерское служение Церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции. ... 1. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви Каноническое основание миссии предполагает наличие «территории пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием «миссионерское поле». В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф.13:38-39). Миссионерское поле - это духовное пространство, где борются свет и тьма («и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5), а поле битвы - сердца людей. Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить: - Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви. А современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество» и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается. - Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества. Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей. - Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому. ... 2.1. Цели и задачи современной миссии Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия - теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» (Деян. 1, 8). Достижение поставленных целей в православной миссии требует решения следующих задач: - несение Слова Божия людям, которые еще не слышали православного свидетельства (Мф. 28, 19), пробуждение в сердцах просвещаемых веры в Евангелие и желания спасения во Христе: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15); - просвещение и побуждение всех крещеных, но остающихся вне благодатной таинственной жизни Церкви людей к духовному деланию, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом и активной христианской позиции; - использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях; - освящение тех национальных черт, которые позволяют народам, при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации, внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви; - проповедь Евангелия и совершение миссионерского богослужения на национальных и искусственных (например, разработанных для глухонемых) языках; - разъяснение значения Таинств; - подготовка клира и миссионеров из местного населения; - формирование условий для активного участия новообращенных (неофитов) в жизни прихода для их воцерковления. В условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа с давними, хотя и ослабленными православными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание. Православная миссия является способом пробуждения веры в душах христиан, которые только формально или неосмысленно воспринимают свою духовную жизнь и свое место в евхаристической общине. В этом процессе особую роль играет Таинство Евхаристии, в котором люди, получая духовную пищу, таинственно приобщаются жизни во Христе. Воплощение в жизни изложенных миссионерских целей и задач возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность. ... 2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности: 1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии - включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни. Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и «предоглашения» (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения. Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) - оглашение - Крещение - научение (тайноводство) (Мф. 28, 19)1 . Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви. Воспитательная миссия строится на принципиально важных богословских основаниях, которые должен глубоко понимать и принимать новоначальный: - признание Богодухновенности Священного Писания (2 Тим. 3, 16) и принятие Священного Предания во всей его полноте, как приоритета в жизни православного христианина; - убежденное вхождение в Церковь как в Тело Христово, частью Которого является каждый член общины (1 Кор. 12, 27), а единым Главой - Сам Господь Иисус Христос; - свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе нового человека, облеченного во Христа в Таинстве Крещения (Гал. 3, 27) и получившего в лоне Церкви благодатные дарования для раскрытия своей личности во всей полноте; - восприятие Евхаристии как центра жизни православного христианина и христоцентричности всей его деятельности; - осознание смысла участия в богослужении как соучастия в Таинстве Спасения. Воспитательная миссия предполагает усиление миссионерской направленности приходской жизни путем: - проведения специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных; - укрепления тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковлению наших современников; - привлечения всех клириков и инициативных мирян, катехизаторов прихода к участию в процессе воцерковления новых членов общины; - стимулирования создания при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных миссионерских центров духовного развития детей и молодежи, которые могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и организовывать процесс катехизации. -------------------------- 1 Необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46), однако того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно. КИФА №6(64) май 2007 года |