gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.09.2013 г.

«Мы-не-ра-бы. Ра-бы-не-мы» - уверены?

Фараон Рамсес II
Изображение фараона Рамсеса II, наказывающего своих рабов

В Писании есть удивительные строки. Они касаются тех, кого в Древнем мире никто и никогда не считал за человека, - рабов. Что делать, если на твоём пути оказалась чужая собственность - раб или рабыня? «Не выдавайте хозяину раба, который бежал от хозяина к вам. Пусть он живёт у вас - где захочет, в одном из ваших городов, там, где ему понравится. Не притесняйте его» (Втор 23:15-16)1. Для сравнения можно привести статьи из Кодекса законов вавилонского царя Хаммурапи, XVIII в. До н. э., этого наивысшего достижения в области права тех времен. В них полагается смерть за помощь в побеге и за укрывательство дворцового раба или раба царского служащего и награда в 2 сикля серебра за поимку беглого раба (§ 15, 16 и 17 соответственно).

В Древнем Израиле были рабы. Это могли быть пленные. Но чаще были переселенцы или бедняки из своего же народа, которые в ситуации крайней нужды, долгов, голода и т. Д. продали себя в рабство. Но, как мы знаем, не навсегда. На седьмой год всех рабов отпускали на свободу. Причём не с пустыми руками: «Дай ему, что можешь, из своего стада, со своего гумна, из своей давильни: дай ему то, чем благословил тебя Господь, твой Бог... А отпуская раба на свободу, ты не должен досадовать - все эти шесть лет он приносил тебе вдвое больше выгоды, чем наёмный работник. И Господь, твой Бог, благословит тебя во всех делах твоих» (Втор 15:14,18)1.

О том, насколько в библейском сознании ценилась человеческая свобода, мы можем судить хотя бы по тому, что похитивший и продавший человека в рабство подлежал казни - как и убийца. Отнять у человека свободу было всё равно, что отнять у него жизнь.

Кстати, Писание уникально своим отношением не только к рабам, но и к переселенцам, или «пришельцам», т. Е. к тем иностранцам-мигрантам, которые из-за голода, войны и других тяжёлых обстоятельств пришли, поселились и живут с тобою бок о бок. Особые заповеди, связанные с ними («Люби ближнего, как самого себя... Не притесняйте переселенцев, которые будут жить на вашей земле. Относитесь к переселенцу, который живет у вас, как к коренному жителю. Люби его, как самого себя. Ведь и вы были переселенцами в Египте. Я - Господь, Бог ваш» (Лев 19:18б, 33-34)), тоже не имеют аналогов в законодательствах древнего Ближнего Востока, хотя идея помощи, например, сиротам, вдовам, беднякам из своего народа встречается в законах разных древних цивилизаций.

А что же рабовладельцы? И о них говорится в Писании, в том числе и в Ветхом завете: «Господь сказал [Аврааму]: «Знай, что твои потомки будут четыреста лет жить в чужой стране, в рабстве и угнетении. Но народ, поработивший их, Я призову на суд"» (Быт 15:13-14а, курсив мой - О.С.). Этот пророческий стих повторён и в Новом завете (Деян 7: 6).

В христианстве нет ничего дороже, чем человеческая личность. Человек - живая икона Божья. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что всё, что услышал от Отца Моего, Я поведал вам» (Ин 15:15). Если человек - не раб, а друг Самому Господу, можно ли помыслить, что в странах, называющих себя христианскими, человек окажется рабом другому человеку?

Но наш XXI век живёт так, как будто эти слова Писания никогда не произносились. И если даже их повторить, они как будто теряют свою силу. Постсоветскому человеку бесполезно говорить: «Помни, что ты сам...» Он ничего не помнит! Он не знает своей истории и не переживает её как свою. На нашей земле в ХХ веке пролилось столько крови, она усеяна костями стольких «убитых задёшево», что человеческая жизнь и человеческая свобода абсолютно перестали цениться. А иначе разве оказалось бы возможно то, о чём в минувшем году писали едва ли не все российские СМИ?

Гольяново и Качаловский рынок

Первый сюжет получил условное название «Рабство в Гольяново». В этом районе на востоке Москвы в начале ноября 2012 года усилиями правозащитников и гражданских активистов были освобождены 12 граждан Казахстана и Узбекистана - 5 женщин, 4 мужчины и 3 ребёнка (одному из них было 4 месяца). Супруги-бизнесмены, владельцы магазина «Продукты», много лет держали этих людей в рабстве - настоящем, уголовно наказуемом по законам нашей страны.

Вот что рассказывали потерпевшие сотрудникам комитета «Гражданское содействие»:

«...За 10 лет я копейки не получила. Работали по 16 часов, кормили нас два раза в день супом-баландой, иногда просроченными продуктами.

...Хозяйка била нас руками, ногами, палками, рулонами фольги. Хозяин не бил, но смотрел. Обидно, что били ни за что.

...Когда я сказала, что хочу уехать, она колотила меня ключами от дверей, шрамы остались. Била сильно, как маньяк.

...Они заставляли нас обслуживать их гостей, хотели, чтобы мы рожали детей. Если запротестуешь, тебя изобьют»2.

Детей, родившихся в неволе, отбирали, иногда прямо из роддома, отдавали няньке, чтобы не мешали мамам работать. Нескольких отправили в Казахстан, сказав, что «на родине им будет лучше». Двум женщинам сообщили, что их дети умерли: «забодала корова... упал со второго этажа». Позже были получены медицинские свидетельства о состоянии двоих освобождённых детей. У шестилетнего Бахыта Аширова врачи нашли шрамы на голове и хрящевые воспаления на ушных раковинах, сам мальчик объясняет их появление тем, что «плохо массировал ноги хозяйке». Бауржан Касимов, всю свою жизнь проведший в подвале и никогда не бывавший на улице, страдает, как выяснили врачи Морозовской больницы, рахитом грудной клетки, остеохондритом (воспалением костей), а также имеет неправильно сросшийся перелом ноги, который возник в результате неоказания медицинской помощи. Из-за этой травмы ребёнок практически не может ходить3.

Против хозяев магазина было возбуждено уголовное дело, однако не по статье о рабстве, а лишь по статье «Незаконное лишение свободы». Но и это дело было вскоре прекращено «за отсутствием состава преступления». Рабовладельцы остались на свободе, угрожают убить освобождённых девушек, посмевших обратиться с заявлением, и обещают деньги, если они замолчат. Надежда, что на этот раз дело может дойти до суда, оказалась тщетной.

Второй сюжет, как кажется сначала, не связан с проблемой рабства. В декабре прошлого года закончилось следствие по другому сенсационному делу - о пожаре на Качаловском рынке. В ночь на 4 апреля 2012 года на этом столичном строительном рынке в пламени пожара заживо сгорели 17 рабочих-гастарбайтеров, спавших в страшной тесноте в самосборной пристройке к ангару. Однако ни о каких приговорах, даже по статье «Нарушение требований пожарной безопасности», не слышно, несмотря на огромный резонанс этой трагедии. Хотя, видимо, жертвы пожара проживали в Москве на легальных основаниях4, но при этом находились в абсолютной власти у своих хозяев и к тому же на обогревательных электроприборах могли сушить одежду - в нарушение пожарных требований. Одним словом, не сами ли они во всём виноваты? Но есть одна маленькая страшная подробность, о которой «по горячим следам» писали практически все СМИ: на окнах пресловутой «коробки», где в нечеловеческих условиях жили люди, стояли металлические решётки, а на двери на ночь был повешен замок - снаружи! Собственно, поэтому никто не спасся.

Рабство не уйдёт само

Позорный факт существования рабства в России XXI века отрицать уже невозможно. Это кажется невероятным. Понятие «раб» стойко ассоциируется у нас с картинками из истории Древнего мира: вот рабы на строительстве египетских пирамид волокут огромные глыбы. Или что-то из Бичер-Стоу: плантации в южных штатах, рабы-негры, свист бичей. А если это рядом, в магазине, куда чуть ли не ежедневно забегаешь за хлебом? Так и хочется сказать, что нет, этого не может быть, это выдумки охочих до сенсаций журналистов! Иначе почему эти гольяновские девушки не бежали, их ведь никто к кассовым аппаратам не приковывал? Почему не восстали? Почему не обратились за помощью - в милицию, к людям, наконец? Ведь не пустыня, Москва!

Но дело в том, что Москва XXI века - едва ли не более приспособленное для бесконтрольного рабовладения место, чем Древняя Греция или Египет. У беглого раба - человека без денег и документов, плохо говорящего по-русски и «неславянской внешности» - здесь нет никаких шансов. Одна гольяновская девушка убежала и бросилась в местное ОВД. Её вернули хозяевам со словами: «Заберите свою девчонку». Другая забежала в подъезд, её впустила в квартиру знакомая покупательница, выслушала, посочувствовала и даже поплакала с нею вместе. Потом вышла из дому, закрыв дверь на ключ, - и вернулась с хозяевами магазина. Одним словом, эта современная москвичка поступила в точности по законам Хаммурапи, только вряд ли получила свои два сикля серебра. Что касается прочих завсегдатаев магазина, то нельзя сказать, что они ничего не видели. Нет, кое-что замечали, не могли не замечать: измученные, землистого цвета лица продавщиц, ссадины на них. Кто-то видел, как одну кассиршу хозяйка ни за что ударила лицом о кассовый аппарат. Они не вмешались, нет: «Мы подумали, может быть, это у них что-то такое своё, национальное». А одна бабуля на вопрос журналистов отвечала ещё определённее: «Нам что, мы сюда за хлебом и кефиром приходим. Остальное нам ни к чему...» Человек в одиночку должен противостоять окружающей его тьме, в океане равнодушия и страха.

В послереволюционные годы неграмотная молодёжь с энтузиазмом читала по складам первые для себя слова: «Мы-не-ра-бы. Ра-бы-не-мы»5. Но именно за этим последовали ГУЛАГи и спецпоселения. В ХХ веке рабским трудом заключённых возводились города, железные дороги, шахты и заводы на севере и на востоке страны. ГУЛАГовское рабство дало повсюду свои метастазы, покрыв всю страну тюрьмами, пыточными камерами и расстрельными подвалами, лишь для вида кое-где замаскированными каменными стенами и заборами с колючей проволокой. Об этом не говорили. Но все это знали.

Горько это сознавать, но рабство въелось в наши души, подмешалось к воздуху, которым мы дышим, и перестало замечаться. Или стало восприниматься как неизбежное зло. Не зря некоторые из местных жителей говорили о своём страхе перед всесилием хозяев злосчастного магазина. Между тем раб - не только тот, кто не может убежать. Раб и тот, кто смирился с рабством - своим или чужим. Внешнее рабство не могло бы существовать, если бы не поддерживалось внутренней готовностью к нему. Если человеку не больно, когда у него на глазах безнаказанно попирается достоинство другого человека, он и о своём достоинстве печься не станет.

Как писал полтораста лет назад А.С. Хомяков, «развращение души есть одно из великих наказаний, постигающих рабство. Говоря относительно, рабовладелец бывает всегда более развращён, чем раб; христианин может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем. В краях, где ещё рабство существует, память об этой великой истине должна быть присуща сознанию всех людей и устремлять их мысли к решению общественного вопроса, который, какими бы затруднениями он ни был обставлен, не может быть неразрешим»6.

«Тихая и скрытая чума злого обычая», как писал о рабстве тот же А.С. Хомяков7, не пройдет сама собой. С рабством нельзя мириться, потому что закрыть на него глаза значит не только повернуться спиной к его жертвам, но и впустить в себя рабский дух. Народ Божий, выведенный Самим Господом из рабства египетского, не должен, не имеет права ни рабствовать сам, ни мириться с отношением к другим как к рабам.

Ольга Сушкова

-----------------

1 Здесь и далее Писание цитируется в переводе РБО по изданию: Библия : Книги Священного писания Ветхого и Нового завета канонические : Современный русский перевод. Москва : Российское библейское общество, 2011.

2 Лидия Графова. Работорговля в магазине «Продукты»? Нашумевшие факты эксплуатации рабского труда нуждаются в проверке // Российская газета - Федеральный выпуск. 2012. № 5929 (256), 7 ноября.

3 Из выступления А. Денисовой на пресс-конференции по делу о «гольяновских рабах» 11 декабря 2012 г. Режим доступа: http://refugee.ru/news/delo_ob_osvobozhdennykh_rabakh_razvitie_situacii_i_novye_zhertvy_rabovladelcev/2012-12-14-222

4 Надо учесть, что со всеми бывшими среднеазиатскими республиками, кроме Туркменистана, у России межвизовый режим. Это значит, что граждане Таджикистана, Узбекистана, Киргизстана и Казахстана въезжают в нашу страну на абсолютно легальных основаниях. Более того, они, как и все другие иностранцы, могут легально находиться в России в течение 90 дней. Проблема состоит в том, что многие поневоле становятся нелегалами после истечения этого срока, потому что работодатели, обещающие своим работникам урегулировать все проблемы с регистрацией, ничего для этого не делают, а отобранными под предлогом «помощи» документами пользуются в целях шантажа.

5 Другое возможное понимание этой фразы - «Рабы немы» - вопроса не снимает. - О. С.

6 Хомяков А.С. По поводу одного окружного послания парижского архиепископа, 1855 г. Режим доступа: http://dugward.ru/library/homyakov/homyakov_po_povodu_odnogo_okrujnogo.html

7 Хомяков А.С. О старом и новом, 1839 г. Режим доступа: http://dugward.ru/library/nikolay1/homjakov_star_nov.html

КИФА №9(163), июль 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!