ХРИСТОС ВСЕГДА ВЕДЕТ НАС В БУДУЩЕЕИнтервью с еп. Серафимом (Сигристом) «Кифа»: В своем докладе Вы противопоставили психологическую и эсхатологическую перспективы трезвения – обращенность лишь к собственной душе, ее грехам, ее нравственному совершенствованию и обращенность к пути Церкви в истории, к нашему участию в этом пути. Возможно ли, по Вашему мнению, соединение той и другой перспективы и каковы препятствия? Владыка Серафим: Я думаю, нам нужно искать полноты знания Христа и знания Бога, в т.ч. иметь и знание о себе. Это то, с чем согласились бы отцы любых веков. Однако тут есть опасность эгоцентрически поставить конечной целью именно это: знать все о себе. Но наше знание о себе подлинно только в свете Христа, а Христос всегда ведет нас в будущее. Так апостолам после Воскресения было сказано: «Он предварит вас в Галилее».
«Кифа»: В истории представление о церкви воинствующей в первую очередь связывалось с монашеством. Каким в этом контексте Вы видите место семейных мирян и воплощение призыва апостола к имеющим семьи быть «как не имеющие»?
Владыка Серафим: Есть псалом, в котором говорится: «Как хорошо и приятно быть братьям вместе». Но если переводить само еврейское выражение, то скорее получается: «Как хорошо быть каждому в своей внутренней целостности» – и быть вместе. Призыв быть вместе, быть в союзе относится к личности. Я думаю, что в христианской духовной жизни мы должны избежать двух соблазнов. Один соблазн – это соблазн толпы, массы, коллектива. А другой соблазн – это соблазн эгоизма. Т.е. уже в самых началах христианской жизни заложено соединение монашества (от слова «монос» – один) и семейной, брачной жизни – т.е. пребывания вместе. Каждый призван к тому, чтобы быть с кем-то вместе, – и каждый призван к тому, чтобы быть одному. Можно сказать, что как раз этот синтез одиночества и союза явлен в общине. Есть псалом, в котором говорится: «Как хорошо и приятно быть братьям вместе». Но если переводить само еврейское выражение, то скорее получается: «Как хорошо быть каждому в своей внутренней целостности» – и быть вместе. Призыв быть вместе, быть в союзе относится к личности. Я думаю, что в христианской духовной жизни мы должны избежать двух соблазнов. Один соблазн – это соблазн толпы, массы, коллектива. А другой соблазн – это соблазн эгоизма. Т.е. уже в самых началах христианской жизни заложено соединение монашества (от слова «монос» – один) и семейной, брачной жизни – т.е. пребывания вместе. Каждый призван к тому, чтобы быть с кем-то вместе, – и каждый призван к тому, чтобы быть одному. Можно сказать, что как раз этот синтез одиночества и союза явлен в общине. «Кифа»: Каково, на Ваш взгляд, значение отца Сергия Булгакова и его школы в возвращении в церковное сознание эсхатологической перспективы?
Владыка Серафим: Я бы не хотел говорить о его философии в целом. В своем докладе я цитировал его автобиографический дневник. Историческая церковь, с его точки зрения, – это некоторая проблема. Но когда он думает о грядущем Христе, то в нем есть покой, и он вполне удовлетворен той церковью, которая есть. И в связи с этим он понимает значительность того времени, в котором ему довелось жить. Отец Сергий умер в 1944 году. Он был верным православным свидетелем в это время войны, Холокоста и других испытаний вместе с новомучениками – матерью Марией (Скобцовой) и отцом Дмитрием Клепининым. И эти святые как раз являют замечательный пример сочетания внутренней жизни и свидетельства миру со всеми его проблемами.
Епископ Серафим (Сигрист) (Нью-Йорк, Американская православная церковь) – магистр богословия. Автор статей и монографий богословского содержания: «Железная дорога Млечного Пути», «Богословие чуда», «Проповедь о радуге», «Мерцание». Член попечительского совета Свято-Филаретовского института . Участник многих научно-богословских конференций. Фото Анатолия МОЗГОВА КИФА №10(36) октябрь 2005 года
|