gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Кишинев arrow Евфросиния Керсновская и другие жители Бессарабии: примеры жизни по совести. Из доклада профессора Аурела Маринчука на Паисиевских чтениях
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
10.02.2017 г.

Евфросиния Керсновская и другие жители Бессарабии: примеры жизни по совести

Из доклада профессора Аурела Маринчука на Паисиевских чтениях

Image 

Для нас, педагогов, занимающихся воспитанием человека не только как специалиста, но и достойного гражданина, и культурного человека, известно, что есть 7 факторов его формирования: семья, школа, церковь, великая мировая литература, пресса, улица, а также примеры великих людей. Сегодня хочется вспомнить о моей землячке Евфросинии Антоновне Керсновской.

Начну с ее происхождения. Со стороны отца ее предками были польские графы и австрийская баронесса; со стороны матери – глава Греческой общины Константинополя Иоанн Каравасили, ныне канонизированный Греческой церковью. Он был повешен в 1821 г. на канделябре кафедрального собора Святой Софии во время греческого восстания против турок. Дедушка был депутатом Румынского парламента до 1878 г. и в 1900-х гг. участвовал в работе Государственной думы Российской империи. По отцовской линии всех старших сыновей называли Антонами. Антон первый – профессор медицины в Вильнюсе, Антон второй – военный врач, который за успехи в борьбе с холерой получил графский титул, Антон третий – военный инженер, поселившийся после отставки в своем имении недалеко от г. Сороки в Бессарабии.

Старший сын Антона третьего – Антон четвертый – является отцом Евфросинии Керсновской. Он был юристом-криминологом, жил с семьей в Одессе, слыл честным и неподкупным следователем, не лицеприятствовал ни перед бедными, ни перед богатыми. С помощью человека, знающего о его честности и неподкупности, он в годы гражданской войны спасся и перебрался в Бессарабию, которую называли в то время «царством бояр и капиталистов».

Мать Евфросинии, Александра Алексеевна, преподавала французский язык в Сорокском лицее и была преподавательницей моей мамы. Старший брат Евфросинии, Антон пятый, получивший образование в Вене и Дижоне, написал известную до сих пор в кругах военных специалистов историю Русской армии и историю 11 турецких войн, 8 из которых проходили на нашей территории. Умер во Франции от ран в 1944 г.

В 1864 г. царь Александр II, освободитель крестьян, распорядился о создании земств с местным управлением. Надо сказать, что во всей Российской империи земства в Бессарабии по развитию и условиям жизни были лучшими, а в самой Бессарабии лучшим уездным земством было Сорокское. Благодаря министру народного просвещения Российской империи Леону Кассо, владельцу богатых родовых имений в Сорокском уезде (с. Чутулешть), и энтузиазму образованных, интеллигентных людей – в небольшом уездном городке Сороки были открыты три классические гимназии (мужская теоретическая, женская теоретическая, мужская техническая), педагогическое училище и училище изящных искусств.

В Сороках было около 100 высокообразованных людей, среди которых видное место занимали родители Евфросинии Керсновской. Евфросиния, кроме гимназического, получила домашнее энциклопедическое образование. Родители привили ей любовь к литературе, музыке, живописи. Она свободно владела французским, немецким, румынским языками, говорила на английском, испанском, итальянском языках. По характеру была задиристой, при этом сострадательной и отзывчивой девушкой. Не было ни одной бедной или нуждающейся семьи, обойденной её помощью, вниманием и участием.

После большевистского переворота в соседней Украине с 1917 г. по 1920 г. двенадцать раз менялась власть. Народ бедствовал, свирепствовали грабежи и голод. Многие люди нелегально переходили границу через Днестр и «под гнетом бояр и капиталистов» находили прибежище и жили совсем неплохо. Когда в 1940 г. в Бессарабию вошла Красная Армия, Евфросинии удалось отправить свою мать в соседнюю Румынию, где она с 1944 по 1947 гг. проживала при королевском дворе, т. к. была подругой одной из дочерей королевы Марии. После свержения короля, с 1947 г., мама Евфросинии приютилась в семье академика Константина Пархона, президента Академии Наук, номинального главы правительства Румынии.

ImageЕвфросиния Антоновна не захотела покидать родную страну – осталась разделить участь своего народа. Когда их с матерью в одном домашнем халате и тапочках выгнали из родного дома, она не сдалась. Зарабатывала на жизнь тяжелым физическим трудом, воочию показывая большевикам, как воплощается в жизнь их любимый лозунг: «Кто не работает – тот не ест». Во всех ситуациях своей жизни (вы, надеюсь, читали её воспоминания) никогда не покривила своей совестью. Была депортирована. В поезде помогала и поддерживала больных и слабых. Я познакомился с половиной этих людей, ехавших с ней в одном и соседних вагонах, вернее, в теплушках – вагонах для перевозки скота, – в нечеловеческих условиях. Как настоящий инок, Евфросиния прошла ад сталинских тюрем и лагерей, всюду поступая по правде, и осталась чудом живой. Ей неоднократно говорили и однокамерники, и конвоиры: «За тебя кто-то сильно молится».

После освобождения, в 1957 г., живя и работая в Норильске, Евфросиния Антоновна поехала в отпуск на родину в Сороки и случайно, по запаху приготавливаемого по особому рецепту абрикосового варенья (рецепт которого знала и её мама), нашла Елену Георгиевну Смолинскую, урожденную Морузи (мою учительницу математики, происходившую из княжеского рода Морузи). От неё она узнала, что после 17 лет разлуки мать её жива и разыскивает дочь. Была в большом потрясении, увидев, как разорен голодом 1946 г. и депортациями некогда цветущий родной край. Больше с тех пор Евфросиния Антоновна его не посещала. В 1960 г. она соединилась с матерью, вместе с ней переехала в Ессентуки, и та уговорила дочь написать воспоминания о пережитом. Мемуары Евфросинии Антоновны состоят из 2,2 млн букв и 680 рисунков. Она хранила свои тетради у надежных людей. В 1990 г. были изданы её воспоминания на немецком, английском и французском языках, которые она увидела при жизни и держала в руках. В 1991 г. был издан альбом «Наскальная живопись», где размещено 350 иллюстраций. В 2000-2001 гг. в России был издан шеститомник воспоминаний Е. Керсновской.

28 января 2008 года в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходил вечер памяти, приуроченный к 100-летию со дня её рождения. Александр Солженицын когда-то с сожалением писал: «Где тот художник, который отобразил бы всё происходящее в то страшное время?!» Ответ был на этом вечере – большой, во всю стену, портрет Евфросинии Керсновской!

Кифа № 15 (217), декабрь 2016 года

Ещё публикации выпуска «Регионы. Кишинев»:

От составителей

«Любой православный христианин, если он живет по Евангелию, в какой-то мере уподобляется апостолам». Интервью с архимандритом Паисием (Чеканом)

Жизнь как проповедь. Отец Василий Кулеш прожил большую, трудную и благословенную жизнь...

 

 
<< Предыдущая

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!