gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.06.2013 г.

Главная цель катехизации

В Подмосковье прошла VII научно-практическая конференция СФИ «Традиция святоотеческой катехизации: основной этап»

Д.С. Гасак
Проректор Свято-Филаретовского института Д.С. Гасак

В конференции приняли участие 85 человек - священнослужители и миряне из пяти стран и 27 городов, 22 епархий Русской православной церкви, представители духовных школ и епархиальных отделов по миссии и катехизации. В этом году предметом обсуждения стал основной этап катехизации, в литургической традиции именуемый «второе оглашение», и содержание одной из его тем - «Бог и мир. Сотворение мира».

В течение трех дней участники конференции обсуждали цели, содержание и особенности основного этапа катехизации, связанного с непосредственной подготовкой просвещаемых к крещению или воцерковлению.

«В церковной традиции нет исторического момента или периода, на который можно было бы опереться как на "золотой век" катехизации», - отметил в своём докладе преподаватель истории миссии и катехизации СФИ Кирилл Мозгов. Тем не менее, можно выделить основные направления второго этапа оглашения, общие для восточной и западной традиции во II-VII веках. К ним относятся систематическое изложение основ христианского вероучения, чтение Священного писания, регулярное участие в богослужении и исправление жизни.

Что составляет сущность второго этапа и почему он основной? Этим вопросам был посвящён доклад священника Георгия Кочеткова. Независимо от того, является ли оглашение подготовкой собственно к крещению, миропомазанию или к первому сознательному причастию, второй этап, по словам отца Георгия, «выводит на финишную прямую» и связан с достижением главной цели оглашения.

Катехумен второго этапа - это человек, который уже ушёл от смертных грехов, стремится к любви к Богу и ближнему и желает общения. Он молится о своём освобождении от страстей, от грехов, об открытии своего ума и сердца Богу. На втором этапе катехуменам передаётся керигма церкви - всё церковное вероучение, которое открыто возвещается церковью всем «имеющим уши, чтобы слышать». Нужно, чтобы человек услышал евангельскую весть о том, что надо отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом.

«Водичка из святого источника может быть для человека важнее Евангелия, важнее заповедей - вот в чём проблема, потому что он всего себя Богу не отдаёт. Своя жизнь, свои интересы для него на первом месте. Эту раздвоенность, внутренний раскол необходимо преодолеть к концу второго этапа», - сказал отец Георгий.

Основной этап оглашения, связанный с непосредственной подготовкой людей к крещению или воцерковлению, в древней церкви занимал 30-40 дней, в течение которых группа катехуменов собиралась ежедневно. Переходу на второй этап предшествовало личное собеседование с епископом.

Требования к оглашаемым второго этапа значительно возрастают, приближаясь к общехристианским. Так, на него не могут быть допущены люди со смертными этическими грехами. Но главными основаниями для перевода на второй этап традиционно являются вера и покаяние человека, а также свидетельство о нём Церкви.

Как отметил проректор СФИ катехизатор Дмитрий Гасак, вера катехумена находится в процессе становления и сначала может отличаться от той, которую мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры, где христианское учение изложено на догматическом языке, ещё недоступном оглашаемым. «И хотя эта вера ещё неполна, она должна иметь определённое качество, - добавил он. - На сегодняшний день нет общецерковных критериев относительно того, какой должна быть эта вера, а этот вопрос принципиально важен для воцерковления всякого человека. Ведь становление этой веры - определённый путь, схождение с которого связано для оглашаемого с отступничеством, изменой и грехом».

В жизни оглашаемых второго этапа их вера проявляется в открытом и свободном отречении от старого закона жизни и свободном обещании следовать за Христом, Которого они познают как Путь, Истину, Жизнь и Узкие Врата, вне которых - власть сатаны.

К этому моменту в жизни оглашаемых происходит существенный поворот. «К концу первого этапа оглашения человеку должна быть уже известна его ложная надежда - та конкретная вещь в его жизни, через которую осуществляется его рабство и покорность князю мира сего», - сказал сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ катехизатор Владимир Якунцев.

«На втором этапе человеку вдруг становится ясно, что и путь добра может быть ложным, - сказал катехизатор из Хабаровска священник Виктор Дунаев. - Он начинает понимать, что заповедь имеет смысл только тогда, когда он исполняет её ради Христа. Люди вдруг начинают видеть друг друга, осознавать, что тот, кто рядом, оказывается, тоже идёт за Христом».

Ключевым стал разговор о том, кто реально способен нести ответственность за катехизацию людей и их дальнейшую жизнь в церкви в современных условиях.

«Я не вижу иного пути, кроме того, о котором мне однажды сказал отец Всеволод Шпиллер, - сказал ректор СФИ священник Георгий Кочетков. - Нечто подобное говорил и отец Таврион (Батозский). Надо учить людей, которые могут научить других. Надо собирать людей, которые хотят жить со Христом. Конечно, у отца Всеволода из-за этого были проблемы, ему говорили, что у него "букет ересей". Я уже не говорю про отца Александра Меня. Ничего нового в этом нет. Все, кто на приходе попытается что-то подобное делать, попадут в "сектанты" и "еретики". К сожалению, так работает нецерковное сознание. Но если Господь сказал: "Идите и сделайте учениками все народы", значит, хоть мы и понимаем, что мы никто, но идём и делаем».

Особенности второго этапа прямо связаны с основной целью оглашения - ввести людей в полноту христианской веры, молитвы и жизни, передать им традицию Церкви. Главное отличие второго этапа от первого - его концептуальность. Если огласительные беседы первого этапа были построены как ответы катехизатора на вопросы оглашаемых по тексту Писания или их жизненным ситуациям, то встречи второго этапа предполагают последовательное изложение христианского вероучения.

«Жанр огласительной беседы второго этапа - монолог. Диалог здесь вести не о чем, поскольку опыт, о котором идёт речь, намного превышает опыт самих оглашаемых», - отметил профессор СФИ Давид Гзгзян.

«Ни в коем случае не стоит объяснять, как устроен этот мир, - предостерегает он всех катехизаторов. - Катехизатор - это не тот, кто что-то объясняет, а тот, кто доносит Божественное откровение. Не ощущение снявшейся проблемы должна вызывать его деятельность, а нарастающее напряжение».

Всякий раз, приступая к раскрытию темы, катехизатор должен трепетать, потому что перед лицом Бога он почти так же несведущ, как оглашаемые. «Лучше косноязычный, но благоговейный», - шутя, резюмирует Давид Гзгзян одно из главных требований к катехизатору. Ведь предстать хорошим эрудитом гораздо проще, чем передать людям то откровение, которое Церкви доверил Сам Господь Бог.

В конференции приняли участие представители СФИ, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Белгородской, Кузбасской, Пермской и Хабаровской духовных семинарий, Катехизаторских курсов во имя священномученика Фаддея Тверского при Российском православном университете, Епархиальных миссионерских курсов города Москвы, Центра катехизации Катехетической комиссии Католической архиепархии Божьей Матери в Москве, Российской Церкви христиан веры евангельской и другие.

Прошедшая конференция - уже четвёртая в цикле «Традиция святоотеческой катехизации». В следующем году участники договорились продолжить подробное обсуждение содержания основного этапа оглашения.

***

В дни работы конференции был презентован сайт Научно-методического Центра по миссии и катехизации при СФИ http://www.kateheo.ru/ .

«Он адресован прежде всего катехизаторам, - пояснил проректор СФИ Дмитрий Гасак. - Может быть, это несколько рискованная задача - создание методического ресурса по катехизации, - поскольку в церкви традиция катехизации передается из уст в уста. Главное средство оглашения - общение. Поэтому катехизатора до конца может понять тот, кто сам имеет отношение к катехизации. Мы предполагаем собирать и анализировать опыт катехизации в разных регионах, поэтому и появился сайт «Идите, научите все народы»».

О структуре и содержании нового сайта рассказала редактор портала, научный сотрудник НМЦМК Наталья Адаменко. В основном разделе «Теория и практика катехизации» размещены публикации о целостном опыте воцерковления взрослых людей в истории церкви и современности. В разделе «Библиотека» собраны официальные документы, святоотеческие тексты, литература, пособия, которые будут полезны православным миссионерам и катехизаторам. На сайте размещаются новости о наиболее важных событиях в области миссии и катехизации, а также анонсы. Авторы портала сделали его интерактивным, чтобы у всех желающих была возможность оставлять свои отзывы в связи с публикуемыми материалами.

По материалам новостей Информационной службы СФИ

Конференция СФИ
В этом году традиционная конференция Свято-Филаретовского православно-христианского института прошла в Культурно-просветительском центре «Преображение» в Подмосковье
 
На пленарном заседании
На пленарном заседании
 
Конференция СФИ
Слева направо: cвященник Стефан Нохрин, выпускающий редактор журнала «Миссионерское обозрение» протоиерей Александр Гинкель и член Межсоборного присутствия профессор Д.М. Гзгзян
 
Священники Петр Боев и Стефан Нохрин
Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Петр Боев (Красноярская епархия) и руководитель катехизаторского отдела Приамурской митрополии священник Стефан Нохрин

КИФА №7(161), июнь 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!