gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (сентябрь 2009)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.10.2009 г.

В Екатеринбурге состоялась конференция «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления»

Научно-просветительская конференция «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления» прошла в екатеринбургском Доме писателя 15 сентября.

Заявленная устроителем конференции, православным Свято-Екатерининским малым братством, тема собрала как людей церковных, священников и мирян, так и светских, в том числе профессоров и преподавателей екатеринбургских вузов, представителей общественных организаций и фондов.

«Разобщенность, вероятно, - одна из самых серьезных проблем, ныне стоящих в обществе, и, может быть, наиболее остро это чувствуется в церковной ограде, - такими словами открыл конференцию ее ведущий, представитель Свято-Екатерининского братства Владимир Иванов. - Разобщенность, когда люди мало знают о духовной жизни, о вере друг друга, препятствует тому, чтобы Церковь являла себя как единый духовный организм, коим она призвана быть, препятствует исполнению заповеди единства - как человека с Богом, так и людей между собой. Но это проблема не только церковного сознания. Каждому человеку присуща интуиция о том, что люди призваны жить в общении и единстве. И когда это не происходит или происходит только в малую меру, мы понимаем это как нарушение каких-то фундаментальных законов личностной жизни людей - без ее деления на церковную и светскую части».

Первые два доклада проиллюстрировали проблему разобщенности в России и русской церкви. Вместе с тем докладчики предложили свой взгляд на «пути преодоления» этого зла.

Канд. ист. н., доцент Тверского госуниверситета, директор тверского филиала РГГУ Владимир Лавренов в своем докладе «Сердце у левых, а голова у правых: разобщенность как общественное и церковное зло» напомнил, какие три опасности, ведущие к утрате подлинного общения, видел о. Александр Шмеман. Во-первых, непросвещенность, т.к. у разобщения «главный враг - свободный и просвещенный человек». Во-вторых, увлечение внешними формами, всякой стилизацией в церковной жизни. И, в-третьих, подмена веры идеологией.

Коллега В. Лавренова, канд. ист. н., доцент факультета международных отношений УрГУ (Екатеринбург) Светлана Быкова говорила, что разобщенность стала следствием потери личной ответственности людей за происходящее в стране, приводя в пример ситуацию в стране в 30-х гг. ХХ века. Об удивительном феномене «включения себя во власть», когда до 80% приговоров выносились по добровольным доносам граждан ради борьбы с контрреволюцией, вредительством и т.п. Сила разобщения общества была так велика, что даже анонимные авторы рукописного воззвания, изъятого при аресте рабочего Пермского судоремонтного завода, обличающего преступления советской власти, призывая к объединению, предупреждали: «Опасайтесь шпионов, они везде, даже среди детей». По мнению докладчицы, преодоление разобщенности невозможно без восстановления в обществе доверия, а также «в дополнение к доверию чрезвычайно важной характеристикой общества является ответственность, в т.ч. за свое существование и отношение к происходящему. Я хочу напомнить слова Мираба Мамардашвили: «История - это и есть поле ответственности и труда души». К сожалению, в настоящем и прошлом можно наблюдать периоды, когда общество не желало принимать ответственность за произошедшее».

Заключительный доклад канд. фил. н., доцента Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена Юлии Балакшиной «Опыт общинно-братского собирания в Санкт-Петербургской епархии» показал целую плеяду удивительных примеров принятия добровольной ответственности за происходящее в церкви и стране людьми, опирающимися на братское общение в церкви.

Конференция завершилась оживленной дискуссией.

Олег Глаголев

Информационная служба Преображенского братства

Духовное образование помогает человеку обрести образ и подобие, по которому он был сотворен

30 августа в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялось открытие 22-го учебного года. По традиции преподаватели, студенты, сотрудники и друзья Института, а также учащиеся Богословского колледжа собрались в часовне СФИ, чтобы вместе помолиться и поздравить друг друга с началом учебного года.

Как отметил проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак, «отличие духовного образования от любого другого состоит в том, что оно помогает человеку обрести образ и подобие, по которым он был сотворен. Сила этого образования - не в премудрости человеческой, но в духе и смысле христианской веры. Именно вера освящает все, что человеку даровано познать о себе, об этом мире, о взаимоотношениях людей и главное - об отношениях человека и Бога. Дай Бог, чтобы именно таким духом, мудростью свыше были исполнены наши сердца и умы: и тех, кто учит, и тех, кто учится, и всех, кто трудится в нашем институте, чтобы имя Господа нашего Иисуса Христа прославлялось здесь, и все, кто пребывает в этих стенах и выходит из них, были верными Его учениками и свидетелями».

Традиционную лекцию на начало учебного года прочитала проф. кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ, заслуженный проф. кафедры логики и философии философского факультета МГУ Елена Дмитриевна Смирнова. Она показала роль логики в анализе интеллектуальной деятельности и, говоря о ее месте в духовном образовании, подчеркнула, что «подлинная вера - не вера фанатика, а мудрая вера, - требует разумения». Многие философы и богословы свидетельствовали о невозможности честного познания без логики. Так, Г.К. Честертон сказал: «Легко ругать логику, но альтернатива ей - ложь», а  свт. Григорий Богослов призывал: «Светильником всей своей жизни признавай разум. Смотри, чтобы из-за видимости не ускользнула у тебя действительность. При дверях мудрых стой неотступно, а у богатых не стой никогда». Лекция вызвала большой интерес и у тех, кто уже давно знаком с логикой и даже преподает ее, и у тех, кто в первый раз слышал о ее законах.

Ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков в своей проповеди на молебне напомнил, что первые христиане назывались просто учениками, и это не случайно, поскольку ученичество - одно из основных качеств жизни христианина. Ото всех, кто получает духовное образование, требуется и вера, и открытость, и особое усилие, т.к. им предстоит многое в своей жизни поменять и усовершенствовать. «Надо решиться продать все, что имеешь, дабы купить драгоценнейшую жемчужину и обрести наилучшее сокровище».

В заключительном слове о. Георгий напомнил о новых возможностях, которые открываются в связи с получением Институтом в этом году государственной аккредитации, и выразил надежду, что «все будут, как и прежде, благодарить Бога за счастливые часы, дни, месяцы и годы пребывания в стенах института».

Информационная служба СФИ

Архиерейский Синод РПЦЗ выразил признательность протоиерею Георгию Митрофанову за книгу «Трагедия России»

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей выразил глубокую признательность профессору Санкт-Петербургской духовной академии протоиерею Георгию Митрофанову за его труд «Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века».

«Статьи и проповеди, собранные в Вашей книге, ставят важнейшие для современной России вопросы, - говорится в письме, направленном Синодом РПЦЗ протоиерею Георгию, - отчасти и отвечают на них, ибо они объединены христианским видением, необходимейшим, которым, однако, все еще часто жертвуют ради привычных схем и стандартов».

«Освобождение от узких и искаженных представлений, навязанных долгими десятилетиями владычества богоборцев, - дело первоочередной важности. Обретение корневых ценностей Православной Руси - залог будущего не только России, но и всех окружающих ее народов», - говорится в письме.

Бурную общественную дискуссию вызвали размышления прот. Георгия Митрофанова о судьбах руководителей и рядовых участников Русской Освободительной Армии генерала Власова. Архиереи Зарубежной Церкви полностью согласились с выводами автора книги, подчеркнув: «Имя православного христианина Андрея Власова вызывает ненависть при неведении исторической реальности в силу тоталитарно-богоборческой пропаганды, целенаправленной исторической фальсификации... Сталин и Гитлер исказили порыв русских людей к свободе. Сталин сумел все смешать. Вы же призываете Россию к различению духов».

Члены Синода отметили, что в среде русской эмиграции книга «Трагедия России» вызвала огромный интерес. Честность и прямота, проявляющиеся в труде протоиерея Георгия, «вселяют надежду, что даже в самых сложных исторических и нравственных вопросах будут наконец обретены и выражены ответы, достойные Святой Руси - такие, которые не дышат духом лжи и разъединения прошлого века, но согласно Христу и жизни будущего века исполнены духом единения, великодушия, правды и любви».

Письмо подписали Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Монреальский и Канадский Гавриил, епископ Манхеттенский Иероним и другие члены Архиерейского Синода.

В книгу «Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века» вошли публицистические статьи и проповеди, написанные и произнесенные протоиереем Георгием Митрофановым в 1990-2000 годах. Основное внимание в них уделяется религиозно-философской критике коммунизма. Автор анализирует духовно-историческую ситуацию в стране, которая, по его мнению, безуспешно пытается совместить «подлинные идеалы 900-летней православной России с ложными «идолами» 70-летнего богоборческого СССР».

Профессор-протоиерей Георгий Митрофанов - один из ведущих церковных историков, кандидат философских наук, магистр богословия, заведующий Кафедрой церковно-исторических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

«Церковный вестник»

Панихида по жертвам «красного террора» состоялась на Ржевском полигоне под Санкт-Петербургом

Панихида по жертвам «красного террора» была отслужена 6 сентября под Санкт-Петербургом на Ржевском полигоне - месте массовых расстрелов 1918-1920 годов. Здесь собралось около 150 прихожан петербургских храмов.

Поминальную службу возглавил член Синодальной комиссии РПЦ по канонизации, профессор СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов. Ему сослужили протоиереи Вячеслав Харинов и Андрей Козлов, иереи Димитрий Симонов и Леонид Полетаев.

«Наша задача заключается в том, чтобы устыдиться и опечалиться тому, что было в нашей стране. А если это произойдет с нами, то, безусловно, мы хотя бы в том малом мире, который окружает нас, в наших семьях, среди тех, кто нам близок, попытаемся начать созидать другую страну. Ту страну, которую олицетворяли эти люди, и ту страну, которой нас лишили с самого раннего детства последователи тех палачей, которые сделали этот военный полигон одним из многих мест погребения лучших представителей нашего народа», - сказал в проповеди протоиерей Георгий Митрофанов.

За два года на Ржевском полигоне было расстреляно несколько тысяч заложников. Наиболее массовые расстрелы прошли в период наступления Юденича на Петроград, в связи с восстанием моряков в Кронштадте, «Таганцевским делом» и декретом об изъятии церковных ценностей.

Где-то в нашпигованной рваным металлом земле Ржевского полигона находятся второпях зарытые палачами тела расстрелянных здесь священномученика митрополита Вениамина Петроградского и с ним убиенных, а также тысяч безвестных мучеников. Здесь лежат поэт Николай Гумилев и погибшие одновременно с ним.

Точные данные о числе убитых до сих пор не известны. Полигону еще не присвоен статус, позволяющий проводить раскопки. Точно можно говорить о 7,5 тыс. расстрелянных. Однако один из руководителей «Мемориала» Вениамин Иофе, которому довелось работать в недолгий период «открытости» архивов ФСБ, назвал цифру 27 тысяч.

«Вода живая»

Настоятель храма Жен Мироносиц во Пскове, сменивший о. Павла Адельгейма, изобличен в подделке протокола приходского собрания

Псковским городским судом (судья Мурин В.А.) 24 августа признан недействительным протокол приходского собрания псковского храма св. Жен Мироносиц от 14 марта 2008 г. и отменена проведенная по этому документу регистрация изменений в устав прихода.

По поводу этого документа, названного его создателем - настоятелем храма св. Жен Мироносиц Сергеем Ивановым - «Протоколом», четырьмя членами религиозного объединения (прихода храма), включая священника Павла Адельгейма, был подан в суд иск, суть которого сводилась к требованию признать протокол фальшивкой.

Суд г. Пскова в первом составе (судья Масленников В.В.) 26 марта 2009 г. истцам отказал. Основанием для отказа послужило утверждение о том, что истцы (включая священника) не доказали свое членство в приходе.

Судебной коллегией Псковского областного суда в порядке кассационной жалобы (председательствующий - Ельчанинова Г.А., судьи Виноградова В.А. (докладчик), Белоногова Н.Ю.) решение Масленникова В.В. было отменено и дело направлено на новое рассмотрение. Основанием отмены послужило то, что судом первого состава не был выяснен факт - проходило ли в действительности собрание. Истцы доказывали, что собрания 14 марта 2008 г. не было, ответчики утверждали обратное.

Точку в затянувшемся споре поставил судья Мурин В.А., огласив 24 августа резолютивную часть решения.

КИФА №12(102) сентябрь 2009 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!