Соборно или келейно? Доклад Марины Верховской «Личное молитвенное правило в традиции Православной церкви: история и современная практика» Личное молитвенное правило - неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом - набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности... |
КИФА №3(125) февраль 2011 года
|
Подробнее >>
|
|
Один раз в год за святой водой Каждый год праздник Богоявления ожидается со смешанными чувствами. Кто-то в наплыве жаждущих движения воды посетителей с разновеликой тарой спешит увидеть потаенную православность, которая во все прочие дни года (причем уже все больше включая и Пасху, и Рождество) почти никак не проявляется. |
КИФА №1(123) январь 2011 года
|
Подробнее >>
|
|
Разгорающийся свет откровения Проповедь свящ. Георгия Кочеткова в день празднования Рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сёстры, христиане! Сейчас мы с вами собрались, чтобы начать празднование Христова Рождества. Эта Рождественская вечерня начиналась ещё по постному, простому чину. И постепенно, неспешно, как бы из маленького огонька разгорается пламя откровения о Спасителе, явившемся в мир, Боге воплотившемся, Христе, пришедшем спасти всех. |
КИФА №1(123) январь 2011 года
|
Подробнее >>
|
|
Без развития богословия невозможен диалог с миром Интервью с диаконом Августином Соколовски, преподавателем Киевской Духовной Академии и Фрибургского Университета (Швейцария) - Вы предложили для разработки на следующей международной богословской конференции РПЦ тему «Авторитет». Как Вам кажется, какие акценты в этом контексте могут стать наиболее важными с точки зрения научно-практического характера обсуждения? |
КИФА №16(122) декабрь 2010 года
|
Подробнее >>
|
|
Псевдо-Дионисий Ареопагит и секуляризация мира В наше время трудно сомневаться в том, что загадочный «Corpus Аreораgiticum» принадлежит неизвестному писателю V или начала VI в. «Очевидно, автор воспользовался именем Дионисия Ареопагита, чтобы придать больше веса своей апологетике, цель которой заключалась в объединении христианской системы с иерархическим миром неоплатоников. |
КИФА №14(120) ноябрь 2010 года
|
Подробнее >>
|
|
Как противостать «духовному стяжательству» Доклад Лидии Крошкиной «Обновлённое видение традиционных иноческих обетов прмц. Марией (Скобцовой)» Первое, на чем настаивает мать Мария, это то, что обеты нельзя ограничивать лишь отрицательным значением, ибо «отрекаясь, мы утверждаем подлинную реальность того, что почитаем злом, и таким образом, воплощаем зло», для того, чтобы «найти подлинное, человеку надо уметь не отрекаться, а преображать» |
КИФА №3(109) февраль 2010 года
|
Подробнее >>
|
|
Европеец в Православии Об Оливье Клемане уже сказали и еще скажут немало проникновенных слов те, кто имел радость знать его лично. Но присутствие мыслителя не ограничено физическим присутствием. Клеман присутствовал в России, среди российских христиан через многочисленные книги, изданные по-русски. Попытаемся сказать несколько слов в качестве их благодарного читателя. |
КИФА №2(92) февраль 2009 года
|
Подробнее >>
|
|
Миссия церкви в современном мире Доклад проф.-свящ. Георгия Кочеткова на конференции «Наследие о. Александра Шмемана» Прошло 25 лет после смерти о. Александра Шмемана, а споры о нём и его наследии не умолкают. Духовная борьба продолжается. Мы постоянно видим, что о. Александр то отступает, теснимый духовными оппонентами, то наступает и побеждает. |
КИФА №1(91) январь 2009 года
|
Подробнее >>
|
|
Требовательно-пронзительный образ и уют «молитвенной атмосферы» Зачем нам иконы? Очевидные, сами собой разумеющиеся, привычные для нас понятия и вещи кажутся столь ясными, что как будто бы не нуждаются в объяснениях. При этом часто бывает что, начиная задумываться о них серьезно и последовательно, мы осознаем, понимаем очень расплывчато и неубежденно даже для себя, что это за вещь, в чем заключается ее настоящая ценность для нас и зачем она существует в нашей жизни. |
КИФА №7(81) май 2008 года
|
Подробнее >>
|
|
В поисках границ Из доклада выпускницы СФИ Зои Дашевской «Проблема поиска мистических границ Церкви в богословии Оригена и прот. Сергия Булгакова». Доклад был прочитан на студенческой конференции «Сретенские чтения» в феврале 2008 г. Вопрос о границах Церкви представляет собой сложную богословскую проблему, а определение ее мистических (как сакраментальных (мистериальных) и канонических (юридических)) границ требует серьезного обоснования... |
КИФА №6(80) май 2008 года
|
Подробнее >>
|
|
Проблемы проповеди Воскресения Христова в современной России Из доклада студентки СФИ Натальи Адаменко на студенческой конференции «Сретенские чтения». 23 февраля 2008 г. «Миссия Церкви имеет сокровенную связь с Воскресением Христовым, когда апостолам было дано повеление идти научить все Народы (Мф 28:18-20). Благовестие Церкви, таким образом, должно свидетельствовать о Христе как о Воскресшем Господе и вводить в мир Его Царство - "новое небо и новую землю" (Откр. 21: 1), открывающееся в совершении Евхаристии. |
КИФА №3(77) март 2008 года
|
Подробнее >>
|
|
Главное - что у человека в сердце Интервью с профессором Робертом Тафтом (Папский Восточный институт, Рим, Италия) «Кифа»: Ваше высокопреподобие, мы очень признательны, что Вы нашли время ответить на наши вопросы. Прежде всего, хотелось бы попросить Вашего напутствия нашему Свято-Филаретовскому институту, которому в наступающем году исполняется двадцать лет. Из тех богословских институтов, которые возникли в последние десятилетия, это самый первый. Что бы Вы могли пожелать сравнительно молодому учебному заведению? |
КИФА №15(73) декабрь 2007 года
|
Подробнее >>
|
|
Всеобщее священство верных и церковная иерархия Доклад зав. кафедрой литургики и богословских дисциплин Свято-Филаретовского института Давида Гзгзяна на конференции «Православное учение о церковных таинствах» В настоящий момент сам факт взаимосвязи священства народа Божьего и таинства поставления на служение (т.е. священства в узком, или специализированном смысле) вряд ли представляет собой ощутимую проблему. |
КИФА №14(72) ноябрь 2007 года
|
Подробнее >>
|
|
Таинство как взаимодействие Бога с человеком Интервью с прот. Александром Сорокиным, настоятелем собора Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Кифа: Конференция Синодальной богословской комиссии о таинствах готовилась довольно долго и серьезно, и на местах, в отдельных городах, проводились конференции по отдельным таинствам. Чем объясняется пробуждение интереса к этой теме именно сейчас? |
КИФА №14(72) ноябрь 2007 года
|
Подробнее >>
|
|
На пути к утраченному богообщению Из тезисов к докладу «Значение символа пустыни в духовности народа Божьего» Пустыня видится в Писании как место встречи человека с Богом, покаяния и духовной нищеты, выбора и обретения свободы. Это двойственный образ. Это место лишений, опасности, наказаний, но это также и место, где Бог избавляет народ и являет Cебя. |
КИФА №3 (61) март 2007 года
|
Подробнее >>
|
|
Сколь христианское у нас понимание церковной власти? Из доклада епископа Диоклийского Каллиста (Уэра), прочитанного на Orientale Lumen V Conference, июнь 2001г. Сегодня мне бы еще хотелось коротко поразмыслить о трех вещах. Я бы хотел сказать о власти sensus fidelium (букв. «чутья верных» - прим. пер.) - общей совести Церкви. Любой подлинно кафолический и православный взгляд на устройство власти в Церкви должен учитывать, что Святой Дух дается не патриархам, папам или епископам, но всему народу Божьему. |
КИФА №16(54) октябрь 2006 года
|
Подробнее >>
|
|
Сокровище веры Из стоявшего в повестке дня Рождественских чтений 2006 года и не прочитаннного из-за запрета архиепископа Псковского Евсевия доклада протоиерея Павла Адельгейма Известный профессор богословия с горечью сказал: «К чему рассуждать о соборности? Это слово пора вычеркнуть из Символа веры». Так он выразил тревогу за судьбу Церкви, теряющей свойство соборности. Вычеркнуть нельзя. Можно игнорировать. Можно жить так, как будто этого слова никогда не было в Символе. Всё останется по-прежнему. Будет выполняться богослужебный Устав, сохранятся канонические правила, епископы будут благословлять и управлять, священники будут совершать Таинства, народ будет петь акафисты. Не будет только Православной Церкви. Будет «Другая церковь», которой не нужна соборность. |
КИФА №11(49) июнь 2006 года
|
Подробнее >>
|
|
В ЧЕМ РЕАЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ? Ко Дню рождения Церкви, который всегда празднуется на Троицу, мы публикуем материалы круглого стола, прошедшего в Санкт-Петербурге «Церковь живет не «церковью», не «религиозной редукцией» (организация, клерикализм и т.д.) и не «миром» (тут неизбежна identity (англ. идентичность - ред.) - национальная обычно, а если нет - то какая угодно: этническая, «духовная», иконная), а Царством. Она есть - таинство Царства. И вопрос только в том - с одной стороны: почему христиане это забыли и это «выдохлось», а с другой: можно ли к этому опыту вернуться»... |
КИФА №10(48) июнь 2006 года
|
Подробнее >>
|
|
ТОЧКА ОПОРЫ - ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917 Г. Доклад прот. Павла Адельгейма на праздновании 80-летия журнала «Вестник РХД» В дореволюционную пору церковная власть в России опиралась на правовую, материальную и административную поддержку государства. Такая поддержка даётся не даром. За неё приходится платить свободой. До революции церковная власть не пыталась вернуть церковное устройство к традиционным основам, которые были разрушены преобразованиями Петра. Погрешность церковного устройства состояла не в нарушении догматов, богослужения, таинств и обрядов. Погрешность касалась организации и осуществления церковной власти. Самым очевидным её недостатком было отсутствие соборов и Патриарха, зависимость от государства и силовые решения бюрократического аппарата. |
КИФА №1(39) январь 2006 года
|
Подробнее >>
|
|
ТОЧКА ОПОРЫ – ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917 Г. Доклад прот. Павла Адельгейма на праздновании 80-летия журнала «Вестник РХД» В дореволюционную пору церковная власть в России опиралась на правовую, материальную и административную поддержку государства. Такая поддержка даётся не даром. За неё приходится платить свободой. До революции церковная власть не пыталась вернуть церковное устройство к традиционным основам, которые были разрушены преобразованиями Петра. Погрешность церковного устройства состояла не в нарушении догматов, богослужения, таинств и обрядов. Погрешность касалась организации и осуществления церковной власти. Самым очевидным её недостатком было отсутствие соборов и Патриарха, зависимость от государства и силовые решения бюрократического аппарата. |
публикация Кифа on-line
|
Подробнее >>
|
|
|