gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
21.12.2008 г.

Скончался патриарх Алексий II, в течение восемнадцати лет возглавлявший Русскую православную церковь

Image
Крестный ход вокруг храма Христа Спасителя после отпевания. Гроб с телом патриарха несут архиереи
5 декабря 2008 года в своей резиденции в Переделкино на 80-м году жизни скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Причиной его смерти, неожиданной для окружающих, стала сердечная недостаточность. Еще накануне сообщалось, что он примет участие в дискуссии о русском языке и ценностях отечественной культуры на заседании Русского народного собора.

Представители различных религий и христианских конфессий, государственные деятели России и других стран обратились к Русской православной церкви со словами соболезнования. В отпевании, состоявшемся 10 декабря в храме Христа Спасителя, приняли участие представители Поместных православных церквей, многочисленные представители государственной власти. Алексия II, согласно его завещанию, похоронили в московском Богоявленском Елоховском соборе.

6 декабря в патриаршей резиденции в Переделкино состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской православной церкви  под председательством старейшего постоянного члена Священного Синода митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Из семи постоянных членов Священного Синода тайным голосованием патриаршим местоблюстителем был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В соответствии с Уставом Русской православной церкви Синод поручил митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию вступить в самостоятельное управление Московской епархией. Во всех храмах г. Москвы его имя в настоящее время возносится за богослужением после имени патриаршего местоблюстителя.

На состоявшемся 10 декабря 2008 года заседании Священного Синода Русской православной церкви определены даты проведения предстоящего Архиерейского Собора, а также Поместного Собора, на котором состоится избрание патриарха Московского и всея Руси: Архиерейский Собор пройдет 25-26 января 2009 года, Поместный Собор - 27-29 января 2009 года.

В ближайшее время в каждой епархии Русской православной церкви пройдет епархиальное собрание, где будут избраны три делегата на Поместный собор: священнослужитель, монашествующий и мирянин. В число делегатов, кроме членов епископата, также войдут руководители ряда синодальных учреждений, ректоры духовных академий и делегаты от всех духовных семинарий, а также наместники монастырей в епископском сане и четыре представительницы от всех женских монастырей РПЦ.

Экспертиза подтвердила подлинность останков
царской семьи

Царская семьяЭкспертиза подтвердила подлинность останков Николая II. Соответствующие выводы были сделаны на основании заключительной генетической экспертизы, сообщил журналистам американский ученый Майкл Кобл, занимавшийся исследованием останков.

По его словам, генпрофиль из ДНК костных останков, обнаруженных на Урале, полностью совпал с генпрофилем ДНК, выделенным из пятна крови Николая II, обнаруженного на рубашке, хранящейся в Эрмитаже.

«Результаты сходятся. Абсолютно точно, что наши исследования закончены, наши результаты подтверждают то, что мы хотели подтвердить», - сказал Кобл.

Заявление об обнаружении в Екатеринбурге тел, имеющих признаки насильственной смерти, было подано в прокуратуру в начале 1991 года. Предполагалось, что среди найденных тел могут быть останки Николая II.

В Англии, США и России проводились три генетические экспертизы этих останков. Позже Эрмитаж предоставил для экспертизы рубашку Николая Романова, которая была на нем в 1891 году во время поездки по Японии. Наследника престола - тогда Николай еще не был императором - ранил полицейский из города Оцу.

Кроме того, в 2007 году было объявлено об обнаружении под Екатеринбургом останков царской семьи. Летом 2008 года СКП обнародовал косвенные доказательства, согласно которым костные фрагменты принадлежали наследнику престола цесаревичу Алексею и великой княжне Марии Николаевне.

Lenta.ru, 5 декабря 2008 г.

Обретенные при раскопках в Царском Селе человеческие останки являются мощами первого священномученика ХХ века

Священномученик Иоанн КочуровНастоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев в интервью сайту Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» заявил, что останки, найденные при раскопках на Соборной площади Царского Села, - это мощи первого священномученика ХХ века отца Иоанна Кочурова. Они были обретены в крипте храма и позже были идентифицированы.

Антропологические исследования, по словам отца Геннадия, проходили в Институте материальной культуры РАН. «Нам помогли также эксперты-криминалисты из ГУВД по Санкт-Петербургу и области», - отметил священник.

По его словам, «святого казнили и затем глумились над его захоронением в 1939 году, подкладывая взрывчатку в крипту собора, где он был упокоен». Как отметил отец Геннадий, череп святого Иоанна был раздроблен на несколько частей.

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился в 1871 году в Рязанской губернии. По окончании Петербургской духовной академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Присоединял к Православной Церкви униатов и католиков, его трудами был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы.

В 1916 году отец Иоанн стал приходским священником Екатерининского собора Царского Села. За день до мученической кончины в октябре 1917 года во время артиллерийского обстрела города (где находились казачьи отряды генерала Краснова) он служил в храме молебен о прекращении братоубийственной брани. После него, несмотря на обстрелы, прошел крестный ход. 31 октября/13 ноября большевики ворвались в Царское Село, за бесстрашную проповедь священник был арестован и подвергся избиению, затем его, полуживого, красногвардейцы волокли по шпалам к аэродрому, где на глазах сына-гимназиста расстреляли. Тело убитого пастыря было перенесено в Екатерининский собор и погребено по просьбе прихожан в усыпальнице.

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший батюшку, писал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцем мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Сщмч. Иоанн канонизован Русской православной церковью в 1994 году.

http://www.sedmitza.ru/

У нас есть новомученики, но мы живем так, как будто их не было, - напоминает протоиерей Георгий Митрофанов

«Отношение к новомученикам в нашей Церкви парадоксально: они есть, но мы живем так, как будто их не было», - таково мнение протоиерея Георгия Митрофанова - члена Синодальной комиссии по канонизации Русской Православной Церкви (РПЦ), профессора Санкт-Петербургской духовной академии, историка. Выступая недавно с лекцией в МГИМО, о. Георгий отметил, что это проблема не только церковного сознания, но и всего общества: «Историческое беспамятство, культивируемое в советское время, свойственное нашему обществу, присутствует и в Церкви».

 По его словам, после канонизации большого числа новомучеников и исповедников Российских в начале XXI в. в РПЦ распространено такое понимание: «Россия была в начале ХХ в. богоугодной страной, поэтому было попущено уничтожение стольких людей, среди которых воссияли новомученики; их больше, чем за всю историю вселенской Церкви, и мы этим должны гордиться». Однако страшно то, что «новомученики как будто избавили нас от труда задуматься над тем, что их уничтожили не какие-то бесы, а их собственные пасомые, ведь палачей было больше, чем мучеников». Священник считает, что христианам более подобает «не хвастать, сколько у нас новомучеников, а ужасаться, сколько палачей». О. Георгий напомнил, что сами новомученики «были исполнены других чувств». Примером может быть «глубокое ощущение недостоинства» у митрополита Кирилла (Смирнова), который писал Патриарху Тихону: «Мы только на то и годны, чтобы сидеть». В этих словах, отметил историк, звучит понимание того, что «Русская Церковь не смогла подготовить народ к искушениям».

 О. Георгий с сожалением констатировал, что о новомучениках очень мало знают в России, и «это большая опасность для Церкви». «В Московской епархии еще кое-что успели, материалы публикуются, но надо торопиться - сейчас архивы начинают закрываться», - заметил священник. Очевидно, что их почитание невозможно инициировать сверху, однако те инициативы, которые исходят от рядовых священнослужителей, общественных организаций и просто граждан, необходимо поддержать на общецерковном уровне. Так, в Левашовской пустоши под Санкт-Петербургом, где лежат 47 тыс. убиенных, или на Ржевском полигоне, где тоже были расстреляны тысячи людей, ежегодное поминовение жертв репрессий проходит по инициативе «Мемориала», с участием нескольких священников. В этих местах нет общецерковного поминовения. О. Георгий считает, что в Москве «с этим лучше»: возведена церковь на Бутовском полигоне, есть мемориал.

 В своей лекции в МГИМО о. Георгий рассказал о сложностях подготовки канонизации сотен новомучеников. Примечательно, что при изучении архивных материалов оказывалось, что 97-98 % репрессированных священнослужителей вынуждали давать признательные показания. Но главной особенностью стало то, что в документах в подавляющем большинстве случаев не зафиксировано, что церковных людей уничтожали именно за их верность Христу. «Нет случаев, когда требовали бы от них отречения от Христа - следователей это просто не интересовало. Нужно было признаться в участии в том или ином контрреволюционно-монархическом заговоре - и все», - рассказал о. Георгий. Кроме того, в почитании новомучеников почти нет свидетельств о чудотворениях, а зачастую - нет и сведений о месте их захоронения.

 Говоря о жертвах репрессий, выступавший подверг критике успешно завершившуюся кампанию по реабилитации царской семьи. «Тогда нужно реабилитировать все 150 млн. Ведь все, что творил этот режим, было незаконно. Поэтому нужно не реабилитировать жертвы, а объявить преступным коммунистический режим, признав все его жертвы незаконными. А реабилитация предполагает, что кого-то репрессировали законно, а кого-то - нет. Но в стране, где до сих пор гордо можно сказать «я чекист» (представьте себе, можно ли в Германии так же гордо произнести «я гестаповец») - все возможно», - отметил член Синодальной комиссии.

Юлия Зайцева

http://blagovest-info.ru

В Церкви призывают тех, кто поклоняется Сталину как иконе, отказаться от «умственного большевизма»

В Московском патриархате расценивают как «нездоровую крайность» попытки обожествить Сталина и канонизировать его.

«Я понимаю, можно по-разному относиться к деятельности Сталина или Грозного, но неужели признание каких-то исторических заслуг того или иного человека непременно должно подразумевать его канонизацию или изображение его на иконах!» - выразил недоумение руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей священник Михаил Прокопенко в среду в беседе с корреспондентом «Интерфакс-Религия».

Так он прокомментировал сообщение о том, что в церкви под Петербургом по инициативе настоятеля выставлена «икона» Сталина. На ней также изображена святая Матрона Московская, с которой Сталин, согласно одной из легенд, встречался осенью 1941 года.

Между тем, как отметил отец Михаил, та встреча «едва ли имела место в действительности, как и «крестные лёты» с Казанской иконой Богородицы и тому подобные благочестивые байки, подобно плесени размножающиеся в умах некоторых людей».

«Нужно помнить, что ложь, какой бы благочестивой и благонамеренной она ни была, есть дело бесчестное и губительное. Ложь же в церковной проповеди вообще принципиально недопустима», - подчеркнул собеседник агентства.

По его словам, «появление «иконописного» изображения Сталина, да и не только Сталина - Иоанна Грозного, императора Павла и так далее - это своего рода умственный большевизм, болезненное желание любую мысль и любое начинание довести до нездоровой крайности».

«Такой большевизм чужд церковной традиции, которая подразумевает осторожность и трезвость в исторической и богословской оценке тех или иных явлений жизни. Думаю, Господь простит нам некую толику здорового недоверия и осторожного скептицизма, как простил апостолу Фоме его «доброе неверие»; а вот духовная всеядность может лишить человека способности «различения духов», - предупредил священник.

Он также высказался по поводу недавно озвученного намерения питерских коммунистов провести акцию с печатанием «иконок» Сталина, напомнив, что создание иконописных изображений того или иного человека обычно начинается после решения о его канонизации, принятого Церковью.

«Иными словами, Церковь сама разберется, кого ей следует канонизировать, а кого - нет, а намеренное тиражирование «икон» неканонизированного человека - в лучшем случае безрассудство, а в худшем - кощунство и сеяние смуты», - убежден отец Михаил.

http://www.interfax-religion.ru/

 

Заштатный епископ Ипполит (Хилько) покаялся перед собранием архиереев Украинской православной церкви и отрекся от своих ультраконсервативных взглядов

Как сообщил один из участников расширенного заседания Синода Украинской православной церкви, прошедшего в Киеве в минувшие выходные, «епископ Ипполит истово каялся, бил земные поклоны, обещал предать анафеме всю свою прошлую деятельность и отменить свои благословения последователям «царебожия», противникам штрих-кодов, паспортов, активной миссии, а также клеветникам священноначалия Русской православной церкви».

Епископ Ипполит (Хилько) осуществлял систематические клеветнические нападки на церковное священноначалие, пропагандировал асоциальный образ жизни - отказ от гражданских паспортов и налогового учета.

Епископ Ипполит поддерживал запрещенную Синодом газету «Дух христианина», организовал и направлял деятельность таких одиозных организаций, как «Православная общественность Одессы» и союз «Новороссия», которые занимались хулиганской антицерковной деятельностью, выражавшейся в срыве лекций епархиального отдела катехизации, а также клеветой на Московский Патриархат и лояльные ему общественные организации, такие как «Единое Отечество».

Руководители этих организаций были отлучены от причастия митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом, убежденным противником автокефалии Украинской Православной Церкви. Несмотря на это, украинские последователи бывшего епископа Диомида продолжают утверждать, что епископ Ипполит был почислен за штат в декабре прошлого года якобы за «верность единству Русской Церкви».

http://www.sedmitza.ru/

Современная бездуховность - плод забвения людьми своей собственной истории

14 ноября в г. Сумы (Украина) состоялся круглый стол, посвященный выходу сборника «Свет памяти: Н.Н. Неплюев в воспоминаниях современников». В помещении Сумского пресс-клуба собрались зам. председателя областной администрации А. Лаврик, глава Ямпольского района В. Животинюк, исследователь деятельности Крестовоздвиженского братства проф. Л. Мельник, директор центра социально-гуманитарного развития «Родной край» В. Шейко, директор музея Крестовоздвиженского трудового братства В. Авдасёв, журналисты, представители общественности и гости.

В начале XX века на территории Воздвиженска, где располагалось братство, было процветающее хозяйство: поля, заводы, две школы и сиротский приют, больница. Братчики жили в одном доме общиной, в которую объединялись братья и сестры по роду труда. В 1929 г. во время коллективизации всех братчиков выселили из родных мест. После этого было сделано все, чтобы вычеркнуть братство из памяти людей. Сегодня Воздвиженск представляет собой печальное зрелище: бывшие братские постройки превратились в руины, а о братстве в селе почти никто не вспоминает, чаще всего отзываются о нем враждебно.

Участники круглого стола рассказывали об особенностях жизни и различных сторонах деятельности Крестовоздвиженского православного трудового братства, о духовном и культурном значении его наследия. Особо вспоминали основателя и блюстителя братства Н.Н. Неплюева - в этом году исполнилось 100 лет со дня его кончины.

В работе круглого стола приняла участие московский исследователь истории Крестовоздвиженского братства, бакалавр богословия Свято-Филаретовского православно-христианского института Н. Игнатович. Она рассказала о духовной стороне жизни братства, а также о ярких страницах биографии и мученической кончине братского священника Александра Секундова. Н. Игнатович подчеркнула важность преодоления беспамятства, которое укоренилось в обществе в советское время. Современная бездуховность - плод забвения людьми своей собственной истории. Необходимо вернуть историческую память, оживить уникальные страницы нашей истории, которые включают в себя, в том числе,  жизнь и деятельность Крестовоздвиженского братства, а также богословское наследие его основателя Н.Н. Неплюева.

В следующем году организаторы круглого стола планируют проведение масштабной конференции, посвященной Крестовоздвиженскому православному трудовому братству.

Информационная служба СФИ

http://sfi.ru

Минская духовная академия переедет в столицу

Минская духовная академия из Жирович переедет в Минск. Она разместится в исторической части столицы  - в Духовно-образовательном центре Белорусской православной церкви.

Центр строится на улице Торговой. Как рассказал референт Минской епархии по вопросам строительства Геннадий Шукан, Духовно-образовательный центр будет состоять из здания ректората, двух учебных корпусов, общежития, а также главного корпуса.

По словам директора КУП «Мiнская спадчына» Павла Шикунца, новый объект возводится в рамках реконструкции, реставрации и восстановления исторического центра, начатой в 2004 году. Ее цель - создание единого архитектурного комплекса в этой части города.

http://www.sobor.by/

В Российской академии художеств выставлен уникальный витраж «Христос Вседержитель»

В научно-исследовательском музее Российской Академии художеств на Университетской набережной Санкт-Петербурга 24 ноября выставлен для обозрения уникальный витраж «Христос Вседержитель». Шедевр церковного искусства был выполнен на фабрике известного немецкого живописца по стеклу Франца Цеттлера.

Это запрестольный образ, который, вероятно, украшал храм в виде окна, особым образам пропускал свет. Краски витража начинают «играть» на солнце. Но для какого храма он был выполнен и как попал в академию, пока не знает никто.

Долгое время образ хранился в музейных фондах. После реставрации его установили в конференц-зале музея. Теперь предстоит долгая исследовательская работа: необходимо выяснить, когда он  попал в Россию, а главное - в каком храме находился или должен был находиться. Скорее всего, от этого храма не осталось даже стен.

http://www.sedmitza.ru/

КИФА №16(90) декабрь 2008 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!