gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Что­бы найти себя, нужно открыть себя другому. Из доклада Анастасия (Яннулатоса), архиепископа Тиранского и всея Албании
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.06.2010 г.

Что­бы найти себя, нужно открыть себя другому

Из доклада Анастасия (Яннулатоса), архиепископа Тиранского и всея Албании «Всемирное видение провозвестия Евангелия. Самокритичный восточно-православный взгляд на проблему»

Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский и всея АлбанииАРХИЕПИСКОП ТИРАНСКИЙ И ВСЕЯ АЛБАНИИ АНАСТАСИЙ (ЯННУЛАТОС) (Тирана) - предстоятель Албанской православной церкви, член-корреспондент Афинской академии (с 1993 г.), доктор богословия и заслуженный профессор Афинского университета, почетный доктор богословия и философии 13 других университетов, факультетов и институтов. Почетный член Московской духовной академии. Основатель и редактор ежеквартальных двуязычного (греко-английского) издания «Porefthentes» («Gо Yе») (1960-1970) и журнала «Panta ta Ethne» («All Nations») (1981-1992).

Один из наиболее опасных сдерживающих факторов в раз­витии современной экуменической и апостольской ответ-ствен­ности православных обычно создается «мудрыми» изречениями в духе классической народной мудрости: «Когда в твоем огороде засуха, не лей воду на чужой». И так все силы поглощаются сво­им «огородом», который определяется, как правило, этническими или местными границами. Только считанные капли, да и те ско­рее в результате естественного процесса испарения, проливают­ся на соседние «огороды». И такая «логика», в сущности своей аб­сурдная и даже еретическая, составляет современную немощь и грех православия. Она проявляется на разных уровнях: в прихо­дах, епархиях, монастырях и поместных церквах. Нашим «огоро­дом» не может быть ничто, кроме нивы Христовой, а это, как мы показали ранее, весь мир.

За последние четыре десятилетия много усилий было при­ложено к тому, чтобы развить в православной церкви осознание этого вселенского измерения, и в этом наметился серьезный про­гресс. Слова первого миссионерского манифеста 1960-х - «Без­различие к миссии означает отрицание Православия» - уже не звучат странно и не воспринимаются как ересь. Необходимость православной миссии во всем мире сегодня уже получила богос­ловское обоснование. Тем не менее, православное миссионерство серьезно претыкается об это тормозящее его непроходимое «но». Таким образом, вся деятельность сосредоточена на сиюми-нут­ных местечковых нуждах. Нередко приходится опровергать по­добную аргументацию, которая, как непобедимый вирус, поража­ет церковь инфекцией самозамкнутости и приводит к духовной одышке и бездвижности.

Современная жизнь православной церкви требует от нас правильного понимания и воплощения нашего миссионерского долга, как в местном масштабе, так и во всемирном. Любое противопоставление местного кафолическому приводит к ложной духовности, которая в конечном счете противоречит и духу, и образу мысли в православии. Это не значит, что каждый из нас должен рваться к новым миссионерским рубежам. Но это все-таки требует, чтобы все большее количество молодежи и взрос­лых именно так понимали свое призвание. А главное, чего мы хотим, - это чтобы всемирное видение провозвестия Евангелия вдохновило нас на выполнение нашего миссионерского долга в том месте, куда привела нас воля Божья. Важно, насколько ак­тивно мы сможем участвовать и разумом, и молитвами, и практи­ческими действиями в том, чтобы это всемирное видение вопло­щалось в наших церквах, в том числе и с нашей помощью и че­рез нашу жизнь.

Даже в монашеской традиции, которая вся исполнена при­зыва: «Ей, гряди, Господи Иисусе!», это глобальное видение не за­быто. В абсолютной тишине аскетической жизни в пустыне один из святых XX столетия, св. Силуан Афонский, молился так: «Го­споди, да познают все народы земли Твою любовь и сладость Святого Духа, чтобы они забыли боли земли, оставили всякое зло и притекли к Тебе с любовью, чтобы жить мирно, исполняя Твою волю во славу Твою».

Практическому менталитету человека среднего класса, ко­торый тяготеет к пословице «Когда в твоем огороде засуха...», нужно противопоставить логику Евангелия с его решительным и героическим динамизмом, а также живую традицию святых. Что­бы найти себя, нужно открыть себя другому, отдать себя. Потому что все, что остается закрытым, - келья, человек, приход, общи­на, монастырь, епархия, поместная церковь - приходит к само­разрушению. В этом есть универсальная сила и смысл. И это осо­бенно подтверждается изнутри жизни Церкви, Тела Христова, в «полноте Наполняющего все во всем» (Еф 1:23).

В Библии есть важнейший отрывок, определяющий вселен­ский характер православного свидетельства и миссии и противо­стоящий любой тенденции к расхождению местного и всемирно­го. Этот отрывок из Деяний святых апостолов передает послед­ние слова Господа Своим ученикам: «Вы будете Моими свидете­лями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли» (Деян 1:8).

В каждой поместной православной церкви должен суще­ствовать специальный отдел для развития сотрудничества, под­держки и помощи более слабым православным церквам. Исходя из тех даров, которыми обладает каждая церковь, она может по­могать другим. В последние десятилетия Вселенский и Алексан­дрийский патриархаты включили миссию в поле своей деятель­ности. В церквах Греции и Финляндии получили развитие не­сколько серьезных инициатив по зарубежной миссии. В Амери­ке Православно-христианский миссионерский центр, который в последнее время приобрел межправославный характер, стал осо­бым благословением для воплощения всемирного видения и за­дач, сформулированных в рамках молодежных инициатив Синдесмоса и межправославного миссионерского центра Porefthendes в начале 1960-х годов. В структуре каждой православной церкви должно быть что-то подобное, как средство помощи тем право­славным церквам, чья нужда больше.

На первый взгляд, это предложение может показаться мо­дернистским, но оно согласуется с древней святоотеческой запо­ведью. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Епископ должен за­ботиться не только о той церкви, которая вверена ему Духом, но также и обо всей Церкви, существующей во всей вселенной... Если он молится о соборной Церкви, простирающейся до краев вселенной, то тем более должен проявлять заботу обо всей Церк­ви и попечение обо всех церквах».

 

***

Всемирное видение - правильный православный контекст для всего, что мы делаем и говорим на местном приходском уровне. Не существует правильного понимания живой православной тра­диции, когда эта универсальная перспектива отсутствует. Это не перспектива наблюдателя, это область жизни, мысли, действия, в рамках которой мы существуем. Верные живут «с сердцем, пы­лающим ради всего творения», по слову Исаака Сирина (Про­поведь 85).

Тому, кто хочет прославить тайну Святой Троицы, Всемогу­щего Бога, Творца и Вседержителя, должно быть важно «все» (ta; pavnta). Тот, кто стал одним телом со Христом, стремится думать и чувствовать так же, как Он, «Который хочет, чтобы все люди бы­ли спасены и пришли к познанию истины» (1 Тим 2:4). Тот, кто принимает Святого Духа, вдохновляется вселенским масштабом Его действия. Мы обращаемся к Всесвятому Духу в начале каж­дой православной службы и просим Его прийти и обитать среди нас. Но это в конечном итоге значит, что мы готовы действовать согласно с Ним. Носитель Духа (pneumatevmforoõ) думает, чувству­ет и действует во вселенской перспективе. Его размышление, мо­литва, его интересы и усилия приобретают всемирное измерение. Святой Дух, как порыв сильного ветра, унося наше маленькое за­купоренное в себе «я», открывает нам горизонты вселенной. Свя­той Дух не дается для личного владения или услаждения. «Духов­ная жизнь» без молитвы, свидетельства и миссионерского служе­ния - это противоречие в терминах.

Тот псалом, с которого мы начали, можно привести и как краткий итог всей нашей темы, и как постоянное напоминание о ней. Каждый день мы усердно просим в молитве: «Боже, смилуй­ся к нам и благослови нас, просияй на нас Лицом Твоим!» Но под­линная православная духовная жизнь воплощается и исполняет­ся в более широких всемирных рамках, которые определяет пса­лом: «Да познаем мы на земле путь Твой, во всех народах - спасе­ние Твое. Да восхвалят народы, Боже, Тебя, да восхвалят Тебя народы все». Я предлагаю добавить эти строки к нашей ежеднев­ной молитве, вспоминая то новое измерение, которое приобрели эти стихи благодаря Воскресению Христа и Сошествию Святого Духа в мир, как и благодаря двадцати векам свидетельства свя­тых, которые в своей жизни воплощали Евангелие. «Да восхва­лят народы, Боже, Тебя, да восхвалят Тебя народы все».

--------------

Полностью доклад опубликован в сборнике материалов международной конференции по миссии в Восточной Европе.

 

КИФА №8(114) июнь 2010 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!