gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Первая полоса arrow Мы еще не прошли точку невозврата. Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.06.2008 г.

Мы еще не прошли точку невозврата

Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым), главой синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви

Архимандрит Иоанн (Экономцев)- На Руси традиционно сложное отношение к образованию, его не всегда любят и мало ценят. Можно ли изменить эту ситуацию? Ждать, когда «жизнь заставит» (информационная эпоха, возрастающая нужда в креативно мыслящих людях в условиях жестокой конкурентной борьбы и т.п.) или поспешить самим? Как именно?

Архим. Иоанн (Экономцев): Сложное отношение к образованию свойственно многим странам, например, США, и Россия здесь не исключение. Вместе с тем у нас богатая образовательная традиция, нам не раз доводилось проходить и преодолевать смутные времена и подыматься из состояния общественного и образовательного разора. Я все-таки не согласен со скептиками, полагающими, что мы уже прошли точку невозврата и впереди только разрушение. Но нужно совместное усилие общества, государства и Церкви. А для этого следует понять всем, что без возрождения образования не выжить.

- Могут ли этому помочь возникшие в последние десятилетия негосударственные образовательные учреждения? Чем они располагают и в чем нуждаются для достижения этой цели? Или такой связи с организационно-правовой формой нет?

Архим. Иоанн: Они не могут подменить собою всю систему образования, но должны обрести в ней свое место как уникальные образовательные и культурные центры, поскольку нередко собирают лучших преподавателей. Необходима целевая поддержка лучших из них и облегчение часто непосильных материальных тягот.

- Насколько образование как подготовка интеллигенции в собственном смысле слова (от intelligere - понимать, мыслить) может быть результатом целенаправленных институциональных усилий? Как возможно (и возможно ли) возвращение к глубине и целостности просвещения человека, вступление на путь от «образованщины» к интеллигентности?

Архим. Иоанн: С легкой руки А. Солженицына распространилось слово «образованщина», отражавшее реалии застойной советской системы. Однако в настоящее время едва ли оно сохраняет всю свою актуальность. Никакой интеллигенции без основательного образования быть не может. Вместе с тем, если интеллигенция хочет иметь общественное значение, она должна нести в себе нравственное начало, услышать и понять не только саму себя, обладать не только развитым умом, но и совестью, быть вместе с Церковью и со всеми здравыми духовно людьми в решении насущных задач, стоящих перед обществом. В соответствии с этим должна быть ориентирована и система образования.

- Какие главные цели должно, на Ваш взгляд, ставить образовательное учреждение перед собой в сегодняшней России?

Архим. Иоанн: У настоящего образования цель всегда одна - развить ум, снабдив его знаниями и умением ориентироваться в море информации, и пробудить в душе стремление к нравственному совершенству.

- Какая сегодня первоочередная задача духовного (церковного) образования?

Архим. Иоанн: Задач, стоящих перед современным духовным образованием, немало - возрождение церковной науки, восполнение однобокости образования, искусственно созданной в советское время, подлинное воцерковление, обретение своего законного места в общей системе образования... Но прежде всего ему надлежит воспитывать священников, способных и в современном, усложнившемся по сравнению с прежним, мире нести людям всех общественных страт спасительную весть Христову.

КИФА №8(82) июнь 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!