gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.08.2012 г.

Возрождение общинно-братской жизни как основа возрождения миссии и катехизации

В последние годы все чаще в церкви говорят о катехизации не только на общецерковном уровне, но и на уровне епархий, благочиний, приходов. В этом номере мы предлагаем познакомиться с докладом Владимира Зяблова, представителя молодежного объединения «Слово», прозвучавшим на ежегодном съезде катехизаторов Барнаульской и Алтайской епархии. Съезд проходил по благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского в мае этого года. В работе форума приняли участие священнослужители, отвечающие в благочиниях за духовное просвещение, а также учащиеся Богословско-катехизаторской школы во имя святителя Макария (Невского), митрополита Алтайского, действующей на базе Барнаульской духовной семинарии, и участники православного молодежного объединения «Слово», еженедельные собрания которого проходят при Свято-Димитриевском храме города.

* * *

Сегодня большое значение в РПЦ придается возрождению таких церковных служений, как миссия и катехизация, которые сейчас далеки от того состояния, в котором их хотелось бы видеть. Об этом свидетельствуют выработанные официальные документы РПЦ, например, «Концепция миссионерской деятельности», «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» и принятые Архиерейским собором решения об обязательной катехизации (оглашении) перед крещением - не менее трех огласительных бесед. Новый типовой приходской устав предусматривает введение штатной должности катехизатора на каждом крупном приходе. В Барнаульской епархии, как вы знаете, недавно даже создана специальная школа для подготовки катехизаторов при БДС. Эти радостные явления вселяют определенную надежду на возрождение церковной жизни и церковных служений. Но часто как о миссии, так и о катехизации говорят как о самостоятельных, второстепенных служениях, которые могут быть или их может не быть. В рамках этого доклада хотелось бы поговорить о связи миссии и катехизации с самой природой Церкви и в этой связи - с возрождением общинно-братской церковной жизни.

Если соотнести и связать миссию, катехизацию с внутренней жизнью Церкви, то оказывается, что и миссия, и катехизация - не просто самостоятельные служения, в отсутствие которых Церковь может вполне прожить, но это образ жизни и существования Церкви. Это проявление ее природы, ее внутреннего бытия, и в этом проявлении Церковь испытывает себя, испытывает качество своей жизни, соответствие жизни своему назначению от Господа. И в этом смысле по состоянию миссии и катехизации можно судить о «состоянии здоровья» церковной жизни. По этой же причине возрождение миссии и катехизации возможно только в контексте возрождения полноты церковной жизни, ее глубины и качества. Церковь - это дар новой жизни во Христе, и она призвана быть в своей миссии Церковью, свидетельствующей об этом даре новой жизни, и Церковью, открывающейся в своем катехизаторском служении, знающей, как принять новых членов. Таким образом, миссия и катехизация становятся всецелым образом жизни самой Церкви. Главная же цель катехизации - это путеводительство к обретению дара новой жизни, именно потому, что Церковь сама живет даром избыточествующей жизни. А следовательно, всегда следует иметь в виду целостного человека, возрастающую во Христе личность, которая за счет катехизации должна получить возможность войти в искомый опыт новой жизни. Только это и будет означать полноценное воцерковление1.

Поскольку и миссия, и катехизация есть свидетельство и проявление дара новой жизни во Христе, то на первое место выходит вопрос о том, насколько существующая церковно-приходская жизнь соответствует дару этой новой жизни, насколько этот дар воплощен в нашей жизни. Какой критерий можно использовать для ответа на этот вопрос? Как должен мир узнавать Церковь и сама Церковь опознавать себя как учеников Христовых, что должно быть критерием качества и глубины ее жизни? Что должно быть нормой жизни Церкви? Мне кажется, что этот критерий и эту норму дал нам Сам Господь наш Иисус Христос следующими словами Евангелия от Иоанна: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). Это и есть тот критерий, которым мы должны себя постоянно проверять. Это и есть норма жизни Церкви, жизни учеников Христовых. Я думаю, у нас есть повод задуматься над этими словами Христа и над их воплощением в нашей церковной жизни.

Хочу привести слова Н.Н. Неплюева (1851-1908), основателя и блюстителя Крестовоздвиженского трудового братства. Н.Н. создал в своем имении на свои средства школу для крестьянских детей, обучение в которой сразу было соединено с церковным воспитанием, с жизнью на евангельских основаниях, а не просто с изучением Закона Божьего. Первые выпускники этой школы решили не расставаться и создали трудовое братство. Оно состояло из множества общин, члены каждой общины строили все отношения между собой, вплоть до трудовых и бытовых, на основах братской любви. Общее количество членов братства в разные времена доходило до 600-700 человек. Братство продолжило свое существование и после смерти Н.Н. в 1908 г. и было разгромлено большевиками в 1920-х гг., а многие его члены были репрессированы, некоторые - расстреляны. Н.Н. писал в своем сочинении «Беседы о Трудовом братстве»: «Где нет любви, там нет и христианства. Кто не любит, тот не христианин, что бы он ни делал и что бы с ним ни делали. Где нет любви, там нет и заслуги в очах Божьих»2 - и далее он приводит всем известную цитату из послания ап. Павла, где говорится о том, что ничто без любви не имеет ценности («Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий...»). Заповедав нам любовь между собою, Господь заповедал нам братолюбие, т.е. любить друг друга как братьев и быть братьями друг для друга во всех областях жизни. Н.Н. Неплюев пишет о том, что братская община - это и есть воплощение в жизни братской любви, стремление в основу всех отношений между людьми положить братолюбие, переход от разговоров о любви к реальному делу ее воплощения. Христианская община является нормой жизни Церкви, исполнением заповеди Спасителя о любви, является сильнейшим свидетельством миру о даре новой жизни во Христе, живой проповедью делом, возможностью «показать нашу веру из дел, а не из слов» (по слову ап. Павла). Н.Н. пишет: «С христианской точки зрения, истинно братское общение только там, где люди соединены ничем иным, как живой любовью к Творцу и всему Его творению, нежной братской любовью друг к другу, любовью, настолько живой и нежной, что тесное единение умов, сердец, труда и всей жизни составляет насущную потребность их братолюбия».

Братская семья
Братская семья во имя свв. апостолов Петра и Павла на крыльце своего дома (Крестовоздвиженское братство)

Братская община невозможна вне Христа, только вокруг Христа мы можем встретить друг друга как братьев и обрести любовь друг к другу и братское единство как дар Божий. Об этом молился Христос: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17:22-23). Братская община - это дело Божье, это дар Духа, и поэтому она должна родиться, нельзя ее создать никакими только человеческими усилиями, но она не родится и без усилий человеческих. Мне кажется, что этот дар новой братской жизни во Христе сегодня в нашей церковной реальности воплощен, мягко говоря, не в полноте, далеко от той нормы жизни Церкви, какую мы видим, например, в первой апостольской христианской общине. Рискну предположить, что в том числе и по этой причине и миссия, и катехизация также находятся сегодня в некотором упадке, и поэтому сегодня так остро стоят вопросы их возрождения. То есть одна из причин - это невоплощенность этого дара Божьего в нашей современной жизни, хотя говорится много слов о любви, но часто этого нет в опыте жизни, поэтому и свидетельство этого опыта (миссия), и путеводительство к обретению этого опыта (катехизация) так сегодня затруднены. Поэтому, как мне кажется, возрождение миссии и катехизации сегодня невозможно без возрождения нормы жизни Церкви, ее сердца - общинно-братской жизни, т.е. опыта жизни по вере в Бога, который есть Любовь.

Если вспомнить страшную историю XX века, преследование и расправу над многими и многими христианами в нашей стране, то можно увидеть интересное явление - появление множества христианских братских общин, которые жили в тяжелейших условиях гонений. Это можно объяснить тем, что в таких жутких условиях, когда восстало и ополчилось зло, люди стали искать главное в Церкви, ту суть, то основание, на которое можно было опереться, то, что позволило бы противостать злу внешнему, чтобы врата адовы не одолели Церковь, и противостать злу в себе, чтобы остаться человеком и сохранить в себе человеческое достоинство. И стало очень понятно, что в одиночку человек не выдержит в этом противостоянии злу. Такой искомой сутью и основанием и явилась общинно-братская жизнь. Сама жизнь подсказала многим христианам вернуться к братской жизни как необходимой норме Церкви. Сейчас, когда годы гонений позади, мы, возможно, утратили эту ясность и эту очевидность, которые появились тогда. В то время, несмотря на репрессии, возникало множество общин, многие из них нам еще неизвестны, о некоторых стало известно совсем недавно. Упомяну лишь некоторые - это общины и братства оо. Алексия и Сергия Мечёвых в Москве, о. Иоанна Егорова в Петрограде, о. Анатолия Жураковского в Киеве, общины под окормлением еп. Макария Опоцкого в Новгороде, община о. Сергия Савельева и многие другие.

У нас на Алтае хотелось бы отметить опыт прп. Макария Алтайского. Этот опыт относится к первой половине XIX века. В своем проекте организации Российского Миссионерского Общества, которое бы занималось подготовкой миссионеров, он пишет об организации этого общества в виде двух Миссионерских общин - мужской и женской, при каждой из которых был бы Миссионерский институт. Таким образом, будущие миссионеры приобретали бы и опыт образования, и опыт общинной жизни3. Миссионерская деятельность прп. Макария опиралась на систему миссионерских станов, каждый из которых представлял собой небольшую братскую общину, которая занималась миссией на конкретной территории. Отец Макарий отправился на Алтай вместе с помощниками - воспитанниками духовной семинарии Алексеем Волковым и Василием Поповым. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию»4. Как сильно это нам напоминает первую апостольскую общину!

Как же найти путь к этому возрождению братской жизни, и какую роль здесь может играть катехизация? Поскольку братская община - это плод Духа, а «Дух дышит, где хочет», то не существует каких-то рецептов, как создать общину. Не существует списка шагов, что сделать, чтобы потом объявить о рождении из некоторой группы людей христианской общины. Вспомним самую первую христианскую общину - апостольскую. Ее никто специально не создавал, никто не говорил о созидании общинно-братской жизни, но она родилась сама собой как плод веры и любви, единомыслия умов и единодушия сердец. Об этой общине из Деяний апостолов мы узнаем, что «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян 4:32). И ап. Павел пишет следующие слова о единомыслии христианской общины: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп 2:2). И еще: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор 1:10). Итак, единство веры, мыслей, сердец и стремление жить в соответствии с этим единством рождает единство жизни, то есть общину. Сама логика веры в Бога-Любовь при воплощении ее в жизни рождает необходимость общей жизни, устроенной на братолюбии как пути жизни по вере.

Н.Н. Неплюев пишет, что «не быть алчущим и жаждущим осуществления христианской общины в жизни - значит не быть алчущим и жаждущим осуществления правды Божьей в практике жизни христианства». Он пишет о том, что в христианской общине не должно быть разлада умов, сердец и жизни и приводит некоторую формулу христианской общины - братство сердец, братство умов, братство жизни и такой критерий оценки: «Нет реального братства умов, пока каждый думает по-своему, совершенно равнодушен к тому, как думают другие, и ничего не делает для того, чтобы прийти с ними к единомыслию даже и по важнейшим вопросам веры и жизни. Нет реального братства сердец там, где нет согласия в симпатиях и антипатиях, где нет единодушия даже и в главнейших вопросах жизни сердца. Нет реального братства жизни там, где отношения и труд не основаны на началах братолюбия, особенно там, где стройную организацию жизни на началах любви не считают даже ни желательной, ни обязательной».

Понятно, что носитель братства умов, сердец и жизни - это не книга, а живые люди, которые живут этой жизнью. Можно сказать, что это живое церковное единство и братство передавалось из века в век с помощью нашей традиции - передать живой опыт, ввести нового человека в этот опыт можно только с помощью живого общения, в котором тот, кто передает, являет собой этот дар новой жизни по любви, а тот, кому передается, прикасается к этому опыту как к живому свидетельству и входит в этот опыт жизни по вере. Это вхождение человека в церковную общину, в традицию, в общую жизнь и было задачей катехизации, после которой следовало крещение. Катехизация по-другому называется оглашение, т.е. оно проходит гласно, в живом общении. Это один из важнейших принципов катехизации - диалогичность, т.е. катехизация проходит в форме диалога, общения. Многие древние катехизические сочинения, которые до нас дошли, написаны как раз в форме вопросов оглашаемого и ответов катехизатора. Поэтому нельзя подменять оглашение чтением лекций, книг и т.п.

Во время катехизации человеку нужно помочь встретить Бога, войти с Богом в живое общение, через познание воли Божьей и Его Откровения обрести единомыслие и единодушие с Богом и Церковью, т.е. братьями и сестрами, помочь увидеть несоответствие в себе того, что это единомыслие и единодушие нарушает, т.е. покаяться, изменить свою жизнь. Для того чтобы начать жить по вере, человеку нужно войти в общение с братьями, принять их в свою жизнь и в свое сердце. И первыми такими братьями становятся другие участники огласительной группы и сам катехизатор. И здесь, конечно, особые требования к катехизатору, который должен первым принять оглашаемых в свою жизнь и в свое сердце. Еще здесь хотелось бы упомянуть, что оглашаемый - это человек, который берет на себя определенную ответственность перед Богом и Церковью, в том числе и за изменение своей жизни. Когда оглашаемый приобретает некоторую степень единомыслия и единодушия с Богом и с Церковью и изменяет свою личную жизнь в соответствии с этим, приобретает опыт общения с другими, то для него открывается уже путь к братству жизни, по которому он может пойти после вхождения в Церковь - Таинства просвещения (Крещения). Это не означает, что человек за время оглашения должен стать святым, но он должен обрести некоторый путь, по которому он пойдет дальше, на котором с каждым днем будет обретать новую глубину его братство ума, сердца и жизни с Богом и братьями и сестрами во Христе.

Еще одно из названий катехизации - воцерковление, т.е. вхождение человека в Церковь. Как большинство из нас знает на своем опыте, в таком воцерковлении очень нуждаются люди даже уже крещенные - в детстве, юности - но впервые пришедшие в Церковь сознательно и не знающие, что делать, с чего начать, как обрести веру и начать жить по вере, как обрести Путь. Для таких крещеных людей катехизация как вхождение в живой опыт Церкви, в традицию также очень востребована.

Таким образом, катехизация, если отнестись к ней достаточно серьезно, может стать очень существенным помощником на пути возрождения братской церковной жизни и всех служений в Церкви. Когда человек обрел опыт новой жизни, жизни во Христе, и живет по вере, тогда ему есть что сказать людям, еще не знающим Бога, но, возможно, ищущим Его. Тогда «свет его светит пред людьми, чтобы они видели его добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного». Тогда становится возможна миссия - проповедь не только словом, но и делом, которая и есть самая убедительная. Тогда, по слову Христа, увидев нашу братскую любовь друг к другу, люди узнают в нас учеников Христовых.

Завершить свой доклад мне хотелось бы цитатой из «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»: «Смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссии предполагает, что задача миссии состоит в проекции на человеческие отношения отношений, которые существуют внутри Святой Троицы. Бог в Самом Себе есть жизнь общины, и Божие участие в истории направлено на приведение человечества (и творения вообще) в эту общину самой жизнью Бога»5.

-------------------------

1 Использована статья Д. Гзгзяна «Особенности святоотеческой катехизации (цель, значение, критерии оценки качества) и ее продолжение в современной церковной жизни». Режим доступа: http://www.sfi.ru/statja/osobennosti-svjatootecheskoi-katekhizacii-cel-znachenie-kriterii-ocenki-kachestva-i-ee-prodolzhenie-v-sovremennoi-cerkovnoi-zhizni-2

2 С этого места и далее использовано сочинение Н.Н. Неплюева «Беседы о Трудовом братстве».

3 Преп. Макарий (Глухарев). «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками
в Российской державе».

4 «Преподобный Макарий Алтайский». Режим доступа: http://smolyane.narod.ru/saint/prepodob/makariy/makariy.htm

5 «Концепция возрождения миссионерской деятельности». Режим доступа:http://www.reshma.nov.ru/doc/missy.htm

КИФА №10(148), август 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!