gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (август 2012)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.08.2012 г.

Самое главное в церковной жизни

18-19 августа в Подмосковье прошел XXIII Преображенский собор Содружества малых православных братств

Тема встречи:  «Братство как опыт жизни в Христовой любви». Более 700 православ-ных людей собрались в эти праздничные дни, чтобы обсудить, как лучше осуществлять призвание Братства - содействие возрождению полноты жизни Церкви в нынешнее время.

Уже двадцать три года подряд члены Преображенского братства из России, Ближнего и Дальнего Зарубежья съезжаются на летний собор, который традиционно проводится в дни празднования Преображения Господня. В этом году cобравшиеся старались понять, как достичь такого качества христианской жизни, чтобы наилучшим образом исполнять главные служения Братства: миссию и катехизацию, возрождение общинной и братской жизни.

В наши дни, когда СМИ смакуют скандалы, связанные с жизнью Русской православной церкви, верующим необходимо предпринимать дополнительные духовные усилия для того, чтобы все силы были устремлены на свидетельство о Христе и Его Церкви, а не расточались на бесконечные рассуждения о церковно-государственных отношениях. Об этом упомянул в своем вступительном слове основатель и духовный попечитель Преображенского братства свящ. Георгий Кочетков. Христиане должны помнить, что «для Господа важен каждый человек, даже неверующий. Это все равно Его дети, которых Он призывает ко спасению, к обожению...  И для того, чтобы служить Божьим орудием в этом деле просвещения, многое требуется от нас самих». Как подчеркнул о. Георгий, Православная церковь должна уметь свидетельствовать, сказать живое слово, которое могли бы принять неверующие и нецерковные люди, а также должна уметь поддерживать людей после того, как слово о Христе ими услышано и принято.

В отличие от Сретенского собора, на Преображение этого года собрались в большинстве своем относительно недавно воцерковившиеся люди. Поэтому было много вопросов о самой традиции общинно-братской жизни, которая существует со времен первых христиан и которая ярко проявилась во времена советских гонений на Церковь, в т.ч. в опыте новомучеников и исповедников Российских. Присутствующие пытались разобраться, что же означает умение жить церковно в группах и общинах, в братстве и церкви. Не менее острым оказался вопрос подготовки к служению Богу и ближним. Значительное время было уделено обсуждению нюансов церковной покаянной дисциплины, в ходе которого духовный попечитель братства свящ. Георгий Кочетков и другие братские священники исчерпывающе ответили на вопросы, касающиеся самых сложных жизненных ситуаций.

На соборе состоялась презентация сайта духовного попечителя Преображенского братства свящ. Георгия Кочеткова (www.ogkochetkov.ru), который, наряду с сайтами Преображенского Содружества и Свято-Филаретовского института, содержит достоверную информацию о Братстве и его основателе. Председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак подчеркнул, что открытие сайта о. Георгия Кочеткова и выход в этом году фильма «Разоблачение: pro et contra» помогают опровергать клевету о Братстве, способствуют развенчанию мифов. Теперь фильм «Разоблачение: pro et contra» вышел и на DVD-дисках.

Дмитрий Гасак также представил новые братские издания (в числе которых сборник материалов международной научно-богословской конференции «Христианская соборность и общественная солидарность»; книга «Звуки души», содержащая молитвы, созданные более ста лет назад основателем Крестовоздвиженского Трудового братства Н.Н. Неплюевым; книга «Благотворительность и милосердие», составленная из материалов интернет-конференций сайта psmb.ru) и впервые вышедшие в формате DVD проповеди протопресвитера Виталия Борового (1998 и 2004 гг.).

Информационная служба Преображенского братства


Встреча в Йошкар-Оле

Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский ИоаннАрхиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн 30 июля принял молодёжную группу паломников, членов Преображенского братства. Беседа продолжалась около часа. Паломники задавали важные для молодых людей вопросы - как собирается молодёжь в епархии и чем занимается? ведется ли какая-то просветительская работа с молодыми людьми и не только? какая работа проводится с детьми? как владыка общается с прихожанами? В том числе была затронута одна из самых актуальных тем - преемственность опыта новомучеников и исповедников российских.

Этим вопросом епархия по благословению владыки занимается уже около двадцати лет. Архиепископ Иоанн рассказал о том, с какими трудностями приходится сталкиваться епархиальной комиссии при подготовке материалов по вопросу канонизации новомучеников - со всеми материалами он знакомится лично. Для того чтобы узнать что-то об одном человеке, надо обойти около сорока архивов - не только в Йошкар-Оле, но и в других городах, где он жил, служил, миссионерствовал и окончил жизнь. По мнению владыки, архивные документы свидетельствуют о том, что чем больше испытаний приходилось на долю исповедников, тем ближе они становились к Богу, тем глубже становилась вера и тем большее смирение пред Богом обреталось ими: именно там, в тюрьме, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), проходили они свою «духовную академию» и «писали свои диссертации», то есть подтверждали свою верность Богу и избранному пути.

Виктор Авилов, Ольга Орлова, Карина Гиздатова

Фото Елисея Куликова

Информационная служба Преображенского братства


Без памяти ни человек, ни народ существовать не могут

Храм Новомучеников и исповедников Российских в БутовоСемьдесят пять лет назад, 8 августа 1937 года, на Бутовском полигоне был расстрелян 91 человек - так в нашей стране началась очередная операция по борьбе с «врагами народа», длившаяся почти два года. В ходе её было репрессировано около двух миллионов человек, 700 тысяч из которых были расстреляны. Репрессиям подверглись все без исключения: от высшего руководства страны до далеких от политики рабочих и крестьян. В Бутово в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года было расстреляно более 20 000 человек. Здесь, в полукилометре от московских новостроек, находится бывший полигон НКВД. 20675 убитых - это цифра, которая сохранилась в документах, но сколько не сохранилось?.. По оценке сотрудников музея, здесь покоится более 40 000 человек!

В центральной части полигона было сооружено внутреннее ограждение. Экскаватор копал рвы шириной около 5 метров и глубиной около 3 метров. Осужденных привозили в закрытых автозаках, проводили в огороженный колючей проволокой барак. Здесь проводилась сверка документов, наличие фотографий осужденных, затем их передавали сотрудникам специальной расстрельной команды. Сейчас трудно восстановить все детали расстрелов, но из рассказов сотрудников КГБ, из рассказов местных жителей, которые слышали выстрелы, крики, очевидно, что расстрелы производились и из наганов, и из автоматического оружия. В отдельные дни расстреливали по 100 и по 200 человек. Максимум приходится на 28 февраля 1938 года: в этот день на Бутовском полигоне было расстреляно 562 человека.

После войны расстрелов на Бутовском полигоне уже не было. Сюда привозили хоронить расстрелянных и умерших в московских тюрьмах. В конце 1940-х - начале 1950-х годов внешние ограждения полигона были сняты, но центральная часть полигона, где находились захоронения, осталась окруженной колючей проволокой. После смерти Сталина, в конце 1950-х годов, на краях бывшего полигона, где не было захоронений, возник дачный поселок для сотрудников КГБ, а место захоронения вплоть до 1995 года строго охранялось КГБ - ФСБ.

8 августа 2012 года в храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутово служили литургию и литию по невинно убиенным

Литургию совершал епископ Воскресенский Савва. Прихожан, несмотря на будний день, было довольно много, около 150 человек. Иерарху сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святителя Тихона в г. Клин протоиерей Анатолий Фролов, духовенство храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

Епископ Савва в слове после литургии сделал акцент на том, что всякое событие, которое совершается в истории, имеет духовный смысл. Он размышлял о духовной причине тех страшных событий: «Нам необходимо осознать, что случилось. Почему? В чем проявилась воля Божия? В чем же всем нам урок? Что обусловило эти страшные казни, эти события на Бутовском полигоне, которые мы сегодня вспоминаем?»

Владыка говорил также о том, что у многих репрессированных была возможность уехать, но они остались здесь, чтобы разделить судьбу народа. Так, он вспомнил о. Павла Флоренского, которому предлагали эмигрировать в Чехию, но который остался в России. Он призвал помнить всех тех, кто пострадал: «Если мы не будем почитать тех, кто 75 лет назад был расстрелян, убит, замучен, погребен - не будет целостности истории».

Затем состоялся крестный ход к Поклонному кресту, установленному на полигоне. Здесь была совершена лития по всем погибшим во времена сталинских репрессий.

Анна Сахарова

Информационная служба Преображенского братства


В Смоленске открыта мемориальная доска памяти Т.Н. Щипковой

Патриарх Кирилл
Фото patriarchia.ru
В своем слове к собравшимся предстоятель Русской православной церкви сказал: «Я хотел бы всех сердечно приветствовать с этим замечательным событием. Татьяна Николаевна Щипкова пострадала на излете 1970-х - в начале 1980-х годов, когда как будто бы уже и не было никаких гонений, когда самые грозные кровавые гонения 20-х, 30-х, 40-х годов, когда тяжелейшие для Церкви нашей гонения времен Хрущева прошли. Многим казалось, что все закончилось. Но закончилось только для тех, кто находился в узких рамках некоего религиозного гетто, определяемых властью.

...Татьяна Николаевна как раз и относилась к числу тех людей, которые не хотели жить в религиозном гетто. Будучи преподавателем здесь, в тогдашнем педагогическом институте, она умела во время лекций передавать знания о вере, о христианской традиции, о Евангелии тем, кто ее слушал. И этого было достаточно для того, чтобы она была арестована, лишена звания кандидата филологических наук и три года провела в лагерях в далеком Уссурийском крае. <...>

Нам нужны памятники, свидетельствующие о несгибаемости людей, об их способности провести веру свою в сердце даже в условиях гонений».

Сайт ОВЦС


Печаль к покаянию

Вчасовне Свято-Филаретовского православно-христианского института 10 августа была совершена панихида по выдающемуся русскому поэту и переводчику Александру Величанскому (†1990). По многолетней традиции почтить память поэта собрались его родственники и близкие друзья, а также преподаватели, сотрудники и студенты института. Сам Александр Леонидович называл себя не только верующим, но и церковным человеком и хотел, чтобы его стихи были услышаны и восприняты церковью. Мы публикуем фрагмент прозвучавшего после панихиды слова Александра Копировского - одного из друзей поэта.

* * *

Я очень часто обращаюсь к Сашиным стихам, это как бы постоянный диалог с ним. И чем больше проходит времени, тем эти стихи становятся более весомыми, более звучными, и наше общение становится полнее: мы словно договариваем то, о чем не успели как следует поговорить. И часто в них открывается что-то новое. Вот и к сегодняшней панихиде я нашел одно стихотворение, которое Саша обращал к живым. Но я подумал, что оно об усопших тоже, и даже о нем самом.

Как ни глубок ты, не вместишь
в себя всю скорбь о близком -
ни в мозг, ни в душу - даже в дух
ее не втиснешь всю,
и оттого она одна
шатается по свету,
пока не встретится кому,
собою не полна,
вот так и...

Он был замечательно дерзновенен со словом! В самом деле: как ты ни глубок, даже если веруешь, прочитал все слова Писания и принял их с радостью, ты все равно не вместишь в себя всю скорбь о близком человеке. Потому что вместить ее - о живом, когда он еще не имеет в себе жизни вечной; или грешит, и кажется, что он ее потерял; или тем более об усопшем, который уже ушел из этого мира, - если сказать правду, невозможно. И тогда утешиться, т.е. успокоиться - тоже невозможно. Но возможно принять эту правду, и тогда идти глубже, глубже, глубже, зная твердо только одно: умерших Бог во Христе приведет в вечную жизнь (1Фес 4:14). Верующие во Христа на Суд не придут (Ин 5:24), их не надо будет судить. Поэтому и мы не будем никого судить, даже самих себя. Будем только искать полноты слышания Бога.

Слово Божье звучит не только в словах Писания. Сейчас многие не понимают Писания, не входят в него, даже когда оно читается по-русски. И тогда для них звучит, как преддверие слова Писания, другое: стихи ли, проза ли, живописные образы, музыка... Они что-то начинают таким людям напоминать, начинают их будить, будоражить, тревожить. И через это люди тоже могут сделать шаг куда нужно. Такие слова, звуки, образы настигают человека там, где он этого не ожидал. И бывает, что человек поворачивается к Богу, когда он и не собирался это делать. Только бы он не оттолкнул откровение, которое к нему постучалось в необычном виде.

Думаю, мы очень сильно удивимся, увидев (если это, конечно, будет возможно для нас) тех, кого Бог во Христе приведет туда, в вечную жизнь. Там, скорее всего, будет много неожиданных для нас лиц. Почему? Ведь, с одной стороны, эта неизмеримая скорбь о близком всегда сопряжена со смертью, со страданием, с болью, с обидой в нашей жизни, сопряжена с грехом, в конце концов. Но с другой - уже в этой жизни, в ее глубине, в ее центре, раскрывается такой Свет, такая Любовь, которая хоть и не позволяет забыть о боли - но не дает человеку под ней упасть. И он открывает глаза, он чувствует: да, ему больно. И тогда он может начать видеть. Как вы помните, ощущение боли свойственно только самым высокоорганизованным существам. А ничего не чувствуют только существа без души.

Будем же, дорогие братья и сестры, скорбеть. Каждый день воспоминания об умершем близком, такой день, как этот - конечно, скорбный день. Но вместе с тем, это день радости - в том смысле, что через скорбь нам дано ближе, чем обычно, подойти к тому, что возводит прямо к Богу, минуя всякий суд.

Не будем легкомысленны. Не будем говорить: раз мы прочитали, что «верующий во Христа на Суд не приходит», то можно успокоиться. Наоборот, надо очень обеспокоиться. Надо очень сильно скорбеть о других - и немножко о себе. Как писал Леон Блуа: единственная печаль на свете - это печаль не быть святым. Ты веруешь, радуешься, даже испытываешь благодать, но вот, не свят ты совсем... В этом, действительно, есть печаль. И главное, чтобы эта печаль была к покаянию, к очищению. Ведь что такое настоящее утешение? Когда человек очищается. Тогда он вдыхает, расправляя грудь, расправляя крылья: я понял, что так и что не так. Я понял, получил силу, я иду! Я иду, Господи! Аминь.

КИФА №10(148), август 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!