gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов. Доклад В.И. Якунцева, преподавателя катехетики СФИ на XX Рождественских чтениях
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.02.2012 г.

Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов

Доклад В.И. Якунцева, преподавателя катехетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на XX Рождественских чтениях

Якунцев
Фото Александры Строцевой
Ваше Преосвященство! Досточтимые отцы, братья и сёстры!

Благодарю за возможность выступления.

Мое сообщение является, по сути, продолжением доклада о. Игоря Киреева. В нём он выразил мысль, которая является, на наш взгляд, принципиальной, а именно ту, что катехизация не является образовательным процессом. Отец Игорь это настолько ярко показал, что трудно что-то добавить, поэтому моё сообщение будет небольшим.

Итак, катехизация - это не образование, она может иметь его элементы, но по способу своего осуществления не является им. И это имеет прямое отношение к теме, в связи с которой я хотел бы сказать несколько слов - о роли катехизической практики в подготовке катехизаторов.

Подготовить катехизатора без соответствующей практики невозможно, т.к. катехизация сама является введением в практику веры, молитвы и жизни Церкви. Но этого утверждения мало. Необходимо, исходя из опыта подготовки катехизаторов, сказать и следующее: катехизация, являясь  не образованием с приложенной к ней учебной практикой, а, наоборот, практикой, в силу качества которой усваивается учение Церкви, требует, чтобы, подготавливая катехизатора, практику мы положили в основу. Причем практику не тренировочную, не на отдельном «полигоне»,  не как учебную дисциплину, а саму практику церковной жизни и участие в реальном процессе катехизации.

Катехизическую практику в таком случае можно подразделить на два вида: а) предварительную и б) основную. Цель первой - с одной стороны, научить, а с другой - выявить, есть ли у кандидата в катехизаторы сердечное (заботливое) отношение  к Церкви и к человеку, которого Господь в нее приводит. Если у кандидата в катехизаторы нет ответственности и заботы о Церкви и о человеке, то у него никогда не родится слово от сердца, без которого катехизация невозможна. А цель основной практики - научить организовывать и вести катехизацию в реальных условиях.

Предварительная катехизическая практика предполагает одновременно:

а) ответственную церковную жизнь;

б) свидетельство о Христе примером и словом там, где Господь даёт;

в) постоянную помощь тем, кто откликнулся на это свидетельство и уверовал, в том, чтобы пройти катехизацию и воцерковиться, т.е. служение  крёстного (поручителя) или помощника катехизатора;

г) духовное образование на катехизических курсах,  но лучше - высшее духовное образование.

Если желающий стать катехизатором в процессе предварительной практики приносит хорошие и стабильные плоды, т.е., в частности, его пример христианской жизни и слово настолько внутренне убедительны, что постоянно у него находятся обращающиеся от неверия или номинальной церковности люди, желающие реального воцерковления, то он может пойти на основную практику и стать стажёром - т.е. вести группу катехизации вместе с опытным катехизатором, осваивая по пути детали этого процесса. К этому времени кандидат в катехизаторы должен уже получить духовное образование.

Описанный выше подход к катехизической практике хорош тем, что предполагает подготовку в качестве катехизаторов тех, кто этим будет потом реально заниматься. Также он  даёт хотя бы какую-то гарантию того, что катехизация впоследствии избежит двух своих главных врагов: во-первых, нецерковности и, во-вторых, занудства, которое происходит от равнодушия к людям и потери вдохновения.

Итак, роль катехизической практики в подготовке катехизаторов является основной, а не прикладной, как в обычном образовательном процессе.

Огласительная встреча
Оглашаемые и помощники катехизатора. На огласительной встрече присутствуют участники V богословско-практической конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных

КИФА №2(140) февраль 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!