О русскости и советскости Интервью с режиссёром Михаилом Львовичем Ордовским-Танаевским Михаил Львович, снимая свои фильмы, посвящённые русскому зарубежью, Вы немало общались с потомками тех, кто вынужден был покинуть родину. Может ли это общение подсказать, какие существуют искажения в нашем восприятии исторической России, существовавшей до 1917 года? Что мы неправильно помним, понимаем? Я могу сразу сказать, что меня потрясло. Язык. Он какой-то другой, но ощущается как более родной. Видите ли, в чём дело: язык – одно из явлений нашей памяти. Внутренним законом для первой русской эмиграции было правило: дома только по-русски, на улице – на местном языке. Дети очень сопротивлялись этому, поскольку ходили в школу, а там говорили на местном языке. Но их заставляли говорить по-русски. В конце концов они остались с тем русским языком, которым владели родители. |
Кифа № 1 (257), январь 2020 года
|
Подробнее >>
|
|
Во всём ли виноват синодальный период На одной из «Русских бесед», посвящённых отношению русского народа к церкви, говорили об общинности, канонической совестливости и проблеме просвещения Сегодня существует некий штамп: во всём виноват синодальный период. Многие церковные деятели любят всё списывать на него: вот, дескать, а что мы могли? Но сегодня мы затронули более ранние проблемы, связанные с расколом. Да, старообрядцы, с одной стороны, боролись за старый обряд, то есть за букву, причём борясь за эту старую букву, они в общем-то стали русскими протестантами. Ведь что такое беспоповцы? Это суперпротестантизм. Такой взгляд мне всегда был понятен, но до конца он меня не удовлетворял. А теперь мне стало понятно, что это была не просто борьба за букву, это была борьба и за свободу церкви: людям хотелось убежать от «всевидящего ока и всеслышащих ушей», когда должно быть зафиксировано всё, даже исповедь и причастие, и всё отмечено, и циферки поставлены, и куда-то там отправлены... |
Кифа № 7-8 (263-264), июль-август 2020 года
|
Подробнее >>
|
|
Так кто мы друг другу? На одной из «Русских бесед» об отношении русского народа к церкви обсуждались проблемы коммюнотарности, соборности, коллективизма («сборности») Качества коммюнотарности, прежде всего связанные с милосердием, отчасти реализовывались в Российской империи через приходские попечительства. Эти попечительства были в основном заняты насущными проблемами самого прихода, заботами о сиротах, вдовах, заштатном духовенстве, которое часто не имело средств для того, чтобы вести более или менее достойную жизнь. |
Кифа № 6 (262), июнь 2020 года
|
Подробнее >>
|
|
Где искать точку отсчета Фрагмент одной из «Русских бесед» об отношении русского народа к церкви В прошлом и позапрошлом году мы напечатали в «Кифе» материалы нескольких «Русских бесед». Сегодня мы собираемся продолжить эти публикации. Вопрос, поставленный перед участниками встречи, фрагменты которой мы предлагаем сегодня читателям, звучал так: какие свойства русского народа, как положительные, так и отрицательные, проявляются, когда возникает возможность восстанавливать церковную жизнь? |
Кифа № 5 (261), май 2020 года
|
Подробнее >>
|
|
Из экспедиций мы возвращаемся иными Фрагмент «Русской беседы», проходившей в Санкт-Петербурге Мы предлагаем читателям фрагменты встречи, посвящённой русской фольклорной традиции. Насколько эта традиция жива, насколько близка людям городской культуры? Насколько она может помочь понять, почувствовать, что мы русские люди? |
Кифа № 8 (252), август 2019 года
|
Подробнее >>
|
|
Остатки, пережитки и следствия тоталитаризма в современном российском обществе Из выступления главного научного сотрудника сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН, доктора физ.-мат. наук С.С. Хоружего Мы живём в посттоталитаризме. И мне хотелось бы сказать два слова о проблеме посттоталитарных эффектов, наметить, в каком направлении может продвигаться философская концептуализация посттоталитаризма. Конечно, здесь мы не скоро ещё достигнем того уровня чёткости, которого Ханна Арендт достигла применительно к тоталитаризму. Но двигаться надо именно к этому. |
Кифа № 7 (251), июль 2019 года
|
Подробнее >>
|
|
Правда или порядок? Мы продолжаем публиковать материалы «Русских бесед», проходивших в Москве в 2018 году Феликс Вельевич Разумовский, историк, тележурналист, автор и ведущий программы «Кто мы?»: Мне очень приятно, более того, я удивлён, что в Москве собираются люди и обращаются сегодня со вниманием к русской тематике. Это кажется совершенно невероятным. С некоторых пор нежелание изучать и понимать Россию вошло в привычку. |
Кифа № 5 (249), май 2019 года
|
Подробнее >>
|
|
Я и сегодня скажу: «Завтра Россия воспрянет» Интервью с Сергеем Михайловичем Самыгиным Как возродить традицию, связанную с лучшими качествами русского народа? Здесь у каждого сословия было своё наследство, есть, чем гордиться, что хранить наследникам и дворян, и крестьян, и купцов, и священников. |
Кифа № 3 (247), март 2019 года
|
Подробнее >>
|
|
Многообразие – в противоречии и в единстве Мы продолжаем публиковать фрагменты «Русских бесед», которые уже третий год проходят в Москве, а в последнее время начали собираться и в других городах |
Кифа № 3 (247), март 2019 года
|
Подробнее >>
|
|
Пока человек не признаёт себя больным, его невозможно вылечить Интервью с предводителем Российского и Московского Дворянского собрания О.В. Щербачёвым Олег Вячеславович, Вы участвуете как соучредитель в «Русских беседах» практически с самого их начала. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого проекта? |
Кифа № 8 (240), август 2018 года
|
Подробнее >>
|
|
Всем нам нужно брать на себя ответственность за преступления советской власти Исследователи из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга встретились на исторической беседе, посвящённой убийству царской семьи 4 июня в рамках «Исторических бесед» прошёл телемост, соединивший в этот вечер два города, сыгравших решающую роль в судьбе царской семьи – Санкт-Петербург, бывшую столицу Российской империи, и Екатеринбург, где оборвалась жизнь членов царской династии. Участники и гости беседы собрались в екатеринбургском Духовно-просветительском центре «Царский» (это центр, который открыт при храме на Крови, построенном на месте Дома Ипатьева) и петербургском конференц-зале «Biblioteka». |
Кифа № 7 (239), июль 2018 года
|
Подробнее >>
|
|
Мы верим в то, что Россия возродится, что возродится русский народ «Кифа» продолжает публиковать материалы, рассказывающие о «Русских беседах»: фрагмент первой из них, проходившей в октябре 2016 года... Священник Георгий Кочетков: Мы не умеем жить по-русски, мы не знаем русской традиции, мы с трудом говорим по-русски, мы не узнаём русского ни в себе, ни в других, что бы ни было написано у нас в паспорте или какой-то другой метрике в графе «национальность». И в этом-то, собственно, проблема и заключается. России, как таковой, по меньшей мере полвека уже нет. Она как-то доживала в конвульсиях свою историю здесь, на этой территории, первые десятилетия после 1917 года, но потом скончалась, и это связано со всем советским режимом, со всей его деятельностью. |
Кифа № 5 (237), май 2018 года
|
Подробнее >>
|
|
О русских традициях общения Из первой Русской беседы (октябрь 2016 года), проходившей в Культурно-просветительском центре «Преображение» Священник Георгий Кочетков: В нашей жизни, в нашей стране наступил сотый год с начала Русской Катастрофы и нельзя, как нам представляется, пропустить это время, не уделить ему никакого внимания. Я думаю, что все как-то об этом думают так или иначе. И мне представляется, что это время очень подходит для размышлений о том, на какой земле мы живём, являемся ли мы наследниками русского народа, являемся ли мы теми, кто готов отвечать за эту землю, за её прошлое, настоящее и будущее. |
Кифа № 4 (236), апрель 2018 года
|
Подробнее >>
|
|
|