gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Ответы на вопросы arrow Могут ли бесы говорить правду? На вопросы Открытых встреч отвечает катехизатор Владимир Якунцев
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.03.2015 г.

Могут ли бесы говорить правду?

На вопросы Открытых (миссионерских) встреч отвечает катехизатор Владимир Якунцев

Чудо исцеления бесноватого (Мк 1:21-28). XIV в. Роспись алтарной апсиды, монастырь Высокие Дечаны
Чудо исцеления бесноватого (Мк 1:21-28). XIV в. Роспись алтарной апсиды, монастырь Высокие Дечаны
При всем моем желании исполнять волю Божью довольно трудно по­нять - когда я действительно её исполняю, а когда мне это только кажется. Как тут разобраться?

Человек познаёт волю Божью по ступеням, всегда какими-то периодами. И на каждой ступени, в каждом пери­оде есть свои признаки того, что воля Божья узнаётся и что она исполняется. На каждой ступени есть свои заповеди - в зависимости от совершенства человека, в зависимости от силы его упования на Бога. Так что нужно познавать эти за­поведи, нужно начинать с простого, не перешагивая никогда «через ступеньку», - и тогда не будет никакой неясности в том, чтобы познавать волю Божью и отличать её от всего иного. Для этого и существует полная катехизация.

В Евангелии бесы не раз говорили Христу, что Он Сын Божий. Откуда они знали и можем ли мы гово­рить, что в эти моменты они говорили правду? Ведь они бесы.

Они действительно говорили правду, но дело в том, что правда - это ещё не истина. Поэтому правда может быть, как мы знаем, раскрыта и в злом духе (собственно, Еванге­лие об этом как раз и говорит в случае с бесами). Такое про­исходит не только в Евангелии, но и в нашей сегодняшней жизни: очень часто можно увидеть и услышать, как правда возглашается в злобном духе, со злобой. И такая правда, такое свидетельство не приносит нужных плодов. Поэтому Иисус и изгонял этих бесов, говоривших правду. И апосто­лы потом тоже это делали: в книге Деяний описан случай, когда некая бесноватая говорила правду, но апостол Павел запретил этому духу, и бес вышел из неё (Деян 16:17-18). Вообще, нужно знать, что говорить правду в злом духе - это всегда дело дьявольское.

Почему в древней церкви оглашаемым было не по­ложено молиться за других? На самом деле, это очень естественно - приходя к Богу, просить Его о своих близких, о тех, за кого болит сердце.

Для молитвы за других мало одного лишь сострада­ния. Для этого нужно иметь ещё и силы, иметь веру, иметь надежду на Господа. Нужно - и это самое главное - иметь возможность соработничества Ему. Потому что молитва за других - не напоминание Богу о том, что Он о ком-то забыл. Мы такого и подумать не можем, потому что Бог любит всех и каждого и, значит, помнит обо всех. Молитва за других - это дерзновенная молитва о разделении судьбы того, за кого молишься. Это какое-то тайное участие в бремени этого человека, такое, каким было участие Иисуса. Почему Он исцелял? Потому что брал на Себя болезни. Почему ожив­лял людей? Потому что брал их смерть на Себя. Вот при­мер такого ходатайства. Поэтому святые отцы и говорили: «Молиться за других - кровь проливать». Исходя из этого видения, церковь и ограничивала возможность оглашаемых молиться за других, за мир, за народ, за ближнего, отклады­вая это до времени, когда человек обретёт не только жела­ние, но и силы.

Существует много религий, и каждая, в том числе христианство, говорит, что она истинная и ведёт к истинному Богу. Есть ли лично у Вас доказательства того, что вы­бранный Вами путь правильный - ведь Вы уверены в этом?

То, что религии говорят вроде бы одно и то же и учат вроде бы одному и тому же - это (я уж прошу прощения у задающего вопрос) дилетантский взгляд, просто расхожее мнение. Если же потрудиться и углубиться в суть того, чему учат разные религии, разные веры, то вы увидите, что общее, конечно, есть, но есть существенней­шее, колоссальное различие между тем, что они имеют в виду, может быть, и под одинаковыми словами. Да даже и под разными.

И то, чему учит Евангелие, то, чему учит христианство, то, чему учит Христос, мы, конечно, не найдем нигде - не просто по какой-то прему­дрости и высоте, а по силе своего воз­рождающего воздействия на совесть человека и на всю его жизнь. Мы нигде не можем найти такого откровения, такого учения, которое настолько бы, до безумия, до какого-то восторга открывало нам тайну Бога, говорило о том, Кто Он, и до такой же точности, до такого же восторга открывало бы тайну человека.

Вы действительно получаете отклик от Бога, какую-то обрат­ную связь?

Безусловно, да. Без этого верующе­му человеку невозможно быть верую­щим. Потому что верующий человек - это человек, который встретился с Богом и остался верен этой встрече. И он об этом может свидетельствовать. Вера - это не убеждение. Это отноше­ния, это живой процесс общения, так что отклик, безусловно, есть. Так же, как Бог слышит, так же и верующий тоже слышит, и я, в частности, тоже стараюсь слышать Бога.

Христос в Гефсиманском саду плакал и просил Отца пронести чашу мимо Него, то есть Он не хотел этой участи. Тем не менее Он пошёл на Крест, а значит, был не­свободен в принятии смерти. Зачем такая жертва была нужна Отцу?

Логику поведения Отца и Сына нам очень сложно понять, оставаясь на по­зициях житейской мудрости. Житей­ская мудрость никогда не исходила из любви до креста, до смерти крестной. Она не знает этой любви и исходит из принципа, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Поэтому, исходя из видения мирской мудрости, этот вопрос неразрешим. Но понять логику общения Отца и Сына можно только исходя из того, что Они так любят каж­дого человека и весь этот мир, что то, что Им этот мир в ответ уготовал, Они принимают, и в результате мы слышим такой диалог, такую молитву.

Очевидно, что не может быть та­кого, чтобы любящий Отец не слышал молитву Сына. И мы не можем сказать, что молитва Иисуса не услышана. Она услышана. И чаша, которую при­готовил Иисусу сатана и послушные ему люди, в конце концов всё-таки не просто пройдёт мимо. Как тут лучше сказать? Сатана и послушные ему люди приготовили для Иисуса ад, пригото­вили для Него смерть. Они пригото­вили для Него забвение, поражение, полное отвержение. А Отец исполнил молитву Иисуса - Он воскресил Его. И в этом смысле действительно можно сказать, что чаша Его миновала. И мы празднуем победу над смертью, тьмой, мраком, позором. Мы живем этой по­бедой.

Отцу такая жертва была не нужна. Кровавые жертвы Богу мы не при­носим, и Бог не требует их от нас. Он вообще не требует жертв. Но они приятны Ему, если это дар свободы и любви. Однако сатана с послушными ему людьми жертву хочет сделать кро­вавой. Это не является необходимо­стью, исходящей из сути того, что есть жертва Истинному Богу, но является неизбежностью, исходя из сути того, что есть мир сей. Но в результате и такой вариант всё равно оборачивает­ся победой Божьей. И так было, и так будет.

КИФА № 2(188), февраль 2015 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!