gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Кишинев arrow Жизнь как проповедь. Отец Василий Кулеш прожил большую, трудную и благословенную жизнь...
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
27.01.2017 г.

Жизнь как проповедь

Image
О. Василий Кулеш и братья и сестры Свято-Паисиевского братства. 2012 г.
 

Отец Василий Кулеш прожил большую, трудную и благословенную жизнь, до самого конца оставаясь странником Божьим. Родился он на Украине в 1924 году в крестьянской семье, был одним из троих детей. В 1944 году попал на фронт.

«В начале войны ему было только 17 лет. Уже когда фронт шел обратно, через его село, сначала немецкий, а потом и советская армия – его заприметил военкомат. «Готовый солдат», – сказали. Дали, он рассказывал, один сапог 44 размера, другой – 39. Ему посоветовали – «тот, что маленький – разрежь немного, под тот, что шлепает – побольше портянок натяни». Так и воевал», – поделился о. Виктор Курка, духовное чадо о. Василия.

Впервые решился пойти в церковь он только после войны, хотя искал богообщения с малых лет. По рассказам самого о. Василия, он молился в детстве тайком, под одеялом. В церковь он пришел сам, ничего толком еще не зная, хотя мама с детства читала ему и его братьям Евангелие. Довольно быстро он решился поступать в семинарию. Как только стал известен список кандидатов в семинаристы – начались первые искушения. Его отца, коммуниста, вызвали в райком.

«Его отцу поставили условие: "Или ты оставляешь свою семью, разводишься с женой и отвергаешь своего сына как сына, или мы выгоняем тебя из партии и ты лишаешься работы". Он пытался отговаривать своего сына, но тот был непреклонен, – рассказывал о. Виктор Курка. – В конце концов, отец бросил семью, женился на другой женщине, переехал в другой город, где и стал начальником. После этого ни разу в жизни батюшка его не видел».

Уже будучи священником, о. Василий узнал адрес своего отца и приехал с ним повидаться, но тот к нему даже не вышел. Несмотря на это, о. Василий всегда его поминал и всегда о нем сугубо молился.

Отец Василий поступил в Одесскую духовную семинарию, учился там, потом – в Ленинградской и Московской духовных академиях, куда попал отчасти из-за того, что пытался скрыться от одесского КГБ. Его учителями были о. Виталий Боровой, о. Иоанн Конюхов, митр. Леонид (Поляков).

Его скитания продолжились и по окончании учебы. Он служил во множестве храмов Украины. В одесских храмах среди его прихожан были известный офтальмолог, академик Владимир Петрович Филатов, ученый-астроном, монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) и многие другие. Но, по рассказам батюшки, безбожная власть переводила его из храма в храм, чтобы не дать прорасти живым связям между людьми. Было даже такое, что за один год о. Василия заставили поменять шесть мест служения. К тому времени у него уже была собственная семья, трое детей. Но это было не единственное искушение. Батюшка рассказывал, как однажды его пытались завербовать в осведомители КГБ. Завели вглубь поля кукурузы, где стебли выше головы, и, грозя оружием, требовали согласия на сотрудничество. Священник отказался, и его скитания с места на место продолжились.

В 2001 году по приглашению украинской общины о. Василий приехал в Кишинев и со временем стал настоятелем Владимирского храма. С каждой службой количество прихожан в этом храме увеличивалось. По многим свидетельствам, относились к нему необычайно благоговейно, ловили каждое его слово. Здесь состоялось знакомство о. Василия со Свято-Паисиевским братством...

В 80 лет о. Василию вновь пришлось поменять место служения. Его новым церковным домом стал Покровский храм в украинском селе Старая Богдановка на юге Молдовы. Приход там был запущенный, церковь – старая и полуразрушенная.

«Батюшка трудностей не боялся. Он шел, и все у него как-то получалось. Действительно под покровом был Божьей Матери или Господь милостью своей его ограждал. Когда мы приехали и посмотрели на всю эту разруху... Когда и как все это привести в порядок? Но глаза боятся, а руки делают. Батюшка брался и делал – своими руками, и все у него спорилось», – рассказывала Галина Ивановна, духовное чадо и верная помощница о. Василия в его последние 15 лет жизни.

По приезду в Богдановку о. Василий сразу заказал новые окна, потому что в церкви не было ни одного целого стекла. Починил отмостку, нашел людей, чтобы восстановить купола. Он очень любил цветы, посадил их, ухаживал за ними. Везде, где батюшка служил, было заметно, как расцветало и светлело пространство вокруг, умножалась краcота.

Проповедь и пастырство

Особым даром о. Василия был дар проповеди. Его горячее слово всегда находило путь к сердцу того, к кому оно было обращено.

«Когда он говорил, все были включены в его слово. Сейчас часто можно встретить в храмах, что, когда священник говорит проповедь, кто-то разговаривает, кто-то отвлекается на второстепенные вещи. Когда говорил о. Василий, все были настолько включены в его слово, что невозможно было оторваться: можно было лишь дослушать до конца, а потом выдохнуть. Вся его проповедь произносилась на одном дыхании», – делился своими воспоминаниями Сергей Бурлака, служивший алтарником у о. Василия во Владимирском храме Кишинева.

«Он беседовал со всеми, кто приходил к храм, даже случайно, как свидетели на венчание, например. После общения с ним они начинали ходить в храм. Он не упускал случая, чтобы еще одну заблудшую овцу возвратить в стадо. Сидели за столом после похорон – он вставал со словами «вы кушайте, кушайте, я буду говорить». И шла постоянная катехизация. Он всегда находил повод, вне зависимости от ситуации», – рассказывал о. Виктор Курка. Находясь на служении в Богдановке, о Василий ходил в местную школу и преподавал детям закон Божий. На тот момент ему уже было 85 лет.

За годы общения с батюшкой проявилось еще одно особое его качество – общинный настрой, личностная обращенность к людям, к каждому человеку.

«По тем трапезам, которые совершались после Литургии, по встречам, на которые он нас приглашал, по тому, о чем он говорил и как собирал разных людей, видно, что он был настоящим общинником. Он никогда не был приходским священником, который просто совершает требы, а потом отдыхает. Он всегда хотел и жаждал продолжения общения. Даже тогда, когда у него не было сил. Все равно он собирал людей на трапезу, делился духовными впечатлениями от молитвы или прочитанного», – рассказывал Сергей Бурлака.

Явным свидетельством общинного духа, которого искал и который созидал о. Василий, было то, что его многочисленные духовные чада часто сопровождали его в скитаниях. Куда бы его ни переводили, где бы он ни служил, многие все равно тянулись за своим любимым пастырем, а он всегда с радостью их встречал.

Последние годы

«Даже в последние годы он всегда радовался приездам своих духовных чад, буквально оживал, общаясь с ними. Несмотря на все свои болезни, немощи и усталость», – вспоминала Галина Ивановна.

«В последние годы он часто думал о своей кончине и вспоминал своих учителей, протоиерея Иоанна Конюхова, – рассказывает о. Виктор. – "Он, – говорит, – служил Литургию, закрыл царские врата, причастился, проповедь сказал, упал и умер. Я бы тоже так хотел"».

Вся жизнь о. Василия была проповедью, свидетельством необыкновенной собирающей силы духа и радости, и даже смерть стала проповедью веры и жизни. Батюшка был и остается верным, благодатным служителем Слова Божьего, горячим проповедником любви ко Христу и Его Церкви.

Ольга Гнаткова, Юлия Патракова, Светлана Кирьяк
Фото Игоря Бурдиенко, Анастасии Плетенской

Полностью материал опубликован на сайте Преображенского братства

Кифа № 15 (217), декабрь 2016 года

Ещё публикации выпуска «Регионы. Кишинев»:

«Любой православный христианин, если он живет по Евангелию, в какой-то мере уподобляется апостолам». Интервью с архимандритом Паисием (Чеканом)

От составителей

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!