gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Противостояние. Об архиепископе Ермогене (Голубеве) вспоминает протоиерей Павел Адельгейм
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
08.04.2011 г.

Противостояние

Об архиепископе Ермогене (Голубеве) вспоминает протоиерей Павел Адельгейм

Архиепископ ЕрмогенХиротонию во иеромонаха будущий архиепископ Ермоген принял от Патриарха Тихона. Длительное время он был членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры, а потом её настоятелем. Монашеская жизнь протекала мирно, потом настоятеля арестовали1. Он получил 10 лет лагерей (по болезни провел в лагерях 8 лет). После освобождения2 приехал в Ташкентскую епархию, которой тогда управлял архиепископ Гурий (Егоров). Архимандрит Ермоген был назначен настоятелем собора в Самарканде, где прослужил до 1953 года.

 Между архиереем и архимандритом Ермогеном было некоторое соперничество. Владыка Гурий его «прижимал», и владыка Ермоген говорил: «Если стану архиереем, и владыка Гурий будет зависеть от меня, я поступлю иначе». Такая возможность скоро представилась. Владыка Гурий лишился кафедры и на некоторое время оказался за штатом. Архимандрит Ермоген принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Ташкентскую кафедру. Замечательна была «архиерейская месть». Владыка Гурий тяжело переживал лишение кафедры, и епископ Ермоген всячески его поддерживал, стараясь облегчить его скорбь. Владыка Гурий получил новое назначение и сохранил о епископе Ермогене благодарную память. Архиерейское служение митрополита Гурия завершилось на Ленинградской кафедре.

Памятником архиерейского служения архиепископа Ермогена в Ташкенте остался построенный им кафедральный собор. Собор, существовавший до того времени в Ташкенте, был невелик и совсем не походил на кафедральный собор. Владыка решил построить новый собор. Был конец 1950-х, когда не только строительство, но и косметические ремонты храмов запретили. Чтобы не остаться вообще без собора, Владыка не разрушил старый храм, а выстроил новый храм над старым, остававшимся внутри нового. Владыка заложил новый фундамент, возвел стены, а когда строительство подошло к концу, старый собор по частям вынесли из нового здания3.

Возведение кафедрального собора на месте небольшого храма в центре Ташкента выглядело как серьёзный политический просчёт уполномоченного по делам Православной церкви при Совете министров УзбССР. Уполномоченный Вороничев почувствовал себя уязвлённым и возненавидел архиепископа. С этого события началось трёхлетнее противостояние, закончившееся лишением архиерейской кафедры. Двухпрестольный храм вмещал до трёх тысяч народа. В то время на миллионный Ташкент было всего четыре храма, и места для людей не хватало. Благодаря уникальным талантам и помощи Божией, Владыка сумел собрать значительные средства, которых оказалось достаточно не только для строительства собора, но и для его великолепного интерьера: мраморного иконостаса с иконами и золочёными вратами, бронзовыми люстрами и просторными хорами. Сам Владыка часто служил священническим чином в будние дни. Торжественные встречи и облачения на средине храма совершались по большим праздникам. В воскресные дни он чаще облачался в алтаре, и выходил на середину храма в саккосе. Когда он не служил, всегда стоял вне алтаря, на солее, где за иконой было установлено для него кресло.

Архиепископ Ермоген организовал в Ташкенте церковную гостиницу для приезжавшего духовенства и в каждом приходе приобрёл приходские дома для проживания священника.

В пятьдесят седьмом году он построил собор4, а в шестидесятом его лишили кафедры. Мне, слава Богу, довелось попасть в Ташкент в 1959 году, получить от него дьяконское рукоположение и послужить при нем в кафедральном соборе дьяконом. Владыка не только построил собор. Он наполнил его жизнью, собрал вокруг себя достойное и просвещённое духовенство, обеспечил богослужение качественной проповедью. Обычно проповедовал он сам или архимандрит Борис (Холчев)5. Отец Борис был замечательным проповедником. Много лет он был целибатным священником. Когда владыка Ермоген постригал его в монашество, он не стал изменять его имя и сказал: «Ты всегда был монахом и всегда жил монашеской жизнью, поэтому я не стану менять твоё имя».

Святейший Патриарх Алексий I предполагал объединить под омофором архиепископа Ермогена Ташкентскую и Казахстанскую епархии. Было решено назначить архимандрита Бориса викарным епископом в Алма-Ата. Возникала огромная епархия из четырех республик, в которой открывался простор для кипучей деятельности владыки Ермогена.

К сожалению, произошли принципиальные перемены, изменилась политика, началось хрущевское гонение. Владыка прежде переписывался с Карповым и с Хрущевым. Теперь взаимоотношения прекратились. Владыку Ермогена, который был стержнем духовной жизни в Ташкенте, лишили кафедры и сослали в Жировицкий монастырь. Так закончился ташкентский период его деятельности.

-----------------

1. 18/5 октября 1926 года архим Ермоген (Голубев) по избрании братии Киево-Печерской Лавры и утверждении зам. Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия назначен настоятелем Лавры, которая в то время насчитывала 600 с лишним человек. Когда лаврские храмы захватили обновленцы, он продолжал независимо от них руководить братией Лавры. Видимо, именно это привело к тому, что в 1931 году его арестовывали «за антисоветскую деятельность».

2. В 1948 году.

3. «Разрешение на такое строительство получить от властей было невозможно. Тогда Владыка... берет разрешение на реставрацию старой церкви, находящейся в приспособленном здании и тут же начинает стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы. Власти опомнились, начались запросы, выяснения, согласования. Пока громоздкая бюрократическая машина со скрипом двинулась и строительство запретили, было уже поздно - храм стоял». Священник Андрей Безбородов, «Православный христианин» N3, 1999.

4. Освящение состоялось 11 декабря 1957 г.

5. Отец Борис был учеником оптинского старца Нектария. Член мечёвской общины. В 1941 году о. Сергий Мечёв, предчувствуя свою близкую гибель, возложил на него заботу о своих духовных чадах.

 


Владыка Ермоген (Голубев Алексей Степанович) родился 3 марта 1896 года в г. Киеве в семье профессора Киевской духовной академии и университета С.Т. Голубева (доктора церковной истории). В 1919 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия. 10/23 июля 1922 года возведен в сан архимандрита и назначен киевским епархиальным миссионером.

Во время хрущевских гонений архиепископ Ермоген выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV - «О приходах». В своем отзыве на решения Собора он высказал мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так и в хозяйственной жизни своего прихода. Это мнение преосвященного не было принято Св. Синодом, и 25 ноября 1965 года он был уволен на покой в Жировицкий монастырь с правом служения в нем. Архиеп. Ермоген не успокоился на этом и продолжал письменно обращаться и к патриарху Алексию (Симанскому), и в Синод, а также к другим архиереям со своими предложениями по вопросам приходской жизни и по другим церковным вопросам. Переписка эта попала за рубеж и была опубликована. После этого Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность архиеп. Ермогена как неполезную для Русской православной церкви. Ему было определено жить на покое в Жировицком монастыре в ведении преосвященного Минского и Белорусского Антония (Мельникова) с предупреждением, что если он будет продолжать подобную деятельность, то к нему будут применены меры прещения. Скончался архиепископ Ермоген в 1978 г. от сердечного приступа в праздник Благовещения.

Справка подготовлена по материалам сайта «Русское православие»

КИФА №4(126) март 2011 года
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!